Незавершенный роман: как украинские фискалы обманули Евросоюз на 10 млн евро

16 августа 2017, 09:00
Цей матеріал також доступний українською
ГФС при Романе Насирове получила от ЕС большое финансирование на реконструкцию пограничных пунктов пропуска, но ничего не сделала

25 июля может войти в историю как день, когда европейцы в очередной раз разочаровались в способности украинской власти проводить реформы: именно 25-го Евросоюз прекратил один перспективный совместный проект с Украиной. Всему виной стали действия Государственной фискальной службы (ГФС): в ЕС заявили, что та берет европейские деньги в виде грантов на реконструкцию пограничных пунктов пропуска. Берет и ничего не делает взамен.

Видео дня

Все началось еще в 2006 году, когда Евросоюз запустил первую программу трансграничного сотрудничества Польши, Беларуси и Украины, затем еще три. Их общий бюджет составил 400 млн евро. Причем неукраинскую часть проекта в Европе признали успешной, что решил продлить ее до 2020 года.

С украинской частью все гораздо хуже. Ее смета составляет 25 млн евро, из которых 10,4 млн - грантовые деньги ЕС. За них ГФС должна была реконструировать пункты пропуска Устилуг, Рава-Русская, Красноильск, Дьяковцы, Лужанка, Ужгород, Вилок. А также приобрести оборудование для пунктов Краковец, Шегини и Ягодин, и улучшить на них инфраструктуру.

В ЕС планировали, что все закончится 31 декабря 2016. Но пункты пропуска не реконструированы до сих пор.

Первые транши пришли в 2014 году. Но, как показывает внутренняя документация фискальной службы, имеющаяся в распоряжении НВ, прогресса в работах не было. Например, по данным сайта Волынские новости, на пункте пропуска Устилуг подрядчики ГФС за 3 млн евро грантовых денег только вырыли котлован.


.jpg
.jpg Фото:

Далее главным фискалом страны стал Насиров, и дела пошли еще хуже.

Одним из ключевых подрядчиков, у которого ГФС закупила услуги по реконструкции пунктов пропуска, стала компания Энергомонтажвентиляция (ЭМВ). Она получила контракт в июле 2015 года, сразу же после прихода Романа Насирова на должность главы фискального ведомства. Сумма контракта 3, 4 млн евро, за которые компания должна была реконструировать пункты Красноильск и Дьяковцы.

По данным системы YouControl, 50% акций ЭМВ принадлежат Михаилу Ищенко это однокурсник бизнесмена Александра Глимбовского по Киевскому инженерно-строительному институту. О Глимбовском, владельце компании Альтис Холдинг, страна узнала в этом году: он внес многомиллионный залог за задержанного НАБУ Романа Насирова, когда тому грозило СИЗО. Сделал он это не из меркантильных интересов, а по-родственному: Насиров муж дочери Глимбовского.

Ищенко и Глимбовский не забыли о своей общей студенческой юности: да, ЭМВ засветилась как участник тендерного аукциона по реконструкции столичной больницы Охматдет. Но подряда не получила он достался именно Альтис Холдинг. В тендере принимали участие только эти две компании. В ЭМВ не захотели ответить на вопрос НВ.

Тендерами, связанными с реконструкцией пунктов пропуска, в ведомстве Насирова занимается еще один не чужой для Глимбовского человек Владимир Кислицын, директор департамента инфраструктуры ГФС, который получил эту должность в декабре 2015-го.

К этому Кислицын руководил дирекцией строительства дорожных и транспортных сооружений Киева. На этой должности он в мае 2013 года принимал работы по реконструкции транспортной развязки Почтовой площади, которые выполнял все тот же Альтис.


.jpg_01

.jpg_01 Фото:

В ГФС Кислицын отличился тем, что, несмотря на отсутствие какого-либо прогресса в строительных работах, постоянно продлевал сроки выполнения реконструкции пунктов пропуска. И делал это даже после того, как Насиров оказался под домашним арестом, а фискалов в ранге «и.о.» возглавил Мирослав Продан.

Последний и получил от Павла Словиковского, главы европейской программы реконструкции, письмо о прекращении финансирования проекта. В нем Словиковский пояснил: европейцы не видят прогресса в сотрудничестве с ГФС, и недовольны результатами аудита программы.

Куда ушли деньги? В ГФС соответствующий запрос НВ проигнорировали. Только обращение в Службу депутата Сергея Лещенко заставило Продана письменно рассказать о судьбе многострадальных пунктов пропуска. В своем ответе он заявил: реконструкция профинансирована, однако не завершена. Мол, ГФС остановила все работы, и сейчас чиновники разрабатывают план как выйти из проблемной ситуации.

Присоединяйтесь к нам в соцсетях Facebook, Telegram и Instagram.

Показать ещё новости
Радіо НВ
X