Минус пробки, плюс IKEA. Заместитель Кличко – о том, что, когда и как будет делать с Киевом мэрия

Нам нужно мнение серьезных специалистов, чтобы мы понимали, что мы тут в Киеве строим – Париж или Лондон, говорит бывший девелопер, а теперь чиновник мэрии Никонов

Нам нужно мнение серьезных специалистов, чтобы мы понимали, что мы тут в Киеве строим – Париж или Лондон, говорит бывший девелопер, а теперь чиновник мэрии Никонов

О столичных пробках, о том, зайдет ли в Украину IKEA и почему бульвар Леси Украинки мешает сделать из Киева Париж, в интервью НВ рассказывает первый заместитель председателя КГГА Игорь Никонов 

К годовщине пребывания Виталия Кличко на посту мэра социологи преподнесли ему неприятный сюрприз. Группа Рейтинг совместно с International Republican Institute впервые провела муниципальное исследование того, как жители украинских городов оценивают качество услуг, работу местных властей и другие показатели, определяющие качество жизни. В пятерку лидеров вошли Винница, Харьков, Тернополь, Львов и Черновцы. Киев оказался на 14 месте.

Этот рейтинг – приговор местной власти, отмечают критики мэра, напоминая, что столица располагает наибольшим финансовым ресурсом, а действующий мэр -  еще и потрясающим административным – 77 депутатов Киевсовета из 120 лояльны Кличко. Это значит, что у главы КГГА была вся полнота власти и он мог провести любое полезное для города решение. Ни один предыдущий мэр не обладал такими возможностями.

Горвласти на критику и непризнание их заслуг реагируют нервно. Так, отвечая на высказывания главреда НВ в Facebook о достижениях столицы, первый заместитель главы Киевской городской госадминистрации (КГГА) Игорь Никонов написал пространный пост. В нем он перечислил достижения Киева за последнее время – введение электронной формы оплаты парковок, аукционные торги на землю, велосипедная дорожка на Труханов остров и низкие цены на хлеб. И пригласил НВ пообщаться за чашкой чая.

- Как бы вы подвели итоги прошедшего года для Киева?

- Год назад мы пришли, администрация была полностью разрушена, на Майдане палатки. Коммуникации между административными управлениями практически отсутствуют, все в разных зданиях. Куча документов потеряна. Коррупция – притча во языцех.

Мы начали с финансового аудита, уволили примерно 50 человек, которые занимали ключевые посты. Нашли на 500 млн грн нарушений, передали в правоохранительные органы. Но главное – мы поняли, что для борьбы с коррупцией этого мало. Нужно создать систему, которая не даст возможности людям иметь контакт с чиновниками и позволит открыть общественности все, что делает власть.

И мы начали более пристально обращать внимание на смарт-сити, на ІТ-технологии, которые используются в мире. Создали открытый онлайн-бюджет. Сегодня он уже действует. Любой человек в Киеве может посмотреть в онлайн-режиме затраты любого конечного распорядителя бюджетных денег, кому он заплатил, за что и сколько. Это уже реальная борьба с коррупцией.

Какой уже Париж и Вена, если в центре Киева стоит бульвар Леси Украинки с этими домами? Был бы у нас экономический бум, можно было бы их снести и построить что-то другое

Второе – электронные торги. То же самое. Невозможно уже с кем-то договориться, потому что это видят его конкуренты и они не дадут этой договоренности свершиться. Это тоже наша заслуга.

Мы сделали систему учета всех активов. Ее никогда не было. Разработали систему, которая в онлайн-режиме открыта, и любой может увидеть, чем владеет община, что можно взять в аренду.

Очень много программ, которые можно назвать "смарт-сити", сегодня уже реализованы или будут реализованы в ближайшее время. Вот это, наверное, я и считаю самым большим достижением.

Также мы очень стараемся помочь людям в социальном плане. Порядка 1,5 млрд грн мы выделили дополнительно из бюджета на поддержку незащищенных. Одна из  главных наших задач – это максимально поддержать киевлян. Мы не увеличили ни на копейку тарифы, которые устанавливает КМДА, на коммунальные услуги. Мы нашли средства в бюджете, чтобы компенсировать рост цен в этой сфере. Создали программу социального хлеба – люди имеют возможность купить "Украинский" по 5,25 грн, "Пшеничный" – 4,05 грн. В Украине нет подобных цен нигде. Через нашу сеть Фармация договорились со многими производителями медикаментов, что они дадут скидки от 30 до  50%. Оставили льготный проезд в общественном транспорте. Для этого тоже нужно было изыскать средства в бюджете, и мы их нашли.

Весь бюджет, который мы утвердили, он действительно социально ориентированный. Его нельзя назвать бюджетом развития. Конечно, меня это очень сильно огорчает. Но сегодня нужно абсолютно четко расставить приоритеты. Это наша политика в том времени, в котором мы живем.

- Я хотел бы все же услышать от вас более детально о концепции развития Киева. Киев – это эко-город, город инноваций, финансовая столица Восточной Европы? Что такое Киев, по вашему? Каким он должен быть через 5-10 лет?

- Я вам скажу свою историю, она показательна в этом смысле. Я закончил в Санкт-Петербурге институт и у меня была возможность там остаться жить. Но после распределения я приехал в Киев и остался. Я полюбил Киев. Он был действительно другим. Добрым, зеленым и каким-то дружественным. Люди другие, все другое.

Сейчас это все, конечно, гораздо жестче. Но я и сейчас буду все делать для того, чтобы вернуть ту среду. Для меня как для девелопера был очень четкий фактор – среда обитания. Никогда мы не делали дом, а потом строили садики или какие-то парки и так далее. Сначала делали парки, а потом – все остальное. Человек должен выйти, и у него должна появиться улыбка на лице.

То же самое и в Киеве. Конечно, очень многое угроблено. Много абсолютно не вписывающихся зданий. Многие сделали ошибки, многие продолжают их делать.

Для меня Киев – это все-таки город более исторический. Все новации, которые есть, я бы все-таки выносил немножко за центр. Я бы создал этот центр заново. Его нужно взять и создать заново.

- Вариант Парижа и Вены?

- Какой уже Париж и Вена, если в центре города стоит бульвар Леси Украинки с этими домами? Был бы у нас экономический бум, можно было бы те дома снести и построить там что-то другое. Но хотя бы выделить как-то до Бессарабки и вот эту часть от Днепра. Уже есть проект пешеходной зоны, которая идет от Десятинной вниз по Андреевскому спуску, потом Сагайдачного, фуникулером обратно – вот эту хотя бы зону сделать очень исторической. И центр, правительственный квартал – там нужно навести порядок. У нас уже выигранные суды есть по Музейному переулку. Надо будет снести там несколько этажей. Ребята уж очень уродливо сделали там надстройку.

Кстати, уже договорились и добили по Пейзажной алее. Это здание застройщик сам согласился сносить. Надо показать пример, что могут что-то снести. Тогда, думаю, и строить такого и так не будут, понимая, что это не безнаказанно.

- О нелегальной застройке. Меня смущает то, что город застраивается без какой-то идеи. Если мы начинаем с идеи, например, о том, что у нас инновационный город – то мы можем застроить днепровские склоны какими-то суперсовременными небоскребами. Когда можно ожидать четкого плана застройки города и четкой концепции?

- Первое – нужно принять генеральный план. Вокруг генерального плана огромное количество политических сил, партий ради того, чтобы пиарить себя, устроили какое-то политическое шоу.

Мы сегодня готовы утвердить генплан. По плану увеличилось количество зеленых зон – это, действительно, концепция зеленого города. Но почему-то Министерство культуры отозвало историко-архитектурный опорный план, который само же и разрабатывало. А без него принимать генеральный план – неправильно. Надеюсь, конструктивная позиция министра возымеет действие на отдельных сотрудников Министерства культуры.

Я бы хотел, чтобы Киев был городом, в котором ведется комплексная застройка. Все эти одинокие "свечки", которые вырастают непонятно где – это неправильно

Концепция застройки – это субъективный процесс. Зонинг и генеральный план – это процесс объективный. Мы, кстати, сделали новую транспортную схему посредством гранта Мирового банка и с помощью нанятых ими специалистов. Честно говоря, некоторые факты меня сильно удивили. Рассчитали все потоки в Киеве и полученные данные внесли некоторые изменения в сам генеральный план и в маршрутизацию городского транспорта. Потому, что у нас появились серьезные потоки по левому берегу, по хордам города, чего раньше никто никогда не учитывал. А как оказалось, оно сегодня есть. Эти изменения уже внесены туда.

Возвращаясь к концепции, я считаю, что да, тут нужно какое-то мнение очень серьезных специалистов. Может быть, не только наших, а и зарубежных. Чтобы мы понимали, что мы строим – Париж или Лондон. Это две абсолютно разные концепции, вы абсолютно правы. В Лондоне может стоять здание Фостера [небоскреб-огурец Мэри-Экс 30] рядом со старинными домами, в Париже – не может. И то, и то имеет право на жизнь.

- Киев через 5-10 лет – это что?

- Я бы хотел, чтобы все-таки Киев был городом, в котором ведется именно комплексная застройка. Все эти одинокие "свечки", которые вырастают непонятно где и непонятно почему – это неправильно. Город действительно не может так развиваться.

-  Что вы делаете для того, чтобы было именно так, как вы говорите? Например, есть ли у вас какие-то инициативы в отношении того, чтобы переподчинить ГАСК [Инспекция Государственного архитектурно-строительного контроля]?

- Есть, конечно. С 1 сентября ГАСК уже будет департаментом КМДА, который подчиняется непосредственно мэру. Это было мое предложение. Мое мнение – он должен подчиняться только мэру и то номинально. Это должен быть независимый орган, который может давать законные разрешительные документы.

- Когда можно ожидать генплан?

- Мы планируем к сентябрю уже принять. Это наша задача минимум.

- У меня есть один комментарий для вас, я его зачитаю. Василий Гацько, депутат Киевсовета: "Они сами являются застройщиками – Никонов, Микитась, Кравец, Левочкин – которые сегодня используют власть и сами застраивают Киев. Им это выгодно. Непрозрачные условия с использованием власти, в частности наибольшей фракции УДАР-Солидарность в Киевсовете, и с помощью городского головы – они дают колоссальные возможности и привилегии перед любой другой компанией, которая эти привилегии не имеет. Вот и все".

То есть Гацько утверждает, что застройщики заинтересованы в том, чтобы не было генплана, потому что так у них есть лазейки, чтобы получать места не на аукционах.

- Давайте по порядку. Первое. Заинтересованы ли застройщики, чтобы не было генерального плана? Не заинтересованы. Нормальные – не заинтересованы. Потому что всех нормальных застройщиков, поверьте мне, настолько уже достали эти конфликты, которые возникают, и отсутствие этого четкого третейского судьи – закона. Вот есть закон, я по закону строю, и будьте добры от меня отстаньте. Все нормальные застройщики в существующем режиме жить уже не хотят. Люди хотят нормально работать, без нервов. Может быть, меньше зарабатывать, но зато без скандалов, войн и так далее.

Генетически киевляне всеми фибрами души против того, чтобы платить за парковку

- Одна из проблем, которая меня как человека, который 15 лет живет в Киеве, волнует – это проблема с пробками и с грузовыми автомобилями, которые в пробках травят водителей и пассажиров легковых автомобилей выхлопными газами. Можно ли как-то ее разрешить?

- Все наши попытки решить вопрос с парковкой в Киеве ничем хорошим не закончились. На ваш вопрос, что нам не удалось сделать – вот это не удалось. В чем проблема? Мы даже когда-то взяли журналистов работать парковщиками, поскольку было много претензий, что воруют. Конечно, воруют. Но когда журналисты вышли вместо парковщиков на ту же Бессарабку, они сами констатировали, что 60% людей не платят за парковку. Просто посылают их. Кто-то показывает какие-то удостоверения, кто-то вообще ничего не показывают. Люди просто не платят. Отсутствие ответственности владельца автомобиля перед законом, отсутствие ответственности за неоплаченную парковку и парковку в неправильном месте – оно создает огромные проблемы.

- Вы говорите про парковки, а я спросил про пробки.

- Это абсолютно связанные вещи. Несанкционированные парковки вызывают пробки. Это первое. Второе – у нас есть проект, который финансируется ЕБРР, это "умные" светофоры. Но когда мы сделали анализ транспортной схемы, выяснилось, что 90% наших пробок рождается из-за неправильного паркования автомобилей. Наш объем автомобилей и пропускная способность улиц соответствуют тому, чтобы пробок не было. Главное – убрать машины там, где они не должны стоять. И этим мы на 80-90% уберем пробки.

Вторая тема – это маршрутизация самого движения. Нужно будет порядка в 10% случаев поменять движение по улицам. На этот вопрос нам буквально через месяц дадут ответ эксперты Мирового банка, которые покажут, каким образом мы должны изменить движение.

Насчет грузового транспорта. Я считаю, что летом мы должны его пускать в обход или брать за это средства, чтобы эти деньги шли на восстановление покрытия. С точки зрения экологии, я считаю, что мы должны пускать его вокруг Киева. В Киев транзитный транспорт заходить не должен.

Приход такого бренда как IKEA был бы для нас очень серьезным подспорьем. Но боюсь, нужно какие-то экономические реформы начинать, нужны какие-то точки роста

- Из ваших слов следует, что киевляне сами виноваты, что у них в городе пробки.

- Я объясню. Генетически у нас всех, у меня в том числе, заложено, за что мы платим, а за что не платим. За что-то из прошлого мы всеми фибрами нашей души против того, чтобы платить. Вы знаете объемы платежей за мобильные телефоны в Украине? $ 3 млрд. Люди платят предоплатой, без скандалов, без разговоров о том, что это несправедливо. А парковки – это такая вещь, за которую люди не хотят платить. Они генетически считают, что мы поставим машину перед подъездом, и…

Сейчас, объезжая дворы, разговаривая с людьми, меня поразило, что многие, даже женщины, считают, что во дворах должны стоять машины. Многие считают, что машина должна стоять возле дома. Я принципиально против.

Мы делаем уже такие лояльные программы, аренда места в паркинге за три копейки, образно говоря. Но пока мы не примем новый закон и не начнем какой-то порядок наводить с эвакуацией неправильно припаркованных автомобилей, с ответственностью, с штрафами, которые будут приходить владельцам автомобилей, ничего не будет.

- Жесткие меры.

- Вы знаете, по-другому никак.

- Хотел бы коснуться вопроса IKEA. Что с ней? Будет ли эта компания в Киеве и когда?

- Сегодня никаких переговоров с ними никто не ведет. От них нет инициативы. Зная сегодняшний рынок, я предполагаю, что эта инициатива абсолютно бесполезна. Представители от них приезжали, мы подбирали им участки. Я уверен, что они были заинтересованы в них. У них есть разные концепции развития – на 80 га, на 40 га, без производства, с производством. Я считаю, что приход такого бренда был бы для нас очень серьезным подспорьем. Но боюсь, нужно какие-то экономические реформы начинать, нужны какие-то точки роста. Я пока их не вижу.

- Многие говорят, что IKEA не платит за выделение участков земли взятки. И если бы она вышла, это означало бы, что у нас перестали брать взятки.

- Сегодня не надо платить взятки за выделение земли. Сегодня земли на вторичном рынке огромное количество по очень низкой цене. И сегодня людям, которые хотят что-то построить, не надо вообще идти в Киевсовет. Они эту землю могут купить на вторичном рынке, которая уже давно была отведена. Посему это придуманная история, которая не имеет за собой никакой реальной основы.


Читайте срочные новости и самые интересные истории в Viber и Telegram Нового Времени.

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев

Последние новости

ТОП-3 блога

Фото

ВИДЕО

Читайте на НВ style

Крупным планом ТОП-10

опрос

Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер: