5 идей. Автор одного из самых успешных украинских стартапов называет пять вещей, которые могут стать для Украины мировым прорывом

30 декабря 2016, 11:39
38387
Цей матеріал також доступний українською
5 идей. Автор одного из самых успешных украинских стартапов называет пять вещей, которые могут стать для Украины мировым прорывом - фото

Наталья Кравчук

Автомобили с вертикальным взлетом и дерунарни в Никарагуа: разработчик уникального устройства Petcube для общения с домашними животными Ярослав Ажнюк рассказывает, как сделать Украину успешной

27-летний киевлянин Ярослав Ажнюк стал одним из самых известных в мире молодых предпринимателей из Украины благодаря странному устройству Petcube. Электронный куб, который позволяет владельцу общаться со своими домашними любимцами на расстоянии, Ажнюк придумал вместе с двумя друзьями – Александром Нескиным и Андреем Кленом. С помощью краудфандинговой компании на Kickstarter ребята собрали необходимую для запуска стартапа сумму, а впоследствии наладили серийное производство этого устройства в Китае.

Сегодня Petcube можно приобрести в крупнейших торговых сетях мира или заказать в таких известных интернет-магазинах, как Brookstone, Amazon, DataVision или BestBuy. Сам Ажнюк сегодня занимает должность СЕО в компании Petcube, живет в Америке и работает в Силиконовой долине бок о бок с великими технарями мира.

В чем секрет его успеха, где искать деньги талантливым предпринимателям из Украины и что может сделать эту страну одной из самых успешных в мире, Ажнюк рассказал в интервью НВ во время своего приезда в Киев.

Как начинался Petcube. Я сам киевлянин. Вырос в семье ученых, учился на прикладной математике в КПИ. Основал несколько бизнесов еще в университете.

Четыре года назад мы, тогда трое 23-летних парней, создали компанию Petcube, а два года назад начали продажи этого устройства. Сейчас в нашей компании работает 55 человек, 40 из них – в Киеве, 12 – в США, а 3 – в Китае. Я засыпаю и просыпаюсь, получая новые е-мейлы с разных концов мира. У нас высокий рейтинг на Amazone, 4,3 звезды. Это очень круто. Мы стоим на полках крупнейших сетей супермаркетов в Америке. А когда берешь продукт с полки, на коробке написано: «Designed in Ukraine. Assembled in China (Разработан в Украине. Собрано в Китае). Это то, чем можно и нужно гордиться. Люди, которые работают в команде, очень счастливы от этого.

Petcube – это устройство для владельцев домашних животных. Там есть камера, динамик, микрофон, есть лазерная указка, которой можно удаленно поиграть с животным. Мы строим компанию, которая подсоединит всех домашних животных к интернету. Мы объединяем владельцев домашних животных с их животными, потому что они для многих – как дети. Люди звонят своим животным по 8 раз в неделю, они проводят по 50 минут в неделю, говоря со своими котами через смартфон. Это делает их гораздо счастливее.

Когда мы начинали, это выглядело как совершенно безумная идея. На передпродажах через Kickstarter собрали $250 тыс., и это было доказательством того, что наш продукт нужен людям.



Три месяца назад мы запустили вторую версию нашего первого продукта, Petcube Play: она значительно лучше во всех отношениях. Также запустили дополнительный сервис Petcube Care, за который берем ежемесячную оплату. Он позволяет хранить все видео, которые камера видит, когда есть движение или звук, затем их можно просмотреть. И это превращает Petcube в своеобразную камеру домашней безопасности.

В следующем году мы выпускаем Petcube Bites, это камера с кормушкой. Там есть большое вместилище для собачьего и кошачьего корма, есть такая небольшая «пушка», которая выстреливает этот корм. Это как играть в Angry Birds: ты оттягиваешь пушечку со своего смартфона, меняешь силу натяжения и выстреливаешь едой, а собака или кот ее ловит.

Видео с домашними животными очень популярны в интернете. Мы хотим построить сообщество вокруг этого контента: это будет значительно больше пользователей, чем просто люди, которые могут себе позволить купить камеру. И это будет один из самых важных цифровых ресурсов для владельцев домашних животных. У нас очень большие амбиции.

О Силиконовой долине. Это место, где сконцентрированы люди, которые делают бизнесы – технологические, продуктовые. Туда съезжаются все лучшие люди, потому что это своеобразный технологический центр мира. Есть смысл туда ехать, чтобы быть рядом с лучшими людьми, стать частью этого сообщества, учиться у них. Объем знаний, который там накоплен – просто невероятный. Это программисты, дизайнеры, продакт-менеджеры, директора компаний, финансовые директора, операционные, маркетинг, продажи – все на свете. Этого опыта нельзя получить ни в одной другой точке мира.

Я начал свой первый бизнес в 19. Чувствовал ли я дискриминацию по возрасту? Да, иногда

О преимуществах Украины. Я живу в Сан-Франциско – поехал туда, чтобы строить бизнес. Но я не переехал туда окончательно. У меня рабочая виза, я не собираюсь получать гринкарту, не собираюсь покидать Украину совсем. У меня большая мечта – сделать в Украине такой райский уголок на земле. Это вызов и мечта. Неделю назад я проехался по украинским городам: во Львове, в Одессе, в Днепре, в Харькове, везде проводил встречи технологических предпринимательских сообществ, выступал.

У Украины есть два огромных преимущества на глобальном рынке. Первое – то, что у нас сейчас самая низкая в мире стоимость образованной рабочей силы. Люди с высшим образованием, очень умные, у нас мультидисциплинарное образование, можно найти специалистов широкого профиля, они по всем меркам получают очень немного денег, причем в Украине не так плохо чувствуют себя за эти деньги. И это огромное преимущество. За те суммы, за которые в Украине строят завод, в Америке можно построить только 5% такого завода. За те деньги, за которые в Голливуде снимается фильм, в Украине можно снять 20 фильмов.

Второе огромное преимущество, которое мы недооцениваем, или те, кто мало ездят по миру, не могут оценить должным образом – невероятный энергетический потенциал у людей. Он высвободился, возможно, после начала войны, после революции, но, мне кажется, это дремало там все 300 лет, пока мы были лишены государственности.

В чем-то мы, возможно, позади других стран, но в чем-то – впереди. И надо это использовать. Нужно видеть возможность. Не стоит ждать, пока здесь все станет прекрасно. Люди из старого света прибывали в Америку 400 лет назад, но не ждали, что индейцы сделают для них все. Нет. Они прибывали в пустой мир и строили все сами.

Наши недостатки – это нехватка амбиций, лидерства, менеджерского опыта. И с этим надо бороться. Но можно покупать менеджеров по определенным направлениям работы из-за границы, как мы сделали. И второе – это повальная нехватка английского, плохое владение языком. И за-за этого люди очень сильно ограничивают свою картинку мира.

О стартапах для Украины. Я начал свой первый бизнес в 19. Чувствовал ли я дискриминацию по возрасту? Да, иногда. Но в ней есть что-то оправданное, потому что, действительно, человек с меньшим жизненным опытом может не предусмотреть определенных вещей. И единственный способ с этим бороться – день за днем доказывать, что ты лучший, ты знаешь, что делаешь. Много работать, делать домашнюю работу, изучать, читать, говорить с мудрыми людьми. И молодым тоже надо делать прививку от зазнайства, от чрезмерной уверенности. Надо осознавать, что они молодые и многого не знают. Но дела всегда говорят громче слов. Когда ты делаешь что-то, что другим не удается, тогда с тобой начинают считаться.

Всегда надо видеть большую цель впереди. Надо ставить амбициозные цели, которые касаются глобальных рынков

У меня есть несколько идей, которыми я делюсь со всеми, потому что хочу, чтобы они реализовались здесь, в Украине. Первая касается переизобретение тяжелой промышленности: автомобилестроения, судостроения, самолетостроения. Базироваться это должно на последних достижениях возобновляемой энергетики, с переходом на литиево-ионные батареи, использованием солнечной энергии и умной электросети, которая может как отдавать электроэнергию, так и принимать ее.

Вторая идея – переизобретение легкой промышленности. Это создание полностью роботизированных текстильных фабрик, мебельных заводов, переизобретение самого процесса производства и роботизация процесса. И первое, и второе – два глобальных тренда, которые Украине нужно подхватить.

Третья идея касается брендинга Украины в мире через пищу. И она о том, как нам сделать так, чтобы украинская еда была узнаваемой в мире так же, как итальянская пицца или американские бургеры.

Четвертое – создание Голливуда в Украине. Я считаю, что здесь есть огромный потенциал. И пятое – переизобретение процесса обучения и образования. Эта идея может быть воплощена в любом месте в мире. Но почему бы не в Украине?

Об автомобиле будущего. Я расскажу, как в Украине можно делать электромобили. В мире есть, может, 10 стран, которые умеют делать самолеты. Это очень сложная наукоемкая отрасль. К счастью, Украина является одной из таких стран. В мире есть несколько десятков стран, где умеют делать автомобили. К счастью, мы также являемся одной из этих стран. Мы не являемся одной из стран, которые имеют высокотехнологичный нанотехнологический процесс или микроэлектронику. Можно сказать, мы пропустили эти технологические волны. Через 10-20 лет в мире будет несколько десятков стран, которые умеют делать электромобили. Мне будет очень грустно, если Украина не войдет в их число.

Очевидно, что это мегатренд. Электромобили – это только начало. Через 10-20 лет мир будет полон электромобилей, электропоездов, электросамолетов, электросуден, в частности, есть огромный сегмент океанских танкеров для перевозки грузов, полно дронов, которые так же на электричестве летают, машин с вертикальным взлетом и посадкой. Я верю в то, что через 15 лет, не позже, таким будет массовый транспорт. И нам надо развивать эту индустрию. Это было бы очень круто: все лучшие инженеры хотели бы работать в такой компании, школьники бы мечтали быть инженерами, чтобы устроиться в такую компанию. И под такие вещи можно найти финансирование.

Безусловно, это должна быть продукция на весь мир, не только на Украину. Даже если компания привлекает $10-20 млн инвестиций, для начала больше не надо. И если через 3-5 лет что-то не выходит, то эту компанию с сотней или двумя сотнями инженеров с руками и ногами оторвет тот же Volkswagen или какой-то китайский автопроизводитель. Потому что этот талант будет очень востребован в мире.

Людям сказали, что нет собственности, все коллективное. Убили желание думать как собственник, как индивидуальность

Об украинской мебели. Почему у нас нет украинской IKEA? Что мешает? Ничего. У нас есть металл, есть дерево. Почему дерево надо в Европу экспортировать? Давайте будем экспортировать мебель. Почему никто этого не сделал?

Но если делать сегодня IKEA здесь, она должна быть не такой, как была вчера, а такой, как будет через 10 лет. Надо создавать полностью роботизированную линию, которая имеет в десять раз большую пропускную способность, в десять раз лучшее качество. Это будет завод нового поколения. И начинать здесь можно с чего-нибудь простого: со сборной линии, где 20 человек просто собирают стулья. А потом по очереди заменять людей машинами или людьми, которые программируют эти машины, и стулья расширять до большей продуктовой линейки.

В обоих направлениях очень важным является брендинг, сила мощности бренда, сделать это так, чтобы во всем мире говорили: «Вау!». Как круто было бы: приезжаешь во Францию, сидишь в кафе на украинском стуле. Или в Испании тебе скажут: когда, наконец, эта ваша украинская компания придет к нам, потому что нам приходится через Францию украинские стулья покупать! Такие вещи стали бы классной ролевой моделью.

В этом роль предпринимателей – предлагать новые ролевые модели, чтобы люди переходили с постсоветского представления об успехе. Оно хорошо выражается фразой «Не украдешь – не проживешь». Двигаться к новому, западному, основанному на протестантской этике представлении: «Чтобы быть успешным, нужно хорошо учиться и много работать».

Люди раньше учились на ролевых моделях таких вороватых председателей колхоза, чиновников, депутатов-воров, президентов-воров. Я считаю, что коммунизм во всем виноват. Прошло не так много лет с тех пор, как он отступил, но, может, отступил еще не полностью. Эта система работала 70 лет, выросло несколько поколений. Во время раскулачивания истребили весь класс людей, которые могли что-то делать. Остались только те, кто особо ничего не создавал с точки зрения предпринимательства. Так же истребили интеллигенцию. А дальше людям сказали, что нет собственности, все коллективное. Убили желание думать как собственник, как индивидуальность. Больше ничто не является твоей ответственностью, все есть коллективной безответственностью.

Поэтому многие люди до сих пор живут и ждут, когда им что-то с неба упадет, что государство им что-то сделает. Они ищут виновного где угодно, только не в себе. А все, что нужно – просто поднять свой зад с дивана и начать что-то делать. И это очень просто. Все страхи чрезвычайно преувеличены. Даже если у тебя что-то не получается – это не конец света. Ты не умираешь с голоду. Никогда не видел предпринимателя, у которого бы что-то не получилось, и он умер с голоду. Потому что предприниматели – это люди, которые всегда востребованы. И любой работодатель с удовольствием возьмет человека с опытом, пусть даже с неуспешным. Я оптимист.

Сейчас надо давать новые ролевые модели украинских Джобсов, Цукербергов, предпринимателей, которые своим трудом и умом сделали что-то ценное для мира.

О популяризации украинской еды. Я не был в Киеве почти год, соскучился по украинской еде. Но идея о том, как завалить мир украинской едой, нашла меня в Китае еще года три назад. Китайскую еду я не мог есть, с другой было плохо. И я подумал: почему, куда ни приедешь, украинской еды нигде нет?

Мне пришла мысль открыть такие киоски быстрого питания – дерунарни. Киоск – это нижайшее звено, с которого проще всего масштабировать бизнес. Почему дерунарня? Во-первых, я люблю драники. Во-вторых, это технологически простой продукт для такого производства. Картофель, лук, яйца есть почти в любой стране мира. Ты просто замешиваешь все это, жаришь и наполняешь какими-то начинками: мясо, сыр, не знаю, креветка, что угодно. И это классный фастфуд.

Идея – сделать несколько пилотных проектов, скажем, в Нью-Йорке, еще где-то, разработать мегакрутой брендинг для этого, чтобы все бренд-менеджеры Pepsi просто плакали. На самом деле, в Киеве есть несколько агентств, которые могут такое разработать на мировом уровне. Упаковать в очень понятный пакет, назвать это оупенсорс-бизнесом. Выложить онлайн, чтобы любые два украинца в Никарагуа могли скачать себе, вложить каких-то 500 баксов и сделать собственный киоск с дерунами. И чтобы через пять лет ты приезжаешь в любой город мира – и видишь украинскую еду. Я себе представляю, как какой-то New York Times пишет, что все хипстеры Вильямсбурга едят драники. Это было бы очень круто. Вся украинская диаспора об этом бы гудела год.

Идеи лежат под ногами, и они амбициозные, глобальные, дают возможность зарабатывать на глобальных рынках, привозить сюда эти самые доллары, а не ходить с протянутой рукой в Европу. Когда ты создаешь что-то для мира, мир начинает с тобой считаться.

Как по мне, предприниматели – это такой же фронт защиты Украины, как тот фронт, который есть на востоке. Те ребята нас защищают, чтобы мы здесь что-то создали, а не для того, чтобы просто проедали наши дни.

Об украинском кинематографе. Украинский Голливуд – тоже очень интересная идея. Короткие видео у нас сейчас снимают на мировом уровне. Очень много внимания мы уделяем брендингу, тому, как визуально выглядит продукт. Это должно быть дорого, профессионально.

Последние работы, которые мы снимали в Украине, никто не может сказать, что это было снято здесь. Наши американские друзья, коллеги из других компаний спрашивают: «Вау, какое агентство вам это снимало? Сколько вы денег заплатили?». А мы делали это даже не с агенством, а просто внутренними силами.

Есть щедривка Carol of the Bells – Щедрик, известное рождественское произведение, которое написал Николай Леонтович, но сейчас он считается частью американской культуры

Украина делает уже сейчас на мировом уровне немало видео-продакшена, есть куча специалистов, которые занимаются обработкой изображений, съемкой, светом, декорациями, костюмами. Да, немного сложно с актерами, которые бы имели опыт мирового уровня, с режиссерами мирового уровня. Но это то, что можно купить.

Было бы круто, если бы через пять лет во всемирном прокате был фильм о том, как киевский князь прибивает щит к воротам Константинополя, что-то о княжеской эпохе. Это было бы фантастически. И так же, как сейчас снимают о викингах, о Трое, можно снимать кино мирового уровня на украинскую тематику. Те вещи, которые можно делать в Украине за совсем небольшой бюджет, просто разрывают мозг. Нужно лидерство, глобальное видение, амбиции и – вперед. Здесь столько возможностей. Это невозможно представить.

О том, как привлечь инвесторов в стартап. Я не думаю, что деньги здесь являются основным барьером. В мире, и в Украине, в частности, есть очень много денег, которые просто некому дать. Деньги, которые не работают – лежат в банках, у кого-то под подушкой. Другое дело, что не всегда молодые люди готовы делать проекты таких масштабов. Начинать надо с чего-то меньшего. Но то, к чему я призываю – всегда надо видеть большую цель впереди. Надо ставить амбициозные цели, которые касаются глобальных рынков, потому что только конкурируя на глобальном рынке, можно сделать продукт глобального качества. Невозможно делать продукт мирового качества, если ты работаешь только на украинский рынок. Он очень маленький, его почти не существует, он практически невидим, чтобы сравнивать его с глобальным рынком. Но у нас есть потенциал.

Как молодым найти деньги на проект? Нужно начинать с чего-то небольшого. Если это ваш первый бизнес, покажите успех без больших денег. Можно вложить свой небольшой счет. Мы инвестировали около $40 тыс., когда запускали Petcube. Можно найти инвесторов. Они есть в Украине, в Европе, и могут инвестировать десятки тысяч долларов, сотни тысяч долларов в ваш бизнес.

Как по мне, предприниматели – это такой же фронт защиты Украины, как тот фронт, который есть на востоке

Надо больше заниматься «домашней работой». Просто погуглить, почитать, понять, как работает этот мир бизнеса, мир технологических стартапов. В интернете лежат буквально пошаговые методички. Чтобы начать что-то делать, надо просто начать что-то делать.

Об украинских изобретателях. Многие не знают, что вертолет, например, это изобретение украинца, Игоря Сикорского. Что расчеты для ракет делали украинцы.

Есть несколько украинских компаний, которые делают продукты для глобального рынка. Например, одесская компания Readdle, которая делает мобильные приложения – ими пользуются 50 млн человек во всем мире. Сканер, работа с документами, с PDFом. Есть PayPal, основанная выходцами из Украины, или WhatsApp. Есть щедривка Carol of the Bells – Щедрик, известное рождественское произведение, которое написал Николай Леонтович, но сейчас он считается частью американской культуры.

Petcube называют едва ли не самым успешным украинским стартапом. Это не так. Есть технологические компании, которые объективно создают значительно более масштабные продукты, чем мы, которые старше, успешнее нас, но они не рассказывают о себе. Мы – самый распиаренный украинский стартап. С нами просто встретиться, мы сами иногда ищем контакта. Но есть предприниматели и компании, о которых надо рассказывать, потому что они не очень открытые.

Если отгородиться от политических пристрастий вокруг ПриватБанка и углубиться в технологию, на которой работает Приват24, то понятно, что она – абсолютно космическая. И то, что делает ПриватБанк с технологической точки зрения – он один из наиболее инновационных банков в мире, если не самый инновационный. Не так давно они позволили делиться картой через мобильное приложение и этим произвели революцию в мировой системе переводов денежных средств. Потому что они не двигают деньги для перевода, а, на языке программистов, передают лишь указатель на деньги – ключ доступа, и не берут за это комиссию. Или те же чипированные карты, которыми можно платить бесконтактно. Я живу в Америке, и там такого нет! Я приехал в Украину и прозрел. Как это – у всех такие карточки? Это очень круто. Но мы об этом не пишем, не говорим. Потому что мы не так хорошо умеем рассказывать о своих успехах, а журналисты не охотятся на подобные истории.

О борьбе с монополизацией. Если в Украине вас пугает монополизация в определенных сферах, просто не надо конкурировать с ними на их же почве. Вы просто создаете что-то полностью новое, что-то на порядок круче. Есть столько разных ресурсов и сил, которые хотят, чтобы у вас это получилось. В первую очередь, это конечный потребитель. Если вы делаете что-то лучше в десять раз, конечный потребитель заинтересован, и вы – побеждаете. Не надо думать, что в Украине какая-то уникальная ситуация. Во всем мире все монополизировано, все поломано, нечестно, нет справедливости, нет порядка. И никто не ждет этого порядка. Сильные люди просто идут, берут и делают то, что хотят делать.

Интересно