Неиграющая нация: что украинцы думают о легальном гемблинге - фото
Партнерский проект

Неиграющая нация: что украинцы думают о легальном гемблинге

9 февраля, 17:29


За почти полтора года после легализации азартных игр в Украине дискуссия вокруг этой темы поутихла. Практика показала: работающий законно и прозрачно игорный бизнес приносит немало преимуществ экономике, а пессимистические предсказания не стали реальностью. Еще одним доказательством этого стал соцопрос, проведенный UGC.

Азартные игры в Украине были под запретом более десятилетия. Инициаторы введенного в 2009 году моратория убеждали, что он поможет справиться с игровой зависимостью и связанными с ней нарушениями закона. Впрочем, идея не сработала: пустоту быстро заполонили подпольные игорные залы. Их цель была понятна — как можно быстрее «выжать» из своих клиентов максимум.

Новый легальный игорный бизнес в Украине ориентируется на лучшие мировые практики. Прозрачность и защита общественных ценностей декларируются как приоритет работы азартной индустрии. Важной частью ответственного подхода является постоянный диалог участников рынка как с государством, так и с обществом. Прежде всего, касательно рисков азартных игр и предотвращения зависимости.

depositphotos

Фото: depositphotos

Независимый социологический опрос, подготовленный по запросу Ukrainian Gambling Council (UGC), показывает и изменение отношения украинцев к гемблингу. Так, 43% респондентов поддерживают минимум один аргумент в пользу легализации азартных игр. Для сравнения: в одном из опросов осени 2019-го, почти за год до отмены моратория, легализацию «игорки» поддерживали только 11% украинцев.

Антон Кучухидзе,

глава UGC

Однако в UGC уверены, что надежной социологии прошлых лет попросту нет, полагая, что большинство показателей искажались в медиапространстве. «Те манипуляционные данные, которые представляли отдельные компании в СМИ, а политики подхватывали, не отражали реального отношения украинцев к гемблингу. Например, как-то опубликовали, что 78% украинцев против легализации азартных игр. Однако в том исследовании вопрос о легализации игорного бизнеса задавался наряду с такими вопросами, как легализация марихуаны и проституции… Поэтому не могу сказать, что те исследования были релевантными», — поясняет Антон Кучухидзе, глава UGC.

По его словам, проведенный профильной ассоциацией опрос стал первым «неполитизированным». Что еще выяснили социологи?

  • Большинство — более 92% - украинцев за последние пять лет ни разу не играли в азартные игры на деньги.

  • Только 7% опрошенных хотели бы в будущем сыграть хотя бы в одну азартную игру на деньги.

  • При этом среди мужчин «азартных» ощутимо больше: 12% против 3% среди женщин.

  • Наиболее популярными аргументами в пользу легализации «игорки» стал запрет на игру лицам младше 21 года, направление лицензионных платежей от онлайн-гемблинга на медицину, а также значительные налоговые отчисления азартной индустрии в бюджет.

Нация без азарта?

Олег Конончук,

генеральный директор Slots City

«Низкая популярность азартных игр среди населения не ухудшает инвестиционную привлекательность Украины», — уверен Кучухидзе из UGC. Этот показатель — средний для большинства стран, где он колеблется от 5 до 15%. Со счетов не стоит сбрасывать и долгий период запрета, за который само отношение к игре изменилось. «После долгого периода моратория на азартные игры в Украине нужно вновь восстанавливать культуру игры, культуру потребления этого продукта в целом. Подчеркну, что игра — это способ развлечения, а не зарабатывания денег, для тех, у кого есть бюджет на такой отдых», — полагает Олег Конончук, генеральный директор Slots City.

«Украину пока сложно представить в одном ряду с другими странами и городами из-за отсутствия длительной истории игровой индустрии», — добавляет СЕО Parimatch Ukraine Наталия Гилевич. По ее мнению, с легализацией игорного бизнеса и прозрачными правилами игры на рынке страна станет интересна международным лидерам гемблинга и будет площадкой для организации международных отраслевых мероприятий. «Это не фантазии: именно наш рынок уже привлекает внимание крупнейших игроков беттинг-индустрии в Европе. А в недалеком будущем Украина станет если не центром, то уж точно крупнейшим гемблинговым хабом Восточной Европы и постсоветского пространства», — говорит Гилевич.

По оценкам профильной ассоциации, людей с достаточным уровнем дохода и интересом к гемблингу в Украине все же немало: по подсчетам на основе опроса, их около двух миллионов. «С одной стороны — наш рынок достаточно большой, с другой — есть огромный поток туристов с Ближнего Востока, приезжают с семьями, по 8−9 человек, делают покупки, посещают казино», — рассказывает глава UGC.

depositphotos

Фото: depositphotos

Кучухидзе добавляет, что ​​Украина делает первые шаги, чтобы стать «туристическо-гемблинговой столицей и центром Восточной Европы». В ассоциации прогнозируют значительный поток иностранных туристов в Украину именно ради азарта, приводя в пример Грузию, которой удалось «переманить» к себе турецких туристов-игроков.

C Кучухидзе согласен и Тарас Шурубор, СЕО PIN-UP Ukraine. «Азартная нация и социальная ответственность — это фактически противоположные сущности. Нужно прививать всем принципы ответственной игры и то, что азарт — это не способ быстро заработать, а просто досуг», — отмечает он.

Поэтому, по мнению Шурубора, даже в «неазартном государстве» можно иметь очень хорошие показатели как по доходности этого бизнеса, так и по налоговым отчислениям в казну страны. А результаты опроса UGC, по его словам, подтвердили достаточно прогнозируемые факты — бизнес их «чувствует» через свои показатели и собственную аналитику.

А игроки кто?

Хоть опрос UGC и показал, что среди возрастной группы 18−35 больше желающих попробовать себя в азарте, реальность индустрии несколько иная. «Среди наших клиентов основная группа — это 30−50 лет. Людей старше 21-го и младше 30-ти практически нет. Основные потребители нашего продукта — представители среднего класса и выше, предприниматели, люди с достаточным достатком, чтобы тратить его на различный досуг: от путешествий до азартных игр», — говорит Олег Конончук, генеральный директор Slots City.

Аналогичную позицию занимает и Тарас Шурубор, руководитель PIN-UP Ukraine. Пользователь их продуктов — игрок со средним достатком и постоянным доходом. «Он ответственно подходит к игре и рассматривает азарт как досуг, но не как работу или способ получения прибыли. Он готов потратить небольшую сумму для этого [развлечения]», — так характеризует пользователей руководитель PIN-UP Ukraine.

depositphotos

Фото: depositphotos

Этот подход отражается и в маркетинге гемблинговых компаний. «Мы нигде не призываем играть и выигрывать. Также мы не используем атрибуты казино в рекламе: фишки, рулетку, звуки выигрыша и так далее», — добавляет Шурубор. Это отвечает подписанному ключевыми участниками рынка меморандуму о рекламе. В частности, в спонсорских роликах нельзя показывать процесс игры или его имитацию (нажатие на кнопки, фишки в руках, вращение рулетки, размещение ставок), динамическое движение денег, монет, банковских карт или драгметаллов.

Кроме того, в рекламных материалах об азартных играх используют текст-предупреждение: «Участие в азартных играх может вызвать игровую зависимость. Соблюдайте правила (принципы) ответственной игры». Его площадь должна быть не менее 15% от общей площади рекламы.

Наталия Гилевич,

СЕО компании Parimatch Ukraine

Для Parimatch Ukraine портрет профессионального игрока следующий: активный и разносторонне развитый, увлечен спортом во всех проявлениях: как традиционными видами, так и киберспортом. «Он следит за актуальными новостями, прогнозами и спортивными обзорами, знает, как анализировать статистику и турнирные таблицы», — рассказывает СЕО компании Наталия Гилевич.

Не стоит забывать и о том, что посетители игорных заведений непременно приходят туда за азартом. «Из условных 2,2 миллиона потенциальных игроков в Украине, системно играют, думаю, 30−40%. Остальные посещают игорные заведения, чтобы просто провести время, пообщаться, послушать музыку», — поясняет Кучухидзе из UGC.

Культура игры

Опрос профильной ассоциации развенчивает и ряд мифов вокруг гемблинга. «У нас априори не может быть полстраны лудоманов, потому что у нас половина страны не играет в азартные игры, — говорит глава UGC о стереотипе, что легализация „игорки“ приводит к тотальной зависимости. — Учитывая низкий, меньше 2%, интерес поколения 55+ к гемблингу, миф, что бабушки и дедушки проиграют свои пенсии, это исследование тоже развенчало», — добавляет он.

depositphotos

Фото: depositphotos

«Культура и ответственное отношение к игре будет развиваться со временем», — полагает Конончук из Slots City. Он сравнивает это с изменением отношения к путешествиям и туризму в целом после введения безвиза. С этим согласен и Шурубор: «Мы все прекрасно понимаем, что под видом лотерей и онлайн [игорные] операторы работали, но не было игровых автоматов в каждом магазине, как это было в 90-х и нулевых. Соответственно, сильно ушел социальный негатив и истории из разряда: „мой кум, брат, сват проиграл все, и на этом закончилась его жизнь“. Также более молодое поколение активнее ездит в Европу, где это [гемблинг и ответственная игра] — часть цивилизации и местной культуры».

Тарас Шурубор,

СЕО PIN-UP Ukraine

Участники рынка отмечают также важность продолжения социальных проектов. Игроки индустрии планируют и дальше продвигать принципы ответственной игры. Многие не собираются ограничиваться только тем, что предписано в законе.

Parimatch свои благотворительные инициативы направляет, в частности, на школы, детей с инвалидностью и спортсменов. «В 2019 году появился международный благотворительный фонд Parimatch Foundation, основная цель которого — систематическая помощь обществу. Сегодня фонд работает в четырех странах: Украина, Кипр, Беларусь и Казахстан, — рассказывает Гилевич. — С момента основания и до сих пор деятельность фонда направлена на то, чтобы у каждого ребенка, независимо от физических особенностей, социального статуса и других барьеров, был равный доступ к занятиям спортом и обучению».

У PIN-UP Ukraine, например, есть своя программа ответственного гемблинга и социального продвижения. «Мы также нацелены эффективно помогать тем слоям игроков, кто попал в ловушку зависимости, лудоманам. И здесь мы, прежде всего, прорабатываем превентивные сценарии, как этого не допустить. Ведь предупредить зависимость куда проще, чем потом ее лечить», — заключает Шурубор.

Присоединяйтесь к нам в соцсетях Facebook, Telegram и Instagram.

Делитесь материалом




Радіо НВ
X