Торговля диджитал-периода - фото
Спецпроект

Торговля диджитал-периода

8 апреля 2021, 17:26

Цифровая трансформация стала стандартом для украинских экспортеров, ведь она дает конкурентные преимущества в международной торговле. Однако госорганы не всегда успевают за прогрессом.

Видео дня

«Д иджитализация оптимизирует бизнес и производственные процессы», — говорит Надежда Омельченко, вице-президент украинской компании IT-Интегратор.

Уход «в цифру», то есть в современные IT-технологии, позволяет компаниям контролировать качество продукции, обеспечивать безопасность сотрудников, минимизировать расходы и наращивать объемы производства.

В портфолио IT-Интегратора внедрение цифровых инструментов в самых различных сферах: от интернет-провайдеров до аэропортов, газодобывающих компаний и муниципалитетов. Сегодня, делится Омельченко, среди клиентов компании наиболее активно внедряют цифровые технологии энергетика, агросектор, металлургия, машиностроение, банки и транспорт.

«За последние годы они инвестировали в диджитализацию десятки миллионов долларов, и этот процесс непременно будет продолжаться», — уверена вице-президент IТ-Интегратора. Пандемия COVID-19 и карантин лишь обострили тотальную необходимость максимально автоматизировать все бизнес-процессы.

В производстве и экспорте промышленной продукции цифровые решения позволяют не только оптимизировать документооборот или снизить количество ошибок в бухучете, но и сократить потребление энергоресурсов, сырья и долю отходов, уменьшать складские запасы. Поэтому на такие решения есть спрос, растет их предложение.

Подобные решения становятся спасательным кругом и для производителей, чья продукция ориентирована на внешние рынки.

Технологии Индустрии 4.0 помогают контролировать производство (Фото: Интерпайп)

Технологии Индустрии 4.0 помогают контролировать производство / Фото: Интерпайп

Например, промышленная компания Интерпайп уже много лет занимается диверсификацией экспорта своей продукции — труб и железнодорожных колес. Но этот процесс влечет за собой трансформацию всего бизнеса, в том числе, благодаря инструментам диджитализации, которые позволяют лучше планировать, быстрее обрабатывать заказы и меньше ошибаться.

Долгие годы отечественные промышленные предприятия работали по принципу «план по валу». То есть они производили большое количество однотипной продукции для нескольких крупнейших потребителей. Но со временем горизонт экспорта расширился, ассортимент нужной клиентам продукции увеличился в десятки раз. Также существенно усилились требования к качеству, срокам доставки и стоимости этой продукции.

Разнообразие требований при экспорте и потребность всегда быть в тонусе привели к тому, что привычные подходы к планированию, контролю производства и логистики теряли эффективность. Пришлось искать инструменты, направленные на оптимизацию производственных и логистических процессов, уменьшение влияния человеческого фактора.

В прошлом году этот тренд получил новый усиленный импульс. Что связано с карантинными мероприятиями за распространения коронавирусной инфекции COVID-19.

По оценкам International Data Corporation, благодаря вызовам, которые поставила перед компаниями пандемия, бизнес начал уверенное движение в цифровое будущее. В период с 2020 по 2023 год глобальный объем инвестиций в прямую цифровую трансформацию составит $6,8 трлн.

А опрос консалтинговой компании McKinsey, проведенный в июле 2020‑го, показал: пандемия всего за несколько месяцев заставила бизнес пройти путь цифровизации, на который ранее было бы потрачено три-четыре года. За эти же несколько месяцев доля продуктов, в которых используются цифровые технологии, выросла в портфелях компаний темпами, на которые ранее понадобилось бы семь лет.

Требование времени

Ц ифровая трансформация — это не только адаптация под новые реалии. Для бизнеса это вынужденная мера, чтобы оставаться конкурентным, особенно на международном рынке.

«Сегодня инвестиции в цифровую трансформацию необходимы, без них бизнес не выживет. Например, автоматизированная система учета производства — это концептуально уже стандарт, к которому тебя вынуждает рынок», — говорит Александр Часовиков, руководитель IT-отдела компании Centravis, одного из ведущих мировых производителей бесшовных нержавеющих труб для автомобиле- и судостроения, энергетики и аэрокосмической отрасли. Свой товар предприятие экспортирует более чем в 70 стран.

Путь цифровой трансформации у этой компании — наследника Никопольского южно-трубного завода начался еще в 2000‑х и до сих пор не завершен. От прошлого Centravis досталась достаточно продвинутая система расчета зарплат, портфеля заказов, распределения их по цехам, которую компания постепенно пыталась цифровизировать. «Это привело к тому, что мы имели порядка 10 раздельных автоматизированных систем управления. Все они прекрасно помогали жить отделам и службам, но, к сожалению, между собой плохо контактировали», — вспоминает Часовиков.

Поэтому компания пришла к внедрению единого решения на базе ERP — продукта немецкого IT-гиганта SAP. Внедряли его в несколько этапов: после около трех лет подготовки первым автоматизировали сбыт.

Преимущество системы класса ERP в ее мультиязычности. Это было важно для компании, поскольку у Centravis много торговых офисов в разных странах. «Мы смогли под одним зонтиком объединить работу всех офисов с одними и теми же данными на разных языках», — рассказывает представитель Centravis.

После автоматизации продаж постепенно подключили финансы, логистику, учет производства и другие направления. Последний модуль запустили в начале февраля 2021‑го. Дальше — внедрение продуктов для управления отношениями с клиентом и производственного планирования.

Centravis экспортирует более 95% своей продукции. Переход к единому решению от SAP позволил повысить доверие инвесторов, покупателей и сертифицирующих органов. Однако главное преимущество — единый источник данных для всех служб, доступный онлайн. Благодаря ему менеджмент имеет возможность принимать оперативные управленческие решения.

На каждом этапе производства данные о заказе и продукте считывают с QR-кода или data-matrix-кода (Фото: Интерпайп)

На каждом этапе производства данные о заказе и продукте считывают с QR-кода или data-matrix-кода / Фото: Интерпайп

Перед компанией Интерпайп стоял еще больший вызов. Ведь она состоит из нескольких крупных производств, находящихся в постоянном взаимодействии. Это тысячи людей, сотни тысяч тонн продукции и сотни миллионов гривен. В отличие от офиса или небольшого магазина, здесь невозможно ограничиться введением электронного документооборота или бесплатным облачным IT-решением, которое объединит несколько компьютеров.

Чтобы обеспечить прозрачный учет и контроль производства, в Интерпайп начали внедрять технологии четвертой промышленной революции. Задача была актуальной также потому, что у компании есть современный металлургический завод «Интерпайп Сталь», в который на этапе строительства были заложены самые современные решения по автоматизации. Поэтому этот потенциал использовали для дальнейшего строительства интегрированной цифровой системы.

Сегодня здесь фактически создан цифровой «двойник» производства, с помощью которого осуществляется контроль всех процессов.

Самое сложное — одновременно контролировать выпуск нескольких сотен различных заказов. Для этого в Интерпайп существует единая IT-система, от украинского разработчика IT-Enterprise. В ней интегрируется и хранится полная информация о каждом заказе — от характеристик продукции и требований по доставке до данных о каждом пройденном этапе производства. Причем данные в системе обновляются в режиме реального времени. Например, в трубном цеху для приема в производство стальной заготовки с нее считывают QR-код, в котором зашифрованы все необходимые данные. Эту информацию внесли в систему на предыдущих этапах производства. На последующих этапах, вплоть до самой отгрузки продукции, выполняют подобную операцию, постоянно обновляя информацию о конкретном заказе в IT-системе.

Кроме того, на основе такой системы учета строится и автоматизированная система планирования производства. Что это дает на практике? Производственные мощности работают как единый организм, в работе которого все меньше сбоев, вызванных человеческим фактором.

«Мы уже убедились, что благодаря диджитализации удалось улучшить процент выполнения заказов четко с первого раза. Сегодня мы должны научиться планировать в автоматизированной системе. Раньше это делали только в Excel, и планирование было „виртуальным“: примерно рассчитывали расход металла и других ресурсов. Теперь эти и другие критерии учитывает и анализирует IT-система. Это позволяет уменьшить простои оборудования, затраты металла при переходе с производства одного диаметра на другой, сократить складские запасы, часть которых в прошлом приходилось отправлять в металлолом», — объясняет Денис Морозов, первый заместитель генерального директора Интерпайп.

Документы поновому

П омимо цифровой трансформации производства украинские компании ищут возможности оптимизировать и свою коммерческую деятельность. Как рассказали НВ в аудиторско-консалтинговом гиганте Deloitte в Украине, отечественный бизнес проявляет интерес к заключению электронных договоров в международной торговле.

«Периодически к нам обращаются клиенты с запросом на организацию такого документооборота», — говорит Дмитрий Павленко, руководитель юридической практики Deloitte в Украине.

Однако на этом пути есть несколько препятствий. Одно из них — признание электронных подписей, выданных в других государствах. Они могут быть признаны в Украине лишь в двух случаях: если организация, которая их выдает, аккредитована Киевом или в государстве, с которым Украина заключила договор о взаимном признании доверительных услуг. Лишь около года назад Минцифры анонсировало работу в этом направлении — запуск пилотных проектов о признании электронных подписей с Эстонией и Молдовой. «Ждем новостей от министерства», — резюмирует по этому поводу Павленко.

По его словам, отдельные банки смотрят на вопрос подписания договоров на внешнеэкономическую деятельность (ВЭД) более либерально и предлагают своим клиентам фиксировать в них возможность использования простых электронных подписей. Речь о платформах DocuSign, DocHub, HelloSign, SignNow и решениях от Adobe. Бизнес подходит к этому вопросу достаточно осторожно, учитывая консервативность украинских контролирующих органов.

Старается отечественный производитель использовать цифровые инструменты также и для ускорения процедур, связанных с отгрузкой экспортируемого товара.

«Мне известен позитивный опыт одной компании, модернизировавшей свою учетную систему 1С для обмена данными с программой для набора таможенных деклараций», — рассказывает Вита Мирошниченко, руководитель таможенной практики и международной торговли в PwC в Украине. Это позволило предприятию сократить время на их набор, ведь перенос данных стал осуществляться в несколько кликов. Та же компания внедрила у себя автоматическое заполнение товаросопроводительных документов из учетной системы.

Мирошниченко напоминает историю одного из крупнейших национальных аграрных холдингов, который активно использует государственные инициативы, в частности работу через электронные кабинеты. «Например, сертификат происхождения, который выдается Торгово-промышленной палатой, можно оформить через электронный кабинет с QR-кодом. Принцип работы таких онлайн-документов многие люди уже активно используют в обыденной жизни — например, сервис Дія», — говорит представитель PwC в Украине.

Она объясняет, что любая компания посредством интерфейса API может интегрировать в свою учетную систему сервис, с помощью которого реально упростить работу с экспортными документами.

Так, товаросопроводительные документы можно автоматически импортировать в программу для набора таможенных деклараций. «Оформленная таможенная декларация в pdf-формате специальным ботом отправляет документ получателю груза», — объясняет Мирошниченко.

Работа над упрощением и ускорением подготовки документов для экспорта сегодня ведется по всему миру. В ЕС уже сейчас для получения большинства экспортных лицензий можно подать заявку онлайн. OELAS, ирландская система лицензирования экспорта, позволяет даже оформлять документы для военных товаров и продукции двойного назначения. А для взаимодействия между компаниями, таможенными и другими госорганами стран ЕС в тестовом режиме функционирует EU Single Window Environment for Customs.

Возможность использования электронного декларирования и прохождения госконтроля онлайн в едином окне позволяет компаниям во многих странах, включая Украину, оптимизировать таможенное оформление. «Это особенно важно в текущих условиях, ограниченных карантином», — подчеркивает Мирошниченко.

Отечественная таможня также работает над внедрением инструментов для ускорения автоматизации процессов. В частности, в сфере контейнерных перевозок, в которой с 2020 года проходит тестирование блокчейн-платформа Tradelens. Этот совместный продукт Maersk и IBM позволяет всем участникам цепи поставки в реальном времени получать информацию о контейнере в пути и идентифицировать уровень риска, связанный с неверными данными в документах. Кроме того, система не допускает замены внесенных данных о контейнере.

Цифровые технологии в логистике (Фото: Интерпайп)

Цифровые технологии в логистике / Фото: Интерпайп

При экспортных поставках продукции, Интерпайп также учится эффективно сотрудничать со своими заказчиками из разных уголков мира, у которых часто есть особые требования к поставщикам.

«Многие европейские заказчики просят привозить продукцию не просто в какой-то конкретный день недели. Они требуют доставку в конкретный промежуток времени, когда приедет авто с нашими трубами. Если опоздал — должен долго ждать следующей возможности для отгрузки. И конечно, клиентов нужно заранее предупреждать о задержке», — говорит Светлана Сурова, директор по логистике Интерпайп.

Но транспортировки через всю Европу имеет определенные риски: от времени, которое требуется для перехода границ, до внештатных ситуаций в дороге. Ранее работникам украинского офиса компании приходилось несколько раз в день созваниваться с водителями, чтобы узнать, где они находятся и когда приедут к заказчику. Сегодня все грузовики оборудованы GPS-трекерами, которые в режиме реального времени передают информацию о движении автомобиля. И менеджеры в Украине на экране монитора видят, где находится каждый автомобиль, чтобы вовремя предупредить клиента в случае возможной задержки.

Эти и другие цифровые инструменты могут позволить украинским экспортерам быстрее работать на внешних рынках и получать новые контракты. По данным Минэкономики, в первом полугодии 2020‑го, когда мир только привыкал к новым коронавирусным реалиям, экспорт товаров и услуг уменьшился на 7,1% в годичном выражении и составил $27,6 млрд. Эксперты считают, что вовремя проведенная цифровизация позволит отечественному бизнесу не терять динамики даже в кризисных условиях.

Диджитализация производства и логистики — это, возможно, самый высокий уровень трансформации организационных процессов на производственном предприятии. Она требует не только заметных инвестиций, но и изменений в корпоративной культуре. Однако без нее в современном мире невозможно быть конкурентным. Особенно, когда экспортируешь большую часть продукции и должен быть гибким и быстрым в принятии решений.

Цифра в помощь

Четыре примера того, как отечественные гиганты используют современные IT-технологии

Интеграция от Запорожстали

Объединение системы управления технологическими процессами и корпоративной компьютерной сети меткомбината Запорожсталь — один из последних крупных проектов для металлургов, которые реализовал IT-Интегратор. На предприятии уже несколько лет работает единый Центр управления и мониторинга технологических процессов.

Вся информация с разных производственных участков попадает туда в режиме реального времени. Надстройка системы — видеостена: с ее помощью диспетчеры и контролируют все процессы.

Цифровые досье Дарницы

Украинская фармкомпания Дарница инвестировала в цифровую трансформацию около 100 млн грн. Фармгигант использует цифровое досье, перешел на электронный мониторинг применения лекарственных средств и начал использование электронных мастерфайлов в процессе клинических исследований. Все это уже к концу 2021 года позволит каждому четвертому продукту компании появляться на полках аптек на два месяца раньше графика.

Автомат для Нафтогаза

Компании группы Нафтогаз внедряют системы для управления предприятием SAP S/4HANA, а также консолидированной отчетности и финансового планирования на базе SAP Business Planning and Consolidation.

Таким образом, все бизнес-операции группы — от закупок и сбыта до бухгалтерского и управленческого учета — будут автоматизированы и интегрированы в единое целое.

Ремонтировать или нет?

В Интерпайп оптимизируют расходы также с помощью предиктивного (заблаговременного) обслуживание оборудования. Для этого в специальном модуле комплексной IT-системы хранятся данные об оборудовании и его состоянии. Информация обновляется автоматически от датчиков на современном оборудовании. Или же ее вносят вручную после проведения диагностики специалистами. Система анализирует данные и дает рекомендации по дальнейшему обслуживанию. Также ее используют как инструмент для планирования ремонтов и закупки запчастей. Ее использование позволило сократить склад запчастей (закупать только то, что нужно) и уменьшить аварийные простои оборудования.

Информация об оборудовании и его обслуживании интегрирована в единой системе (Фото: Интерпайп)

Информация об оборудовании и его обслуживании интегрирована в единой системе / Фото: Интерпайп

Присоединяйтесь к нам в соцсетях Facebook, Telegram и Instagram.

Делитесь материалом




Радіо НВ
X