Тест-драйв НВ

Реактивный чайник

25 ноября, 2016
Пробуем электромобиль BMW i3

Электромобилей в Украине становится все больше. И это можно только приветствовать. Но большинство из них - "битки" из США и Европы. На этом фоне официальный приход в Украину электрокаров BMW кажется просто глотком свежего воздуха. НВ взяло на тест новенький i3 и вот что из этого вышло

Алексей Бондарев

Раннее утро. Проспект Победы в Киеве. Еду с ветерком, но в режиме Eco Pro +, поскольку пытаюсь найти ответ на самый волнующий вопрос о том, сколько же электрокар проедет на одной зарядке.

Останавливаюсь на светофоре на площади Победы. Водитель соседней машины (Audi Q7 предыдущего поколения) знаком просит опустить стекло. Спрашивает:

- Ну и как этот "чайник" едет?

- 7 с копейками до "сотни", - отвечаю. И думаю: "Сам ты чайник".

- Та ну ладно! Прокатимся?

Пожимаю плечами, украдкой оценивая, какой двигатель может стоять в Q7. Если бензиновый или 3-литровый дизель, то шансы не проиграть на старте у меня есть. Если дизельный 4,2 л, то вряд ли.

Рука тянется к переключателю режимов. Вот блин, а режима Sport тут вообще нет. Все, сейчас меня разорвут как шведов под Полтавой.

Ладно, переключаюсь в Comfort.

Стартуем и... уже через несколько десятков метров я на пару корпусов впереди. На спидометре 80 и я перестаю давить на газ. Все таки мы в городе, да и следующий светофор у Воздухофлотского моста уже рядом.

Q7 с ревом обгоняет меня и уносится вперед, поморгав мне аварийкой.

Я совсем убираю ногу с педали, машина клюет носом, а стрелка на панели приборов отклоняется влево, показывая, как рекуперация при торможении помогает моему i3 компенсировать электрический заряд, только что потраченный в гонке.

"Чайник" не подкачал.

Да, это маленький электрокар. Но это все же BMW. И любителей истинного баварского драйва i3 не разочарует.

Растяжка 1
Что это?

Компактный городской хэтчбек. Кузов длиной 3,9 м, снаряженная масса 1,195 кг. Объем багажника 260 л.

Электромотор мощностью 170 л.с. (крутящий момент - 250 Нм). Задний привод. Разгон до 100 км/ч - 7,2 сек . Максимальная скорость - 150 км/ч (ограничена электроникой).

Литий-ионная батарея емкостью 60 аЧ. Заряжается до 80% за 30 мин (ускоренная зарядка) либо за 6 часов (зарядка от сети 220 В).

Дальность пробега от одной зарядки - до 300 км (в зависимости от условий).

Цены на BMW i3 стартуют от 1,1 млн грн.

Как едет?

Жмешь на педаль и BMW i3 несется вперед как будто подхваченный гигантской волной - плавно и неимоверно быстро.

Это ускорение производит большее впечатление, чем в иных спорткарах. В первую очередь, из-за своей пугающей бесшумности.

Отклик на нажатие педали попросту молниеносный. А если добавить сюда полное отсутствие каких-либо рывков и толчков от переключений коробки передач (ее тут просто нет), то и вовсе получается "картина маслом".

1Как бы там не пыжились любители "олдскула", но все же стоит признать - бензиновые тачки в подметки не годятся электрокарам по остроте ощущение при динамичном вождении. В особенности, я почувствовал это именно на BMW i3. Здесь есть все родовые черты настоящей "бэхи". Острый, нет, даже острейший руль. Задний привод. Плотная подвеска.

Скажу честно, езда на BMW i3 доставляет больше удовольствие, чем езда на Tesla Model S. Даже несмотря на то, что американский электрокар даже в своей простейшей версии ощутимо мощнее.

Естественно, в BMW i3 отлично чувствуется особенность электрокаров. Во время движения вы работаете почти исключительно с педалью газа. Причем, если резко бросить ее на скорости, эффект тот же, что и при резком торможении на обычной машине с двигателем внутреннего сгорания. А педаль тормоза в электрокаре нужна в принципе только для экстренного торможения или полной остановки.

2Подвеска истинно "бэховская". Мягкой машину не назовешь, но с крупными неровностями ходовая справляется отлично.

Кстати, тут 19-дюймовые диски, разработанные специально для BMW i3 и соответствующая резина. Также созданная Bridgestone специально для баварского электрокара. Иными словами, покупателю предстоит выбирать исключительно среди фирменных дисков и шин. Просто подобрать по размеру заменители - не лучшая идея, поскольку в таком случае не гарантируется корректная работа системы курсовой стабилизации.

Заднеприводный характер BMW i3 хорошо ощущается при скоростных маневрах, и почти незаметен при обычной езде. Вот она сила электроники.

3Кстати, об электронике. Ее тут действительно много, особенно с учетом дополнительных опций. Например, можно выбрать систему полностью автоматической парковки.

И еще. BMW i3 - отличный городской автомобиль. Диаметр разворота всего лишь около 9 м. Длина кузова - меньше 4 м. Втискиваться в парковочные места, "раскручиваться" в тесных городских двориках, толкаться в пробках - это родная стихия BMW i3.

Растяжка 2
Электрические игры

На щитке приборов чуть ниже спидометра располагается главный экран со "стрелкой" указывающей на режим работы аккумуляторов. Они разряжаются при ускорении и заряжаются при торможении и движении "накатом".

Чем больше "газуешь", тем больше стрелка уходит вправо. Резко бросив "газ", можно загнать стрелку в левую зону, и начнется зарядка аккумулятора. При нажатии на педаль тормоза аккумулятор заряда уходит влево до максимума.

Проще говоря, электрокар требует определенной оптимизации своей манеры езды. Сначала - плавный разгон (следите, чтобы стрелка двигалась вправо медленно). Достигнув нужной скорости, нужно найти некое среднее положение педали "газа" так, чтобы стрелка стояла посередине - так батарея разряжается по минимуму. На любом спуске стоит уменьшать давление на педаль, чтобы позволять машине двигаться накатом, это увеличивает заряд батареи.

В принципе, не хитрая наука. Правда, есть еще пара нюансов относительно режимов работы BMW i3.

1Простой пример, как это работает. Утром сажусь в BMW i3 с почти полностью заряженной батареей. На щитке приборов светится цифра - 180 км. Так бортовой компьютер оценивает остаток запаса хода с учетом режима движения накануне.

Включаю обычный режим Comfort, кондиционер с минимальным обдувом и стараюсь ехать как можно плавно, впрочем не отказывая себе в возможности слегка "притопить", когда есть возможность. Но все равно - разгон стараюсь осуществлять плавно и размеренно. Я проезжаю по ул. Артема, а затем и ул. Мельникова до Дорогожичей. Больше 6 км. За это время показатель остатка хода не снижается, а наоборот, растет на 10 км.

Неплохо?

Слушайте дальше.

Я поворачиваю направо и спускаюсь вниз по ул. Олены Телиги до самой Петровки, двигаясь преимущественно накатом. Показатель запаса хода выростает до 215 км. Это при том, что в начале у меня было 180 км запаса, и я уже проехал 10 км!

Ок. Едем дальше. Мой путь лежит на Троещину через Московский мост (в тот день я ехал на студию Film.ua на предварительный просмотр одного шумного голливудского блокбастера). Еду утром, против "течения", дорога свободна. Включаю круиз-контроль на скорости 80 км/ч. Стрелка замирает в центральной зоне. Проезжаю еще 4 км по прямой и... запас хода увеличивается до 220 км.

Наконец, после нескольких маневров я приезжаю к своей цели, паркуюсь. Итого, я проехал 17 км, а запаз хода увеличился со 180 км до 220.

Фантастика?

2Я провел еще несколько тестовых заездов разной длительности, в том числе и с использование радикального режима eco pro+, который "душит" динамику и ограничивает скорость на пенсионерских 90 км/ч. Также я проводил эксперименты с разной скоростью вентилятора обдува.

Мой вывод таков - в среднем я бы оценил запас хода BMW i3 примерно как 200 км в городских условиях. На практике, это означает, что заряжать электрокар можно раз в пару дней.

Учитывая, что за полчаса можно зарядить батарею до 80% ее емкости, никаких практических проблем с эксплуатацией BMW i3 в городе, не вижу. Ну по крайней мере, в Киеве, где уже довольно много скоростных зарядных станций.

Если же ориентироваться на зарядку в домашних условиях... то, можно констатировать, что эпоха электрокаров еще не настала. От бытовой сети BMW i3 заряжается долго, тех же 80% можно достичь разве что за ночь. Я живу на третьем этаже и заряжать припаркованный во дворе электрокар мне попросту негде. И таких как я - пока большинство.

Но если у вас есть возможность раз в пару дней на полчаса "воткнуть" BMW i3 на ускоренную зарядку, то тогда добро пожаловать в XXI век - в эпоху электромобилей.

Растяжка 3
Как выглядит?

Дизайнерам BMW удалось немыслимое.

Судите сами - с дизайном электромобилей обычно идут по одному из двух путей. Некоторые производители стараются сделать подчеркнуто футуристичный дизайн, чтобы выделиться из толпы (таким путем идут, к примеру, в Tesla). Другие стараются создавать электрокары на основе обычных моделей, и не меняют их внешность, либо же отличия минимальны (к примеру, Nissan, Mitsubishi).

С BMW другая история. С одной стороны баварский электрокар выглядит совершенно не так, как все остальные фигуранты в модельном ряду компании. Дизайн футуристичный и ультрасовременный. И в то же время, это BMW. Ни с чем не перепутаешь. Мордочка у зверька суровая, он похож на BMW X5, который заново отрисовали для Звездных войн.

С конструкторской точки зрения в BMW i3 просто прорва революций и все они чувствуются в дизайне. Например, отсутствие центральных стоек кузова, открывающиеся назад задние дверцы. Технологично и футуристично.

Автомобиль выглядит легким. Эдаким "попрыгунчиком". Он и вправду весит всего 1,2 т. Учитывая вес батарей, это довольно мало. Секрет в алюминиевой раме и карбоновом кузове.

Кстати, в BMW очень гордятся тем, что этот футуристический автомобильчик может быть на 100% утилизирован.

Что внутри?

Интерьер BMW i3 на 100% сделан из вторичных материалов. Здесь и гранулированный пластик из переработанных бутылок, и что-то наподобие войлока, произведенного из прессованного дерева.

Все материалы подобраны с таким расчетом, чтобы не сильно промерзать в холодную погоду и не очень нагреваться на солнце.

Здесь тоже тонкий расчет. Ведь в BMW i3 нет привычной печки, которая берет тепло от двигателя. Тут по сути, "фен".

В тестовой машине был тканевый салон, но за доплату можно заказать и кожаный.

В общем и целом, интерьер спартанский. Это что-то сродни швейцарскому лыжному домику, в котором все аутентично, но в то же время простенько. И ничего, миллионеры таким не брезгуют.

А теперь о главном. В салоне BMW i3 очень просторно. Здесь гораздо больше места, чем представляешь себе, когда смотришь на машину снаружи. Впереди - вообще вальяжно. Нет центрального тоннеля, а передняя консоль как бы "висит" в воздухе, поэтому даже грузному мужчине не сложно перелезть с водительского сиденья на пассажирское.

Сзади, конечно, не так просторно. Дверцы узкие, садиться не очень удобно. Место на заднем диване есть только для двоих. И желательно, чтобы это были не особо габаритные пассажиры. Удобнее всего там будет детям.

Подлокотника сзади нет, а подстаканники встроены прямо в сиденье. Кстати, решение хоть и неожиданное, но довольно удобное.

Багажник невелик (260 л). Для пары сумок с покупками из супермаркета места хватит.

Словом, типичный городской автомобиль.

Растяжка 4
Что по деньгам?

Цены на BMW i3 стартуют от 1,1 млн грн.

Как бы совсем не маленькие деньги за такой компактный городской автомобильчик. Но стоит помнить о двух моментах. Во-первых, это BWM со всеми вытекающими обстоятельствами (динамика, управляемость, имидж). Во-вторых, это электрокар, который по сути возит вас бесплатно.

Да, с зарядками в Киеве пока не совсем радужная ситуация. С другой стороны, электрокаров на дорогах пока немного, поэтому очередей на немногочисленных зарядках нет.

Те 200 км запаса хода, которые на BMW i3 реально добиться при езде в обычном режиме (не Eco) с включенным кондиционером, для города вполне достаточно.

Главное освоить описанное выше искусство правильно давить на педаль акселлератора и научиться эффективно пользоваться рекуперацией. После этого электрокар кажется вполне вменяемой инвестицией. Даже если он стоит таких денег, как BMW i3.

С комплектациями и ценами BMW i3 можно ознакомиться здесь.

Вердикт НВ:
9/10
Вердикт НВ:

Феерический электрокар. Баварцам удалось создать нечто совершенно новое с инженерной точки зрения и в то же время, полностью переносящее в эпоху электричества тот самый легендарный дух BMW. Цены, конечно, кусаются. Но с новыми технологиями так всегда бывает.

Видео тест-драйва BMW i3


  

 

  

Текст: Алексей Бондарев

Фото и видео: Виталий Карабань