Спасибо цианобактериям! Ученые узнали, как производить достаточно биопластика, чтобы полностью заменить им обычный

5 февраля 2021, 20:03

Новое открытие ученых из Тюбингенского университета может полностью изменить пластмассовую промышленность. В этом им помогут цианобактерии, которые естественным образом производят пластик в качестве побочного продукта фотосинтеза — и делают это экологически безопасным способом.

Цианобактерии — это одни из самых незаметных незаменимых механизмов, формирующих жизнь на нашей планете. Именно они создали нашу атмосферу и озоновый слой, защищающий нас от ультрафиолетового излучения Солнца, а теперь они могут помочь человечеству победить проблему, которую оно само и породило — засилье пластика.

Видео дня

«Цианобактерии в определенном смысле являются скрытыми чемпионами нашей планеты. Это подчеркивает огромный потенциал этих организмов», — рассказывает доктор Мориц Кох из Тюбингенского университета, автор исследования, опубликованного в журнале Microbial Cell Factories.

Это крупные бактерии, которые получают необходимую для жизни энергию при помощи фотосинтеза. В результате этого они выделяют полигидроксибутират (ПОБ), естественную форму пластика, который можно использовать аналогично пластиковому полипропилену. При этом, он быстро разлагается в окружающей среде и не содержит загрязняющих веществ.

Проблема в том, что количество биопластика, который выделяют цианобактерии в естественной среде настолько низкое, что использовать его практически невозможно. Ученым удалось определить систему контроля бактерий, которая ограничивает внутриклеточный поток фиксированного углерода в направлении ПОБ.

Тогда они удалили этот регулятор, а также внесли несколько генетических изменений, в результате которых количество ПОБ, который выделяли бактерии, увеличилось в несколько раз, и, в конце-концов, составило более 80 процентов от их общей массы.

Поскольку цианобактерии нуждаются только в воде, углекислом газе и солнечном свете, исследователи считают, что они являются идеальными кандидатами для экологически безопасного и устойчивого производства пластика, который заменит искусственный.

Сейчас человечество ежегодно производит около 370 миллионов тонн пластика, которые в ближайшие десять лет могут вырасти еще в полтора раза. Из-за его доступности, дешевизны и распространенности пластик стал настоящей проблемой для экологии — он загрязняет океаны, а также попадает в пищевые цепочки микроорганизмов и животных, отравляя их. Кроме того, пластик в основном производится из нефти, которая при сжигании выделяет в атмосферу дополнительный CO2, что ведет к еще большим климатическим проблемам.

Именно поэтому открытие ученых из Тюбингенского университета сложно переоценить — благодаря им «во всем производстве пластика произойдет революция». По словам Коха, сейчас долгосрочная цель ученых состоит в том, чтобы оптимизировать использование цианобактерий и увеличить его до такой степени, чтобы возможным стало их широкомасштабное использование и полная замена пластика на экологическую альтернативу.

Присоединяйтесь к нам в соцсетях Facebook, Telegram и Instagram.

Показать ещё новости