Дипломатия Зеленского: аудит обещаний

13 февраля 2020, 08:05

Если новая власть действительно хочет заручиться крепкой поддержкой украинского общества и уважением международных партнеров, она должна научиться «избегать завышенных ожиданий»

Одной из насущных проблем для всех поколений украинской власти является разрыв между обещаниями и реальными достижениями. Не обошла стороной она и нынешних руководителей Украины.

Видео дня

Девять месяцев новой команды власти — это достаточный срок, чтобы почувствовать практические изменения в государстве и увидеть эффективные шаги. Экономический прогресс, «цветущий край» и «конец эпохи бедности» оставим для экспертов. Вместо этого обратим внимание на внешнюю политику Зеленского, которую изначально тоже подавали как очень амбициозную и многоплановую.

Начнем с внешнеполитических позиций с пометкой «формальный плюс» (не означает полное одобрение сделанных шагов, но символизирует исполнение обещанного в прочтении действующей власти).

Во-первых, произошло два масштабных освобождения украинских заложников и политических заключенных. В рамках обменов в Украину вернулись 24 украинских моряка и 3 военных корабля, которые были захвачены Россией. Но цену выполнения обещания сложно назвать взвешенной с учетом передачи Цемаха и «беркутовцев».

Именно такие события являются показательными и весомыми в международной дипломатии

Во-вторых, как этого и хотел президент Зеленский, состоялись переговоры на высшем уровне в нормандском формате. По форме — выполнено, а по содержанию — фальстарт. Что буквально на следующий же день подтвердилось: Кремль по-прежнему не собирался выполнять безопасностные обязательства. А парижский саммит 9 декабря стал для президента Украины возможностью воочию убедиться в неэффективности стратегии «турборежима» в установлении мира на Донбассе и сознательной деструктивности Путина.

В-третьих, достигнута «прагматичная» договоренность о транзите российского газа через украинскую ГТС в страны ЕС. В актив европейцев записан комфорт, Украины — сохранение транзита с получением финансовых дивидендов, а Газпрома — и уверенность, и гарантии закупок газа, и снятие арестов с активов российского монополиста в странах ЕС, которые были наложены по судебным искам Нафтогаза. Эффективность этого достижения спорная, но обещанное действительно выполнено.

В-четвертых, приостановлен российский энергетический проект Северный поток-2. Хотя и в результате введения американских санкций, а потому это на самом деле следует записать на счет «запаса прочности» и работы, проводимой предыдущие пять лет.

В-пятых, новой динамикой отметились отношения с соседними с Украиной странами. И хотя последнее развитие контактов с Польшей, Венгрией и Турцией и было отмечено положительными сдвигами, эффективности достигнутых договоренностей и их жизнеспособности еще предстоит пройти проверку временем.

За исключением этих «формальных плюсов», другие обещания дипломатии Зеленского, звучавшие с экранов телевизора или во время нечастых публичных выступлений пока остаются далекими от реализации.

poster
Дайджест главных новостей
Бесплатная email-рассылка только лучших материалов от редакторов NV
Рассылка отправляется с понедельника по пятницу

Прежде всего это касается вопросов, связанных со стратегией быстрого мира с Россией. Наивное предположение «просто перестать стрелять» как формула мира не сработало. Так же как и якобы договоренность с Путиным во время парижского саммита о введении режима прекращения огня с 31 декабря 2019 года. Ведь это факт: январь 2020 оказался более кровавым и губительным для украинских войск, чем аналогичный период прошлого года, а российские оккупационные войска продолжают обстрелы и диверсионные операции против ВСУ, в том числе на участках так называемого разведения. Не меньше вопросов вызывает то, какую цену готова заплатить Банковая за очередной нормандский саммит в апреле. Именно следующие два месяца покажут, готов ли Зеленский выйти за рамки «завышенных ожиданий» и откорректировать собственную тактику, учитывая деструктивную позицию Кремля.

Во-вторых, шоу-предложение «а поговорить» от 8 июля в стиле предвыборной кампании претерпело абсолютное фиаско. И это неудивительно, ведь предварительно его не согласовали ни с одним из адресатов. Ни США, ни Великобритания, ни Франция, ни Германия, ни Россия не поддержали попытки президента Зеленского радикально изменить переговорный формат.

В-третьих, настоящим фетишем мира для команды Зеленского стала «формула Штайнмайера»: по замыслу главы государства, она должна была принести мир едва ли не сразу после подписания. Поспешное решение согласиться на российскую редакцию формулы — что удивило даже наших международных партнеров — не помогло приблизить мир, но убедило Кремль в действенности «игры на повышение ставок» и мирных манипуляций в дальнейших переговорах с Банковой.

В-четвертых, не удалось реализовать договоренность об обмене «всех на всех». Вместо этого мы видим дозированный, выборочный и максимально жестко политически обусловленный Кремлем процесс.

В-пятых, за 9 месяцев у власти команда Зеленского так и не смогла разработать и представить обществу и международным партнерам действенную и четкую стратегию реинтеграции Донбасса (обещанную до 19 июня еще в прошлом году) и Крыма, а также реальные шаги для выполнения требования Зеленского к России возместить убытки, причиненные Украине в результате агрессии и оккупации. Высказанная цель собрать 10 млрд евро международной помощи на восстановление Донбасса, к сожалению, так и осталась словами. И неизвестно, действительно ли президент Зеленский начал свою встречу с Путиным в Париже вопросом о возвращении Крыма.

В-шестых, настораживает и массированная информационная кампания с навязыванием тезиса о якобы осознании Россией вреда развязанной войны на Донбассе. Очевидно, что формирование такого ложного впечатления должно подготовить общество к существенным компромиссам вроде водного вопроса для Крыма.

И наконец, так и остаются невыполненными бравурные обещания по поводу «исторического» визита президента Украины в Белый дом и визита президента Франции Макрона в Украину, не говоря уже о более простых инициативах вроде обещанного трехстороннего телефонного разговора Зеленский-Меркель-Макрон. Именно такие события являются показательными и весомыми в международной дипломатии.

Итак, сейчас во внешнеполитической сфере не сформирована настоящая гармоничная дипломатическая команда, в которой и президент, и его Офис и МИД, и руководители зарубежных дипломатических учреждений играли бы в унисон, помогая друг другу, а не подрывая доверие и институциональную способность институтов.

Наиболее наглядно это показал тест на урегулирование кризисной ситуации, связанной со сбиванием Ираном украинского самолета рейса Тегеран-Киев 8 января 2020. Громкие обещания президента привлечь виновных к ответственности, обеспечить достойное финансовое возмещение Ираном семьям погибших украинцев, а также заявления о намерениях сформировать мощную международную коалицию для давления на Иран в условиях инертного поведения дипломатической машины разбились о камни суровой реальности.

Если новая власть действительно хочет заручиться крепкой поддержкой украинского общества и уважением международных партнеров, она должна научиться «избегать завышенных ожиданий». Очевидно, что пагубное влияние на доверие к власти порождает не количество обещаний, а их невыполнение. Как говорил известный классик, «лучше меньше — да лучше».

Присоединяйтесь к нашему телеграм-каналу Мнения НВ

Показать ещё новости
Радіо NV
X