Плюсы и минусы дипломатии Зеленского в июле

31 июля 2020, 18:30

Избирательная кампания в США, президентские выборы в Беларуси, обнуление Путина, азербайджано-армянский конфликт — украинская дипломатия должна просыпаться от коронавирусной спячки

В унисон с введением адаптивного карантина начала приспосабливаться к новым условиям и украинская дипломатия, исходя из виртуального мира. Такая адаптация началась с первого в истории отношений визита президента Швейцарии в Украине, поездок министра иностранных дел в соседние страны — Венгрию, Польшу, Турцию.

Видео дня

Мир не стоит на месте. Раскручивается маховик избирательной кампании в США, достигают апогея президентские выборы в Беларуси, произошло конституционное обнуления президентства Путина в России. Активизируются на фоне коронавируса тлеющие конфликты вроде азербайджано-армянского. Все это заставляет украинскую дипломатию быстро «набирать форму» и просыпаться от коронавирусной спячки.

Июль ознаменовался достижением договоренностей по «всеобъемлющему и полному прекращению огня» на Донбассе, что должно восстановить предыдущую логику мирного процесса на основе принципа «вначале безопасность». К сожалению, прогнозируемо, уже с первых минут введения перемирия, оно было нарушено российскими оккупационными войсками.

Саммит Украина-ЕС 1 октября 2020 года обещает быть интересным

Не менее принципиальные изменения произошли и в оценке международными партнерами качества и темпов реформ в Украине. Оценки стали более критичными и менее дипломатическими, что свидетельствует о постепенном испарении кредита международного доверия президентской командой. Симптоматично, что такое отношение происходит одновременно с изменением электоральных настроений и падением уровня доверия украинцев к действующей власти. Это серьезный звоночек, что требует от президентской команды кардинального изменения к подходам построения своей работы внутри и снаружи и отказу от непродуманных и хаотических инициатив.

Июль войдет в историю украинской дипломатии такими положительными достижениями.

В течение июля «брюссельскую карту» активно и достаточно успешно разыгрывало руководство правительства Украины. Визиты премьер-министра и профильного вице-премьера в Брюссель, начало публичных правительственных консультаций с украинским бизнесом по обновлению Соглашения об ассоциации с ЕС, а также многочисленные правительственные онлайн-контакты с членами Европейской Комиссии действительно создали впечатление о доверии между правительством и Еврокомиссией, а также преданности и решительности правительственной команды всесторонне углублять политическую ассоциацию и экономическую интеграцию с Евросоюзом.

В то же время июльские новости Украины, сначала относительно политического давления на бывшего председателя Национального банка Украины, следствием которого стала его отставка, затем — политического вмешательства в работу антикоррупционных органов, и, напоследок, одобрение в первом чтении дискриминационного закона о «локализации» при государственных закупках, символизировали завершение эры романтического увлечения действий новой украинской власти европейскими политическими аспектами.

В отношении европейских партнеров к украинской власти возвращается принцип «доверяй, но проверяй», который был заложен в основу при определении индикаторов подписанного меморандума о взаимопонимании и кредитном соглашении по макрофинансовой помощи ЕС Украине в размере €1,2 млн. Эти индикаторы, в частности, по конкурсам на должности государственной службы или сохранение международного участия при отборе членов Высшей квалификационной комиссии судей, являются четким предупреждением украинской власти о недопустимости свертывания предыдущих реформ.

poster
Дайджест главных новостей
Бесплатная email-рассылка только лучших материалов от редакторов NV
Рассылка отправляется с понедельника по пятницу

Очевидно, все инициативы власти на европейском направлении, в частности по обновлению Соглашения, открытию новых рынков и получению новых пакетов поддержки, будут рассматриваться в ближайшее время через призму выполнения указанных критериев макрофина, а также судьбы ряда законопроектов от «слуг народа», которые противоречат духу и букве Евроассоциации. Именно действия украинской власти станут экзаменом преданности евроинтеграционной политике и определят перспективы дальнейшей интеграции Украины в Евросоюз при каденции президента Зеленского. В этом контексте Саммит Украина-ЕС 1 октября 2020 года обещает быть интересным.

В ознаменование месяца заслуживает смелое заявление вице-премьер-министра Украины, первого заместителя председателя делегации Украины в ТКГ Алексея Резникова о перспективной потребности в миротворческой миссии для Донбасса. Более года этот инструмент оставался под вопросом. Россия этой перспективы боится как черт ладана, и этот фактор следует эффективно использовать в интересах Украины.

Наиболее перспективным является вариант миротворческих сил по мандату ООН. Это объясняется как изучением преимуществ и недостатков других возможных форматов (От ЕС и ОБСЕ), так и максимальным опытом именно ООН в сфере миротворческой деятельности.

Удобным случаем для реанимации полузабытой инициативе Украины было бы четкое заявление об интересе Киева вернуться к предметной обработке идеи развертывания миротворческой миссии на Донбассе в видеовыступлении президента Зеленского на очередной сессии ГА ООН в сентябре. Чтобы предотвратить российские инсинуации, ключевым посылом должно стать то, что такая миссия никоим образом не подменяет собой договоренности по урегулированию, а должна создать надлежащие условия для их осуществления.

Если Россия действительно стремится к урегулированию и сохранить лицо, то указанная опция могла бы быть поддержана Кремлем. Другая перспектива должна наконец развеять иллюзии дипломатии Зеленского о готовности и открытости Кремля к миру, а также, в случае деструктива и сопротивления Кремля, стать аргументом в диалоге с партнерами для усиления санкционного давления на Москву.

Запущенный Общей декларацией министров иностранных дел Украины, Польши и Литвы «Люблинский треугольник», является своевременной инициативой с глубоким геополитическим символизмом. Вместе с активизацией контактов на венгерском направлении четко наметился соседскоориентований вектор главы МИД.

Полученный опыт «политической геометрии» в Европе можно было бы использовать и на азиатском направлении. Тем более что уже почти три месяца как украинская дипломатия громко анонсировала прорыв на азиатском трека, но ни стратегического и концептуального замысла мы так пока и не увидели, как и конкретных инициатив в этом направлении.

Если в понимании дипломатии Зеленского для «азиатского прорыва» достаточно ввести временный безвиз для китайских туристов и все пойдет хорошо и потекут инвестиции, то это ошибочный подход, напоминающий инициативу вроде введения инвестняни. Не стоит ожидать инвестиций без надлежащей судебной инфраструктуры, пользующейся доверием, а также предсказуемости и последовательности экономической политики властей. Как и ложным был бы подход считать «Люблинский треугольник» состоявшимся. Важно не останавливаться на формах, а работать над содержательным наполнением и дальнейшими шагами в сфере политики безопасности, экономической, секторальной сферах. В частности, основу безопасности составляющей сотрудничества могли бы составить двусторонние вопросы безопасности сделки вроде американо-японского договора безопасности. Весьма полезным было бы установление и развитие сотрудничества из Веймарского треугольника (ФРГ, Франция, Польша).

Новое развитие получило дело по расследованию трагедии малайзийского рейса МН-17 в небе над Донбассом. То, что Нидерланды пошли дальше и подали иск против России в Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ), является новым фронтом противодействия российской дерзости, и в этой борьбе важно активное участие украинской стороны.

Активом украинской дипломатии бесспорно является профессиональная дипломатическая команда с многолетним опытом. Однако для максимального раскрытия ее потенциала пока не хватает более четкой и, главное, публичной артикуляции своих подходов главой государства. Обидно, что даже по такому случаю как уничтожение авиарейса МН17 в Зеленского не нашлось мужества для прямого указания на ответственность за этот акт российской стороны, о чем даже существуют выводы международной следственной группы. «Возможны виновники», на которых он неуверенно указал, уже имеют свои имена, фамилии, должности и, надеемся, перспективы судебных приговоров.

Примечательно, что в случае с уничтожением украинского борта под Тегераном у главы государства не хватает слов для прямых ссылок на ответственность Ирана, угрожая ему международными судами.

Минус и июле

Минус, который так и не стал плюсом. Такую характеристику можно дать в целом одобрительной попытке достижения устойчивого и всеобъемлющего перемирия на Донбассе, начиная с 27 июля. Проблема в Москве, откуда продолжают сознательно управлять выстроенным за годы противостояния с Украиной механизмом «контролируемой эскалации» на Донбассе.

Нарушение перемирия в первые минуты российскими силами ставит Зеленского перед выбором: либо игнорировать продолжающиеся обстрелы, прибегая к словесной казуистики, и тем самым подрывать боевой дух армии, или же признать провал очередного перемирия, который офис президента уже успел окрестить прорывом.

Сейчас на треке мирного урегулирования на Донбассе события развиваются не по украинскому сценарию, как бы ни пытались продать это в качестве «прорыва». Безуспешные попытки договориться с Россией, в том числе путем телефонного разговора между главами государств, раз показывают, что такие договоренности могут заработать только при условии усиления международного санкционного давления на Кремль и инициативности, настойчивости и последовательности украинской переговорной команды.

Минус на крымском направлении. Несмотря на очевидную и положительную активизации этой мышцы украинской дипломатии, который до назначения первого заместителя министра иностранных дел почти атрофировался, логика развития событий в этом направлении не изменилась. Российский агрессор продолжал методично легализировать кражу Крыму своим законодательным полем, а высшее руководство нашего государства — стыдливо за этим наблюдать.

Именно таким образом следует рассматривать референдум по изменениям в Конституцию РФ, поправками к которой российская сторона придумала «защититься» от «территориальных претензий» и поставить еще одну точку в вопросе Крыма. Конечно, этими изменениями не подменить принадлежности Крымского полуострова Украине и не оправдать факт попытки аннексии Россией части нашей территории. В то же время сам факт их внесения и раскрытия соответствующих мотивов дает мощный аргумент для украинской дипломатии об усилении шовинистических настроений в Москве. Очевидно, такая агрессивная законодательная поведение Кремля должна также развеять иллюзии тех, кто до сих пор полагается на здравый смысл и договороспособность российской стороны.

На этом фоне неоправданно перезрелой представляется долгожданная разработка национальной деоккупации Крыму и начало международной платформы освобождения украинского полуострова. Прекрасной возможностью для ее представления была очередная годовщина Декларации Помпео. В то же время внимание к этой дате в Украине ограничилась твиттер-сообщениями отдельных властных факторов. Сложно представить, из каких соображений промолчал глава государства, ведь речь идет о документе уровня декларации Веллеса с соответствующими историческими последствиями.

К сожалению, молчанием отреагировал Верховный Главнокомандующий на незаконный визит Путина в Крым 20 июля и демонстративную закладку корпусов двух военных десантных кораблей на заводе Керчи. Пока не видно действий украинской дипломатии с целью инициирования как новых национальных, так и международных санкций против России и физических и юридических лиц, участвующих в развитии военных мощностей на предприятиях Крыма.

Шоком месяца стала отставка "из-за политического давления" главы Национального банка Украины Якова Смолия. Реакция международных финансовых организаций была быстрой и предсказуемой. Международный валютный фонд, страны Семерки и Европейский Союз единодушно отметили, что независимость НБУ является одной из основных предпосылок продолжения сотрудничества между сторонами.

Телефонный разговор президента Украины Владимира Зеленского с директором-распорядителем МВФ Кристалиной Георгиевой позволил снизить градус напряжения, но окончательно не снял беспокойства. Уже через несколько дней назначения Кирилла Шевченко председателем НБУ было воспринято международными партнерами с осторожным оптимизмом и надеждой на сохранение эффективной денежно-кредитной и финансовой политики центробанка.

Уже в конце июля ситуация более-менее стабилизировалась: подписана новая программа макрофинансовой помощи ЕС, размещено новых 12-летних еврооблигаций на сумму 2 млрд. долларов, прорабатываются возможности для очередной миссии МВФ в Украине. Последующие месяцы будут знаковыми для дальнейшего сотрудничества с мировым финансовым сообществом, которое внимательно следит за действиями нового руководителя НБУ, а также за макроэкономической ситуацией в Украине и действиями правительства.

Принятие в первом чтении законопроекта о государственных закупках, согласно которому предусмотерно введение обязательной локализации для отдельных видов закупаемой на государственные средства, на уровне от 25% до 60% было негативно принято не только Евросоюзом, но и другими нашими партнерами. В случае принятия этого закона в его нынешней редакции он будет нарушать международные обязательства Украины в рамках ВТО и ряда двусторонних соглашений о свободной торговле. Соответствующий законопроект противоречит положениям Соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС, о чем говорили наши партнеры как перед принятием законопроекта, в частности на уровне посла ЕС в Украине, так и после во время встреч в рамках визита премьер-министра Украины Дениса Шмыгаля в Брюссель.

Вопрос поддержки национального товаропроизводителя является самой важной задачей, но его следует решать не так примитивно, а занимаясь поиском эффективных механизмов в рамках существующего международного правового поля и уже взятых обязательств. Сейчас перед правительством стоит непростой вопрос поиска компромиссных решений как с украинским бизнесом и депутатами в состоянии предвыборной популистской лихорадки, так и с международными экспертами.

Продолжаем фиксировать отсутствие внимания дипломатии Зеленского к вопросу становления и международного признания Православной церкви Украины. Событие тысячелетия должно стать и визитной карточкой, и оберегом первого лица государства. Тем более была прекрасная возможность отправить правильный сигнал — годовщина Крещения Киевской Руси-Украины.

Факторы, оказывающие влияние на дипломатию Зеленского в последующие недели:

Проверка временем и на прочность режима прекращения огня определять логику и перспективы дальнейших мирных усилий по Донбасса. Дипломатия Зеленского пошла на повышение ставок в надежде на встречные шаги со стороны российской стороны и в плену своих иллюзий. Более того, характер договоренностей о прекращении огня раз показал все недостатки отсутствия стратегии урегулирования на Донбассе. Оказалось, что «прекратить стрелять» недостаточно, если прекращает стрелять только одна сторона. Год мытарств в поисках нового пути ожидаемо привел к апробированным в предыдущие годы подходам

В ближайшие недели будут усиливаться попытки, в том числе с использованием «пророссийской пятой колонны», вовлечение Украины в избирательные процессы в США. Многое будет зависеть от позиции украинской власти во избежание противостояния. Ведь на кону — здоровье стратегического партнерства Украины и США и прочность двухпартийной американской поддержки Украины.

Важное внимание следует уделять неизменным планам Кремля таки провести саммит ядерных держав. То, что ни политического, ни морального права на созыв такого формата Москва не имеет, — несомненно. Будучи изгнанной из клуба Большой семерки и не выполнив никаких обязательств, приведшие к этому решению, проведение ядерного саммита по российскому сценарию было бы пощечиной по всей послевоенной системе мира и безопасности.

Адекватной оценки требует обнуление президентского срока Владимира Путина. Фактически завершилась консолидация и оформление путинского режима. Это подтверждает бесполезность расчетов на то, что российская внешняя политика станет более миролюбивой. Это требует интенсификации контактов с партнерами с целью выработки целостной и согласованной стратегии сдерживания агрессивной политики Кремля и последующего восстановления стабильности в Европе.

Переизбрание Анжея Дуды на пост президента Польши ставит на повестку дня отношений окончательное урегулирование вопросов общего исторического наследия. К сожалению, уступки Украине, сделанные накануне выборовы в вопросе польских захоронений на территории Украины, пока не нашли должного ответа со стороны Варшавы. Поэтому главным лейтмотивом урегулирования должны стать взаимность и деполитизация сложных вопросов общего исторического прошлого.

Вызовом для украинской дипломатии остается венгерский фактор, который продолжает быть преградой на пути всесторонней интеграции Украины в НАТО.

Требует тщательной подготовки давно назревшее совещание украинских послов. Проведение такого мероприятия могло бы вооружить необходимыми аргументами дипломатический корпус, а также устранить двусмысленности, которые порой создают молчаливость и недомолвки Банковой.

Не только дипломатическая подготовка, но и качество законодательного процесса и соблюдения руководством государства предварительных договоренностей заложит в ближайшие недели основные параметры результатов и саму тональность саммита Украина-ЕС, который запланирован на 1 октября. Президентской команде наконец стоит осознать, что в дипломатическом мире больше всего ценится последовательность и предсказуемость партнера, что в перспективе приносит больше дивидендов.

Независимо от политических предпочтений и расцветок внутри Украины единство и солидарность на внешней арене — это залог нашей победы.

Присоединяйтесь к нашему телеграм-каналу Мнения НВ

Показать ещё новости
Радіо NV
X