10 ошибок президента Зеленского
Каждая отдельная ошибка президента могла быть случайностью, но все вместе они складываются в стратегию разрушения государства
Отмена антикоррупционной реформы руками скандальных судей КС может стать самой большой ошибкой президента. Таких ошибок накопилось уже немало. Каждая из них в отдельности могла быть случайностью, но все вместе они складываются в стратегию осознанного разрушения государства.
Пока президент исправит «досадную ошибку» и восстановит суровое наказание за ложь в декларации, сотни персонажей, которые «любят скорость» и «плюшки», успеют избежать такого наказания. И персональная ответственность за это лежит на президенте Владимире Зеленском, как минимум, по двум причинам.
Во-первых, потому что за полтора года шестой президент так и не провел обещанной им судебной реформы. Более того, он сам воспользовался услугами того же Конституционного Суда, когда руками его судей легализовал решение распустить предыдущий парламент.
Во-вторых, есть предположение, что последние скандальные решения КС, направленные на уничтожение антикоррупционной системы, были не просто согласованы с Офисом президента — а чуть ли не срежиссированы там.
Поэтому «исправлять» президенту придется не ошибку одиозных судей, которые фактически отменили электронное декларирование, потому что сами должны ответить за ложь в декларациях. Отвечать президенту придется за собственную «досадную ошибку».
И таких ошибок за полтора года президентства Владимир Зеленский допустил немало. Осенью в ходе пресс-конференции он задал вопрос: «Кто я — случайность или стратегия?». Тогда он прозвучал как риторический. Но все больше становится очевидно: каждая ошибка Владимира Зеленского сама по себе могла быть случайностью, но все вместе они тянут на стратегию разрушения страны.
Ошибка № 1: обещание быстро закончить войну. Надо просто перестать стрелять, говорить и сойдемся где-то посередине — такой была и есть военная стратегия президента. И готовность идти на компромиссы ради призрачного мира загнала его в тупик. А достигнутые результаты неубедительны. Год, который Зеленский отводил на переговоры с Кремлем, истекает 9 декабря. А дальше что? Конец войне? Или знаменитый и никому не известный «план Б»? Голубем мира, как ожидало пол страны, голосуя за Зеленского, шестой президент пока так и не стал.
Ошибка № 2: договоренности с олигархами — вместо борьбы с ними. С ними тоже с самого начала вместо войны начались переговоры. А когда берешь деньги у олигархов, их надо отработать. Самый богатый человек страны, Ахметов, не будет покупать скорые для повышения рейтинга президента просто так. Премьер Шмыгаль и временный министр энергетики Буславец не будут просто так лоббировать интересы олигарха в энергетике. А каналы олигарха не будут просто так купать президента в теплой ванне телеэфиров.

Другому олигарху, Медведчуку, год назад президент угрожал, что история с его телеканалами плохо закончится. Она действительно плохо закончилась, только не для Медведчука. Именно по иску Медведчука и его приспешников Конституционный Суд принимает антигосударственные решения, такие, как об отмене уголовной ответственности за незаконное обогащение, а партия Медведчука получает неплохую поддержку на местных выборах. Куда еще хуже это могло закончиться?
Ошибка № 3: президент терпит коррупцию, которую обещал преодолеть. Главу его офиса Андрея Ермака и его брата обвиняют в торговле должностями. Депутатов Слуги народа — в торговле законопроектами. Министра здравоохранения Степанова — в торговле здоровьем нации. Президент всего будто не видит. На этом фоне мы наблюдаем невиданную доселе по масштабам атаку на антикоррупционные органы, в том числе и руками депутатов президентской фракции.
Ошибка № 4: кадровая политика, а если вещи называть своими именами — кумовство.
Когда Зеленский критиковал кумовство, а сам назначил друга Баканова главой СБУ, друга Ермака — советником, а затем главой ОП, друга Шефира — еще одним советником, друга Стефанчука — вице-спикером парламента. А в списках партии оказались любители «плюшек» типа Юрченко и бывший насильник Иванисов. Зато всех, кто стремился делать реформы, — правительство Гончарука, генпрокурора Рябошапку, главу таможни Нефедова — уволили только потому, что их попытки проводить реформы били по рейтингу президента.
Ошибка № 5: популизм. Если отбросить популистские обещания президента закончить эпоху бедности, коррупции и войны, вынуждены констатировать: Зеленский так и не вышел из экранного образа. Став президентом, вместо того чтобы навести порядок в собственной команде, он ездил по стране и на камеру ставил спектакли: то «откуда деньги на айфон», то «выйди отсюда, негодяй». Плюс открытие школ, больниц и футбольных матчей. Этот показательный микроменеджмент занимает кучу президентского времени. Не этим должен заниматься президент.
Ошибка № 6: полное отсутствие реформы судов. Ее Зеленский обещал начать больше года назад. А сегодня мы наблюдаем, как влиятельные суды страны — Окружной административный и Конституционный, уничтожают антикоррупционную систему и банковскую реформу, отменяют только что введенный рынок земли. И слушаем пленки НАБУ, на которых продажные судьи этих судов планируют захват власти и сами себя называют полушутя политическими проститутками. А Офис президента реагирует на это заявлениями про «обеспокоенность, преданность демократии и западным стандартам». Все это последствия отсутствия судебной реформы и договорняков с олигархами.
Ошибка № 7: Служба безопасности Украины. В этой сфере обещанной реформы также не произошло. Друг президента возглавляет СБУ, в парламенте заседает монобольшинство — берите и делайте. Но за год результатов — ноль. Пойманный на дне рождения олигарха Григория Суркиса председатель СБУ Иван Баканов отмахивается от журналистов ложью о том, что изучал там оперативную обстановку. И блокирует расследование НАБУ против другого олигарха — Коломойского. Может именно в этом причина отсутствия реформ в СБУ?
Ошибка № 8: Венедиктова — генпрокурор. Стопроцентный генпрокурор президента остановила реформу прокуратуры, вернула туда одиозные кадры, а резонансные дела начали тормозить и даже сливать. Как минимум дважды мы стали свидетелями того, как Ирина Венедиктова не подписывала подозрений на слуг народа — Юрченко и Халимона. Более того, Юрченко она лично пришла защищать в парламент. С легкой руки генпрокурора было закрыто дело «Роттердам+». Уволит ли ее президент, как пообещал, если до нового года не будет результатов — станет ли еще одной ошибкой?
Ошибка № 9: партия и фракция из случайных людей. Да, во фракции есть порядочные люди, но слишком много тех, кто представляет чьи-то интересы, украинофобов, хамов, стопроцентных людей Коломойского, которые непонятно как попали в парламент. Монобильшинство откровенно не хочет голосовать за нужные президенту (а порой и стране) законы. Как следствие, Офис президента вынужден искать поддержки у пророссийского олигарха Медведчука и его депутатов в ОПЗЖ, или у другого олигарха, Коломойского, и его депутатов из фракции Зеленского и группы «За майбутнє». И эта поддержка, за которую президенту, очевидно, приходится расплачиваться, слишком дорого обходится стране.
Ошибка № 10: нежелание никого слышать, кроме ближайшего, не слишком компетентного, но очень самоуверенного окружения. Это ограничивает президента в его понимании реального положения вещей в стране и делает его несостоятельным адекватно реагировать на вызовы. Зеленский попал в ловушку знаменитого парадокса: чем меньше человек знает и понимает — тем больше он убежден в собственной правоте. И на самом деле не важно, сам президент себя в такую нишу загнал, или ему старательно устраивали теплую ванну. Не важно, чьей некомпетентностью, неопытностью или ювелирно скрытым корыстным умыслом объясняются его ошибки. Именно он своим именем привел к власти всех тех людей, которые принимают сегодня государственные решения, следовательно, именно он несет персональную ответственность за все, что уже происходит в стране и будет происходить дальше.
Поэтому, да: каждая отдельная ошибка президента могла быть случайностью, но все вместе они складываются в стратегию осознанного разрушения государства.
Присоединяйтесь к нашему телеграм-каналу Мнения НВ