Заметки экономиста. Как привлечь лучших на госслужбу?

25 мая 2017, 11:37
3108
Цей матеріал також доступний українською
В нашем обществе распространено мнение, что уровень оплаты труда в государственном секторе является чрезвычайно низким, и люди работают "за копейки"

Государственная служба входит в топ 3 сфер на рынке труда по количеству размещенных вакансий. С того времени, как обновленный закон Украины «О государственной службе» обязывает государственные органы проводить конкурсы на вакантные должности, было проведено 26 тысяч кадровых конкурсов. Однако, по словам Константина Ващенко, председателя Национального агентства Украины по вопросам государственной службы, лишь 2% людей «со стороны», без предварительного опыта государственной службы, заняли должности в результате этих конкурсов. Конкуренция за эти должности незначительная – среднее количество претендентов на одну вакансию составило 3,5 человек, для сравнения в юридической сфере частного сектора – это 7,5 человек на место.

Почему же государственная служба остается таким непривлекательным работодателем для работников за пределами системы, в частности из частного сектора, общественных или международных организаций? Даже если вынести за скобки нематериальные факторы (бюрократизм, условия на рабочих местах, ответственность и декларирование состояния и тому подобное), особенно мешает привлекать новых людей извне система оплаты труда.

В нашем обществе распространено мнение, что уровень оплаты труда в государственном секторе является чрезвычайно низким, и люди работают «за копейки». Однако детальное исследование относительно реформы оплаты труда государственных служащих, проведенное Центром экономической стратегии, указывает на другое. На эквивалентных должностях в частном секторе (согласно данным опроса работодателей Ernst&Young) на уровнях от специалиста до начальника отдела могут платить даже меньше, чем опытному специалисту на государственной службе. Ситуация, однако, меняется на противоположную на уровне среднего и высшего руководящего звена.


graph_1

Такое недоразумение существует, так как формирование оплаты труда госслужащего является непрозрачным и непонятным. В обществе часто путают «голый» должностной оклад с полной заработной платой государственного служащего, хотя на самом деле это только небольшая его часть. Согласно исследованию Офиса из финансового и экономического анализа в Верховной Раде Украины, в работников центральных органов исполнительной власти должностной оклад составлял лишь 26% в 2015 году, 34% в 2016 году и 46% в 2017 году. Оплата труда госслужащего состоит из должностного оклада, надбавок постоянного и временного характера, премий и материальной помощи. Базовыми составляющими заработной платы государственного служащего в Украине есть должностной оклад и надбавки за выслугу лет и ранг государственного служащего. Остальное – премии и надбавки, номинально зависящие от условий, сложности и результатов работы. Также государственные служащие имеют право на два вида материальной помощи «на оздоровление» на время ежегодного отпуска и для решения социально-бытовых вопросов. Решение о выплате премий, надбавок или пособий являются субъективными и назначаются непосредственным руководителем.


graph_2

*Январь-декабрь 2016, данные для г. Киев, доля неформальной экономики в финансовом секторе является относительно небольшой по сравнению с другими секторами экономики

Источник: Укрстат, расчеты ЦЭС

Ряд дополнительных стимулирующих выплат и премий оставляет руководителям пространство для выборочного стимулирования персонала через премии, объемы таких выплат зависят от размеров экономии фонда оплаты труда конкретного учреждения и влиятельности руководителя в рамках организации.

Также, низкая гарантированная часть в структуре заработной платы и большая доля временных компонентов в заработной плате госслужащего уменьшает привлекательность работы на госслужбе, поскольку работник не может быть уверенным в размере своего дохода. Также это вынуждает к поиску лояльности руководства в большей степени, чем к улучшению результатов работы, что является морально неприемлемым. Ко всему, надбавка за выслугу лет может достигать половины гарантированной части заработка, что однозначно дискриминирует новых работников из-вне системы.

Неравномерный темп реформ министерств в течение последних двух лет и несогласованность подходов к оплате труда в различных учреждениях привели к значительным диспропорциям. Например, самые высокие заработные платы сейчас установлены для должностных лиц вновь созданных антикоррупционных органов (НАБУ и НАЗК), которые в разы превышают должностные оклады, например, высшего уровня исполнительной власти (премьер-министра). Должностной оклад прокурора Генеральной прокуратуры сопоставим с окладом государственного секретаря министерства. Это нарушает общий принцип справедливости оплаты труда, на котором базируются системы оплаты труда в европейских странах.

Чтобы сделать работу на государственной службе более привлекательной для молодых специалистов и людей из вне системы важно сделать систему оплаты труда в гораздо более прозрачной и понятной, также уменьшив доплату за выслугу лет. Для страны с ограниченными бюджетными ресурсами и коррупционными рисками важно максимально упростить надбавки к зарплате и другие материальные стимулы. Это было частично сделано с введением в действие нового закона о государственной службе, но все еще большую часть денежного вознаграждения составит не должностной оклад, а дополнительные выплаты (надбавки, премии).

Также стоит создать отдельную систему оплаты труда для высшего корпуса государственной службы, поскольку их уровень оплаты значительно отстает от рыночного. В частности, возможен вариант перехода от карьерной к контрактной системе с отдельными принципами финансирования. Например, в Новой Зеландии с руководителями государственных учреждений заключаются контракты, в которых прописаны цели и результаты деятельности руководителя за определенный срок контракта, и оплата труда в большой степени зависит от результатов работы и достижения или недостижения контрактных целей.

При сохранении этих проблем Украина будет оставаться с неэффективным и закрытым государственным аппаратом, усложняющим структурные реформы во всех сферах.

Заметки экономиста – еженедельная колонка Центра экономической стратегии

Подкасты Радио НВ

Пропустили любимую передачу? Не дослушали интервью? Хотите переслушать эфир из архива?

Подпишитесь на подкасты Радио НВ на Soundcloud. Слушайте, переслушивайте, делитесь!

Слушать подкасты

Стань автором

Если Вы хотите вести свой блог на сайте Новое время, напишите, пожалуйста, письмо по адресу:

nv-opinion@nv.ua

Выбор редакции

Инновации

Вчера, 20:00

thumb img
Куда вы ломитесь. Билл Гейтс призвал забыть о космосе и решить 10 глобальных проблем планеты Земля
Страны

Вчера, 13:25

thumb img
Так может уйти Путин. Мировые СМИ – об отставке Назарбаева и о Казахстане без него
Инновации

Вчера, 22:04

thumb img
Плавучая Троещина. В Гонконге построят огромные искусственные острова для решения жилищной проблемы