20 августа 2018, понедельник

Назад в будущее. Могут ли школы «догнать» инновационную реальность?

0 комментировать
Одну из сфер, которая давно требует серьезной модернизации, пока затронули лишь поверхностные изменения. Речь идет о реформе среднего образования

В прошлом году украинская власть дала старт самым сложным, но при этом критически важным реформам – медицинской и пенсионной. Масштабные социальные преобразования всегда болезненны: люди не готовы принять новую реальность, а реформаторы – объяснить, в чем ее суть. Между тем, одну из сфер, которая давно требует серьезной модернизации, пока затронули только поверхностные изменения. Речь идет о реформе среднего образования.

На первом этапе реформы  адресованы, в основном, младшим школьникам: детям будут меньше задавать уроков на дом, оценки станут конфиденциальными, а теоретическая часть многих предметов уступит место практике. Такие шаги можно только приветствовать, но их явно недостаточно. Я далек от того, чтобы критиковать украинское министерство образования: так сложилось исторически, что школа остается одним из самых консервативных общественных институтов. Поэтому во многих странах реформа школ значительно отстает от динамичного «апдейта» целей и содержания университетского образования.

Тем полезней, на мой взгляд, оценить удачные кейсы. Толчком к пересмотру традиционных учебных практик, как правило, служит осознание огромного разрыва между инновационной действительностью и школой, которая готовит не к будущему, а к прошлому. Креативность, использование эмоционального интеллекта, умение работать в команде, готовность рисковать становятся тем минимумом, который необходим конкурентоспособной личности. Как отвечает на эти вызовы среднее образование?

Децентрализация системы образования приводит к тому, что школы вынуждены конкурировать за каждого ученика 

Прежде всего, меняется его фокус: от запоминания и механического освоения «учебного материала» в отрыве от реальности – к развитию уникальных талантов и склонностей ученика, которые пригодятся ему в повседневной жизни. Информация, которой сейчас переизбыток, сама по себе лишена практической ценности. Всегда можно «спросить у Гугла». Проблем в другом: что именно и как спрашивать? И что делать с этим знанием потом?

Не так давно в финских школах в порядке эксперимента решили ввести так называемые «мультидисциплинарные предметы» - школьники объединяются в команды, чтобы работать над проектами, используя знания из разных областей. Сами финны говорят о том, что постепенно «обучение по темам или явлениям» вытеснит «обучение по предметам». Возьмем, к примеру, тему «питание» - здесь актуальны и химия, и физика, и биология, и экология, и домоводство.

Тем более такой комплексный подход важен для гуманитарных наук. Вспомним, как изучали историю в советской школе: отличниками были те, кто лучше всего запоминал даты. Да и сейчас, прямо скажем, этот подход отчасти сохранился. Считаю, что это в корне не верно. Гораздо важнее понять суть и истинные последствия тех или иных исторических событий. К примеру, в Средние века одним из самых значимых факторов, повлиявших на европейскую историю и культуру, были эпидемии. После двух эпидемий чумы, случившихся в 14 веке, Европа восстановила свое население только к 19 столетию. Тогда же «дали трещину» феодальные отношения. Понятно, что лучше всего об этом расскажет междисциплинарное исследование.

Вернемся к финской школе. Обычно многодисциплинарное занятие длится около трех часов - учитель только направляет учеников, которые сами ищут нужные сведение в интернете, готовят доклады и демонстрируют презентации. Интересно, что под «мультидисциплинарные предметы» меняется и физическое пространство школы. Класс становится трансформером, ведь на протяжении одного занятия ученикам могут понадобится и сцена с проектором, и мини-студия для съемки ролика, и обычные парты со стульями.

Следующий логичный шаг – отказ от фиксированной продолжительности уроков. Традиционный урок формирует представление о том, что работа заканчивается не тогда, когда достигнут результат, а вместе с прозвеневшим звонком. Необходимость соблюдать расписание и всем в одинаковом темпе выполнять одинаковые задания воспринимается как анахронизм. «Школа в том виде, в котором она существует сейчас, с классами, уроками и переменами, появилась в период развития фабрик, - считает глава департамента образования Хельсинки. - Детей, чьи родители работали на производствах, нужно было чем-то занять. И школа учила их тому, что было необходимо будущим рабочим: слушаться начальство, жить по расписанию». Сегодня «философия обучения» кардинально изменились. Это гибкий и открытый процесс.

Децентрализация системы образования приводит к тому, что школы вынуждены конкурировать за каждого ученика: во многих странах субвенции привязаны к наполняемости классов. Поэтому кто-то предлагает «расширенный ассортимент» предметов – от изучения еще одного иностранного языка до создания одежды для домашних животных и практикума по переработке отходов. А кто-то – приобщает учеников к профессиям будущего. Так, в эстонском Полстами школьники вместе с инструкторами НАТО собирают дроны и учатся 3D-моделированию. И это – не просто рекламный трюк.

Фактически школы проходят сегодня тот путь, который раньше преодолели вузы: учителя пытаются передать ученикам не столько знания в классическом смысле, сколько востребованные в будущем компетенции. Поэтому уже в младших классах финских школ детей учат программированию и предпринимательству, а в Эстонии – цифровым, общественным, гражданским и коммуникативным навыкам. Впрочем, «учат» - не совсем верное слово. Учитель в 21 веке – прежде всего, тот, кто создает связи (networking) и формирует социальные установки.

Сегодня, впервые за всю историю развития человечества, образование, благодаря цифровым технологиям, становится по-настоящему открытым, демократичным и доступным. Научиться чему-то новому может каждый - было бы желание. А контент и формат можно найти на любой вкус: лекции TED, вебинары, онлайн-курсы, развивающие игры и тренинги, не говоря уже об открытых библиотеках. Обычно такие учебные программы четко отвечают потребностям общества. К примеру, украинская образовательная платформа «ВУМ» совершенно бесплатно предлагает онлайн занятия по информационной безопасности, социальному предпринимательству, управлению проектами и многим другим актуальным направлениям.

Как утверждают психологи, дистанционное образование дисциплинирует человека гораздо лучше, чем урок «от звонка до звонка». Возможность выстроить индивидуальную траекторию обучения и умение сотрудничать с другими «на расстоянии» - навыки, которые стоит усвоить еще в школе. Сегодня многие ведущие кампании отказываются от офисов, а стратегические задачи решают «гибкие» междисциплинарные команды. Каким будет мир, когда нынешние первоклассники закончат школу, сложно даже предположить. Так что давайте не бояться экспериментировать.

Хотите знать не только новости, но и что за ними стоит?

Читайте журнал Новое Время онлайн.
Подпишитесь прямо сейчас

Читайте 3 месяца за 59 грн

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев
Если Вы хотите вести свой блог на сайте Новое время, напишите, пожалуйста, письмо по адресу: nv-opinion@nv.ua

Мнения ТОП-10

Читайте на НВ style

Последние новости

опрос

Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер:

Все материалы раздела Мнения являются личным мнением пользователей сайта, которые определены как авторы опубликованных материалов. Все материалы упомянутого раздела публикуются от имени соответствующего автора, их содержание, взгляды, мысли не означают согласия Редакции сайта с ними или, что Редакция разделяет и поддерживает такое мнение. Ответственность за соблюдение законодательства в материалах раздела Мнения несут авторы материалов самостоятельно.