После выборов. О чем должны договориться новые депутаты Киевсовета

2 ноября 2020, 15:30

Основные вопросы на этой неделе для Киевсовета: это распределение мест в комиссиях и главный приз — должность секретаря

Новоизбранные депутаты семи партий, ни одна из которых не имеет существенного большинства голосов, должны договориться об этом между собой. Расскажу, как это происходит на практике.

Видео дня

Когда выборы заканчиваются, для вновь избранных депутатов начинается новое (непубличное, но ожесточенное) противостояние за места в ключевых комиссиях и должность секретаря Киевсовета.

Конечно, в первый месяц после выборов обсуждаются и мелкие вопросы, комнаты для фракций или схема рассадки в сессионном зале, но эти формальные преимущества обычно достаются тем, кому не посчастливилось получить что-то более существенное.

Секретарь Киевсовета непосредственно руководит процессом принятия решений в сессионном зале, поэтому всегда является представителем влиятельной группы. Но не всегда это влияние напрямую связано с количеством мандатов. В 2008-м, 2014-м и 2015-м годах влияние действительно имели наибольшие по количеству фракции, поэтому секретарями избирали соответственно Олеся Довгого из «Блока Черновецкого», Алексея Резникова из «УДАР-Солидарности» и Владимира Прокопива из «Солидарности». Но в 2006 году Олесь Довгий странным образом стал секретарем Киевсовета, несмотря на то что в БЮТ было вдвое больше мандатов, чем у «Блока Черновецкого». А Галина Герега, которая заняла эту позицию после назначения Александра Попова главой КГГА в 2010 году и вообще формально была представителем маленькой фракции ГАК. Единственное, что пока не изменилось — секретарь Киевсовета всегда был тесно связан с фактическим главой города. Именно поэтому весьма любопытно, кто им станет в новом «лоскутном» совете.

Состав комиссий расскажет о разделе влияния не меньше.

Работа любого депутата городского совета базируется на трех китах: решении проблем избирателей своего округа, голосованиях в сессионном зале и работе в той или иной постоянной депутатской комиссии. Место в комиссии определяет, вопросом какого характера депутат станет уделять больше внимания на протяжении всех 5 лет работы, а еще — добавляет или не добавляет его партии влияния.

Заклятые враги и бывшие партнеры — похоже на рецепт продолжительного конфликта

Названия и количество таких комиссий меняются, но влиятельные и интересные для политических партий комиссии неизменны во всех каденциях. Это постоянная комиссия по вопросам бюджета, постоянная комиссия по вопросам градостроительства, архитектуры и землепользования и постоянная комиссия по вопросам собственности. Постоянные комиссии согласовывают все проекты решений, прежде чем они пойдут на голосование в сессионный зал, а эти три согласовывают все, что связано с деньгами, землей, коммунальной собственностью и строительством.

Бюджетная комиссия распоряжается бюджетом Киева, который на 2020 год составляет около 57 млрд 675 млн грн.

«Земельная» комиссия передает киевские земельные участки в собственность и пользование, занимается вопросами строительства и разработки детальных планов территорий. Около 75% всех вопросов на рассмотрении Киевсовета — это вопрос землепользования и градостроительства. Наибольшее количество застройщиков традиционно сосредоточено именно в земельной комиссии.

Комиссия по вопросам собственности распоряжается всем коммунальным имуществом Киева, кроме земли, и может решать, кто должен этим имуществом управлять, на каких условиях его можно арендовать и не надо ли его приватизировать вообще.

Юридически квотный принцип представительства фракций, вроде «больше мандатов — больше мест в ключевых комиссиях», предусмотрен, но он декларативный, как и ограничения по количеству участников (минимальный размер комиссии есть, а максимального — нет). Процесс формирования постоянных депутатских комиссий вообще подробно не урегулирован.

На практике избрание председателей, заместителей, секретарей и членов постоянных комиссий является результатом согласования кандидатур между главами фракций, секретарем Киевсовета и киевским городским головой. Ведь важнейшим преимуществом должностей председателя и секретаря комиссии является право формировать повестку дня заседания, то есть именно председатели комиссий с секретарями определяют, какой из тысяч вопросов решить, а какой останется «лежать» в папках.

В ходе этих переговоров партии планируют еще и союзы, и для Киевсовета-9 это будет настоящим испытанием, ведь ни одной мегафракции в нынешнем созыве не состоялось. Количественный состав политических сил также намекает на сложный путь к компромиссу: две крупнейшие будущие фракции «Европейская солидарность» (31 мандат) и УДАР (30 мандатов) фактически одинаковые по размеру, что является результатом раскола одной политической силы, а партия власти мандатов неожиданно получила только 12, то есть меньше, чем партия Александра Омельченко и столько же, как и ОПЗЖ, возглавляемая подзабытым многими из нас Александром Поповым. Заклятые враги и бывшие партнеры — похоже на рецепт длительного конфликта.

Присоединяйтесь к нашему телеграм-каналу Мнения НВ

Присоединяйтесь к нам в соцсетях Facebook, Telegram и Instagram.

Показать ещё новости
Радіо НВ
X