Панацея голубых касок

1 комментировать

Стратегические просчеты украинского руководства могут привести к блестящей военно-дипломатической победе РФ на всем постсоветском пространстве

Одно из главных испытаний для политика – это поиск простых решений. В ситуации, когда ты должен балансировать между различными общественными интересами и демонстрировать всем эффективность собственной работы, возникает желание выдавать простые рецепты вместо действенных решений.

Голоса Мюнхенской конференции

В наши дни в очень тяжелой и напряженной ситуации необъявленной украинско-российской войны на Донбассе все чаще звучит идея о возможности деэскалации конфликта путем приглашения миротворческой миссии ООН.

В таком контексте лично для меня очень показательним является мнение авторитетных специалистов в этой области, с которыми мне недавно удалось пообщаться на Мюнхенской конференции по вопросам безопасности.

Роберт Гейтс, который в свое время занимал должности и директора ЦРУ, и министра обороны США, во время конференции утверждал: «Он [Путин] будет прибегать к тактике, которую Россия использовала веками – создание пояса или замороженных конфликтов или дружественных государств вокруг собственной периферии... Мой основной тезис, каким бы удручающим он не казался: пока Путин – президент России, будет очень трудно прийти к любому варианту решения войны в Восточной Украине».

В переговорах с агрессором Украина должна выступать с позиции сильного государства

Похожие мысли высказывал и Джон Болтон, бывший постоянный представитель США в ООН: «Я не думаю, что миротворцы должны быть в Украине. Это ложная инициатива с точки зрения Украины. Она означает, что вы усилите влияние России на внутренние дела Украины. Россия является постоянным членом Совета Безопасности ООН... Если вы хотите восстановить суверенитет над Донбассом, то последнее, что Украина должна сделать, – это позволить там быть миротворцам».

Осознать реалии

Передовые мировые специалисты в области безопасности хорошо знают, о чем говорят. Поэтому, обсуждая возможность приглашения в Украину миротворческой миссии ООН, мы должны четко осознавать три вещи.

Во-первых, миротворческие миссии так и не стали успешным инструментом в помощи странам восстановить контроль над собственными проблемными территориями. Напротив, они – это фактор замораживания вооруженных конфликтов.

Миротворческие миссии ООН являются неплохим механизмом для временного прекращения огня, однако в долгосрочном стратегическом плане восстановления единства страны и реинтеграции неподконтрольных территорий их присутствие себя не оправдывает.

Ярким примером этого является Кипр. Когда после провозглашения независимости на острове начались конфликты между греческой и турецкой общинами, для прекращения огня ввели миротворцев. Миротворцы никак не помешали дальнейшему захвату северной части острова турками, да и сейчас не является фактором, увеличивающим вероятность объединения Кипра. Скорее обеспечивает ему статус-кво.

Во-вторых, миротворческая миссия приведет к легитимации присутствия российских военных на Донбассе.

Россия как постоянный член Совета безопасности ООН с правом вето в любом случае сможет влиять на состав миротворческой миссии ООН. То есть будет определять, какие именно страны будут посылать на Донбасс своих солдат. Даже сейчас ходят разговоры о вероятном участии союзников России – Белоруссии или Казахстана. Опыт вооруженных формирований этих стран в врегульовуванни подобных конфликтов является сомнительным. Не говоря уже об их готовности разоружать армию. Таким образом, миротворческая миссия в Донбассе может стать инструментом, который легитимизирует российское военное присутствие на Донбассе.

В таком случае мы рискуем повторить ситуацию с Приднестровьем. Тамошняя «нейтральная» и «миротворческая» «Оперативная группа российских войск в Приднестровском регионе Республика Молдова» на самом деле имеет четкие симпатии к правительству сепаратистов и только цементирует состояние разделенности страны. На международной арене руководители Молдовы уже неоднократно это признавали.

Однако, стоит обратить внимание, этот российский военный контингент не имеет статуса миссии ООН. Поэтому, если вероятное начало деятельности миссии ООН в Донбассе позволит российским солдатам, которые ранее обстреливали наших защитников, официально находиться на территории Украины в качестве «миротворцев», это станет катастрофой не только дипломатической, но и морально-психологической. Потому что в таком случае стратегические просчеты украинского руководства могут привести к блестящей военно-дипломатической победе РФ на всем постсоветском пространстве.

И, в-третьих, отнюдь не миротворцы является решающей составляющей успеха в восстановлении страны.

Посмотрим на историю Хорватии. В первой половине девяностых, после провозглашения независимости страны, на ее территории возникло непризнанное государство сербского нацменьшинства. Далее была введена миссия ООН. После окончания ее мандата хорваты провели две быстрые военные операции, которыми полностью восстановили контроль над своей законной территорией. Это позволяет сторонникам идеи введения миротворцев в Украине говорить о положительном хорватском опыте в этом вопросе, который наша страна могла бы повторить.

Однако следует понимать, что Хорватия – это скорее исключение. Рецепт успеха этой страны – совокупность благоприятных географических (неподконтрольные территории из всех были окружены другими хорватскими территориями), политических (официальный Белград не поддерживал сепаратистов) и военных (хорошо подготовленная армия) факторов. А учитывая ранг соперника, у нас не так много поводов для оптимизма.

Рецепт успеха?

Именно поэтому рецепт успеха заключается в том, что Украина в переговорах с агрессором должна выступать с позиции сильного государства. Сильного как политически, так экономически и военно. Каким бы ни был прогресс цивилизации, и насколько бы гуманистическими ни были наши идеалы, сегодня, как и в течение всей человеческой истории, весомый маркер настоящего существования государства – это его реальная способность контролировать свою территорию и защищать свои границы. Ведь политики или страны, которые были готовы пренебрегать подписанными ими международными договорами, будут существовать всегда.

Реальность реинтеграции временно утраченных территорий зависит прежде всего от боевой готовности нашего собственного войска. Войска, не только хорошо накормленного, технически оснащенного, но и которое получает возможность выполнять свои непосредственные функции в системе, где все выделенные парламентом в рамках бюджета средства расходуются эффективно. И нам есть куда двигаться в этом направлении.

Наступает время для непростого вопроса. Возможно, вместо тяжелых для себя антикоррупционных и других реформистских решений, которые бы реально повысили боеспособность государства, власть просто пытается продать нам всем эфемерное решение проблемы в красивой обертке миссии ООН?

Если это действительно так, то дело плохо. Ведь более опасным, чем замораживание военного конфликта на передовой, является только убеждение чиновников в тылу, что они точно исчерпали все возможности для того, чтобы не допустить консервации войны, когда на самом деле это отнюдь не так.

Поэтому будущее суверенной Украины – не в голубых касках ООН, а в готовности политических элит действовать так, чтобы ни одна жизнь, потерянная в войне за независимость, не было отдана бесполезно. А также в готовности граждан наказывать политиков, которые не выполняют эту задачу.

Присоединяйтесь к нашему телеграм-каналу Мнения Нового Времени


Читайте срочные новости и самые интересные истории в Viber и Telegram Нового Времени.
ПОДПИШИТЕСЬ НА РАССЫЛКУ   Мнения   И ЧИТАЙТЕ ТЕКСТЫ ИЗБРАННЫХ АВТОРОВ КАЖДЫЙ ВЕЧЕР В 21:00
     

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев
Если Вы хотите вести свой блог на сайте Новое время, напишите, пожалуйста, письмо по адресу: nv-opinion@nv.ua

Мнения ТОП-10

Читайте на НВ style

Последние новости

опрос

Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер:

Все материалы раздела Мнения являются личным мнением пользователей сайта, которые определены как авторы опубликованных материалов. Все материалы упомянутого раздела публикуются от имени соответствующего автора, их содержание, взгляды, мысли не означают согласия Редакции сайта с ними или, что Редакция разделяет и поддерживает такое мнение. Ответственность за соблюдение законодательства в материалах раздела Мнения несут авторы материалов самостоятельно.