Это бета-версия нового сайта Нового Времени. Присылайте свои замечания по адресу newsite@nv.ua

Варшавский саммит: НАТО готовится к противостоянию с РФ

12 июля 2016, 11:11
506
Альянс планирует отбить у Кремля охоту даже помышлять о военной конфронтации с Западом

Последний варшавский саммит НАТО стал, пожалуй, одним из самых важных событий для Альянса с окончания «холодной войны». Он закрепил и формализовал основные оборонные инициативы, озвученные с Уэльского саммита 2014 года.

Какие результаты и уроки принес июльский саммит НАТО? Какое будущее видит перед собой организация, без малого семьдесят лет стоящая на страже евроатлантической безопасности? Ответы на эти вопросы в той или иной степени можно было увидеть еще задолго до того, как официальная встреча в Варшаве их окончательно формализовала. Итак.

1. Военный компонент. Как я уже писал ранее, США, а следом за ними и НАТО, учли неожиданные для Европы ХХI века уроки российской агрессии, начиная с аннексии украинского Крыма (в форме «гибридной агрессии») и последующего вторжения и оккупации украинского Донбасса (где изящество «гибридного сценария» очень быстро сошло на нет, разбившись о суровые реалии затяжных боев с украинской армией).

Если ответ на «гибридный сценарий» был дан еще Уэльским саммитом альянса в 2014 году, то нынешний, Варшавский, поставил точку в сомнениях по поводу готовности организации ввязаться в потенциальное полноценное военное противостояние с РФ с массированным использованием пехоты, танков, артиллерии и (на начальных этапах) авиации.

Решение о развертывании четырех полноценных батальонов на Восточном фланге НАТО носит в первую очередь психологический характер и направлено на то, чтобы отбить у Кремля охоту даже помышлять о военной конфронтации с Западом. Оно свидетельствует о том, что в Брюсселе решительно настроены организовать серьезный отпор РФ, если она вздумает устроить в Прибалтике или в Польше (где и будут базироваться, соответственно, 3 и 1 батальон) то же, что и на Востоке Украины.

Правда, интригой саммита была судьба четвертого батальона, которому в альянсе до последнего не могли найти координатора – «шефство» над тремя взяли, соответственно, США (батальон в Польше), Великобритания (в Эстонии) и Германия (в Литве). В последний момент союзников решила поддержать Канада (в Латвии), финализировав «Прибалтийскую тройку». Следует также отметить, что по составу батальоны будут многонациональными, а «закрепленные» страны будут осуществлять общую координацию и командование. Работа по формированию и развертыванию батальонов запланирована на следующий, 2017 год.

2. Противостояние с РФ. В финальном коммюнике по результатам саммита лидеры стран-членов НАТО еще раз подчеркнули, что действия РФ последних лет стали угрозой стабильности и безопасности, усилили непредсказуемость и риски, изменив таким образом баланс европейской и евроатлантической безопасности.

Прикрываясь мнимым нарушением эфемерных обещаний, якобы данных Брюсселем и Вашингтоном Москве касательно «невмешательства» в сферу интересов РФ в Восточной Европе, Кремль нарушил все мыслимые и немыслимые международные нормы, в том числе Основополагающий документ о Совете Евроатлантического партнерства, Основополагающий Акт Россия–НАТО 1997 года, и Римскую декларацию 2002 года, изменив таким образом саму архитектуру евроатлантической безопасности.

Тем не менее, возвращаясь как в военном, так и в политическом контексте к практикам «холодной войны», Альянс решил поддерживать с РФ минимально допустимый политический диалог для обеспечения канала обмена информацией и политической коммуникации, который не раз доказывал свою полезность в худшие дни противостояния США и СССР.

После завершение саммита начались консультации по поводу проведения первого с 2014 года заседания Совета Россия–НАТО. При этом основной акцент планируется сделать на выводе российских войск с территории Восточной Украины и прекращении вооруженных провокаций со стороны поддерживаемых Москвой сепаратистов.

Официальная реакция РФ, как и ожидалось, была выдержана в традиционной риторике, обвиняющей «агрессивный Запад» в раздувании «горячки гонки вооружений» против целиком и полностью гуманной и миролюбивой России, готовой (если что) на «конструктивный диалог».

2. Терроризм и Ближний Восток. Альянс счел целесообразным занять более активную позицию в борьбе с Исламским государством. Так, самолеты воздушной системы раннего обнаружения и контроля Е-3 AWACS стран-членов НАТО будут использоваться для координации авиаударов по ИГИЛу.

Кроме того, немногим ранее польские ВВС приняли решение о переброске более 52 истребителей F-16 в Кувейт и Ирак для нанесения ударов по позициям «Даеша».

Таким образом, AWACSы Альянса обеспечат комплексность участия стран-членов НАТО в борьбе против «Исламского государства».

3. Поддержка Украины. Принятие пакета комплексной поддержки Киева на заседании Комиссии Украина–НАТО на второй день саммита, несмотря на свою серьезность и масштаб, не несут в себе ничего нового. Если внимательно присмотреться к направлениям, по которым Альянс будет предоставлять помощь нашей стране, нетрудно заметить, что все они повторяют сферы действия созданных еще в 2014 году, во время Уэльского саммита, трастовых фондов. О них же вспоминал на заседании комиссии Генеральный секретарь альянса Йенс Столтенберг. Правда, в самом пакете эти сферы более детализированы и разбиты на 40 пунктов для максимальной конкретизации предоставляемой помощи.

Что же до того, что вместо предоставления летального оружия в рамках помощи нашей стране, Киев получил возможность покупать такое оружие в Польше, этот план наших Западных соседей был инициирован еще год назад.

Именно тогда, в мае 2015, Варшава огласила подробности стратегии усиления обороноспособности соседних государств. Польша создала специальный фонд с целью предоставления экспортных займов, в том числе и для продвижения предприятий национального ВПК на рынки Восточной Европы.

Географически план включает отдельные страны Вышеградской группы – саму Польшу, Чехию, Словакию и Венгрию, плюс Румыния и Болгария, а также Прибалтику. Польша примеряет на себя роль регионального лидера с целью объединить соседние европейские страны в стремлении интенсифицировать региональное сотрудничество в сфере обороны и безопасности.

Вербализация тезиса о том, что членство Украины в НАТО на данном этапе не находится на «повестке дня» Брюсселя еще раз сигнализирует Киеву о том, что Альянсу нужен не просто партнер с солидным боевым послужным списком (если брать во внимание противостояние сначала «гибридной», а потом и конвенциальной агрессии ВС РФ), но партнер стратегический, способный принести системе коллективной безопасности не только военную пользу, но и укрепить ее стабильностью и отточенностью своих механизмов национальной безопасности – не говоря уже об экономической и политической стабильности.

В целом, Варшавский саммит НАТО принес вполне ожидаемые результаты. Он закрепил инициативы Уэльского саммита 2014 года, дополнив готовность альянса противостоять «неопознанным зеленым человечкам» с помощью Силы сверхбыстрого реагирования созданием мощного «кулака» из четырех батальонов в Прибалтике и Польше.

По словам американского президента, ослабленная Brexit’ом Европа «может всегда положиться на помощь» США в деле обеспечении трансатлантической безопасности. Тем более, что формально вышедшая из ЕС Британия остается в НАТО, и намерена оставаться надежным союзником как Брюсселя, так и Вашингтона.

Украина получила мощный сигнал о политической, экономической и военной поддержке, которая фокусируется на уже намеченных направлениях сотрудничества и помощи.

Этим Киеву как бы намекают, что для следующего шага в партнерстве с Альянсом необходимо выполнить «домашнее задание», включающее, помимо прочего, внутренние реформы сектора безопасности, без которых о полноценном членстве в НАТО говорить рановато – как это и было явно продемонстрировано.

Стань автором

Если Вы хотите вести свой блог на сайте Новое время, напишите, пожалуйста, письмо по адресу:

nv-opinion@nv.ua