Вакцинация и смертность от COVID-19. Что показал опыт Великобритании
Тенденция, которую я описываю в колонке, может показаться тревожной. Но дочитайте до конца
Согласно недавнему отчету Министерства здравоохранения Великобритании (PHE), от COVID-19 умирает больше людей, прошедших вакцинацию, чем тех, кто не привит. В цифрах: 163 из 257 человек (63,4%), умерших от варианта Дельта в течение 28 дней после положительного теста на COVID-19 в период с 1 февраля по 21 июня, получили, по крайней мере, одну дозу вакцины.
На первый взгляд, это может показаться тревожным, но это именно то, чего можно было бы ожидать.
Вот простой мысленный эксперимент: представьте, что каждый теперь полностью привит вакцинами против COVID-19, которые превосходны, но не могут спасти всех. Некоторые люди, зараженные коронавирусом, все равно умрут. И да, они могут быть при этом полностью вакцинированы. Но это вовсе не означает, что вакцины не эффективны в снижении смертности.
Риск смерти от COVID-19 удваивается с возрастом — примерно на каждые семь лет. Разница в 35 лет (между 35-летним и 70-летним) означает, что риск смерти двух пациентов удвоился в пять раз. То есть вероятность того, что 70-летний невакцинированный человек умрет от коронавируса в 32 раза выше, чем у 35-летнего. Такая резкая смена профиля риска в зависимости от возраста означает, что даже классные вакцины не снижают риск смерти среди пожилых людей до уровня, равного молодым.
Данные PHE показывают, что две дозы вакцины снижают риск госпитализации с преобладающим в настоящее время штаммом Дельта примерно на 96%. Даже, если осторожно предположить, что эффективность вакцин в предотвращении смерти и госпитализации примерно одинакова (хотя, вероятно, они более эффективны все же в предотвращении смерти), это говорит о том, что риск смерти для тех, кто получил обе дозы, снизился до уровня менее 1/20 от значения для непривитых людей с тем же набором факторов риска.
Однако даже 20-кратного снижения риска, которое обеспечивает вакцина, недостаточно для того, чтобы компенсировать 32-кратное увеличение риска смерти для 70-летнего по сравнению с 35-летним. Учитывая тот же риск инфицирования, мы по-прежнему ожидаем, что от COVID-19 умрет больше 70-летних, получивших обе дозы вакцины, чем не вакцинированных 35-летних. В этом простом исчислении есть некоторые оговорки. Риск инфицирования неодинаков для всех возрастных групп. В настоящее время случаи инфицирования являются наиболее распространенными в самых молодых возрастных группах и менее распространены в более старших возрастных группах.
Представьте, что это — дождь из шарикоподшипников
Один из способов представить риск — это дождь из шарикоподшипников разного размера, падающих с неба, где шарикоподшипники — это люди, зараженные COVID-19. Для простоты предположим, что в каждой возрастной группе примерно одинаковое количество шарикоподшипников. В каждой возрастной категории также существует вариация размера шариков. Шарики, представляющие более старые группы, — меньше и олицетворяют более высокий риск смерти.
Риск смерти от COVID-19 удваивается с возрастом — примерно на каждые семь лет

Теперь представьте, что есть сито, улавливающее многие шары. Большинство людей, заражающихся COVID-19, не умирают (шары застревают в решете). Но некоторые маленькие шарики проваливаются. Чем вы старше, тем больше вероятность того, что вы провалитесь. Шарики, проходящие через первое сито, сильно смещены в сторону старших возрастных диапазонов, представленных меньшими шариковыми подшипниками. До появления вакцин против коронавируса те, кто туда проваливались, могли умереть. И риск возрастал, если это были пожилые люди.
Вакцинация — это второе сито под первым. Пока мы не вакцинировали всех, эти отверстия в решете — разного размера. Для пожилых людей, получивших обе дозы, они меньше, поэтому многие шарикоподшипники не провалились дальше. Эти вакцины спасут многих из тех, кто без них мог умереть.
Для молодых людей отверстия в сите вакцинации в настоящее время больше, поскольку они с меньшей вероятностью получали обе дозы и с большей вероятностью могут провалиться вниз.
Если бы всех просеивали только через второе сито (без перекоса риска смерти по возрасту, представленного первым решетом), то можно было бы ожидать, что большая доля смертей будет приходиться на более молодых людей, не прошедших вакцинацию. Но это не так. Первое решето настолько сильно ориентировано на пожилых людей, что даже после вакцинации их больше проваливается дальше, чем более молодых, не привитых. Учитывая стратегию вакцинации Великобритании (вакцинация пожилых, прежде всего уязвимых людей), можно ожидать, что большое число людей, умирающих от COVID-19, были вакцинированы. И это именно то, что мы видим в данных.
Тот факт, что умирает больше вакцинированных, чем непривитых, никоим образом не подрывает безопасность или эффективность вакцины. На самом деле, это именно то, что мы ожидаем от превосходных вакцин, которые уже спасли десятки тысяч жизней.
Перевод НВ
НВ обладает эксклюзивным правом на перевод и публикацию колонок The Conversation. Републикация полной версии текста запрещена.
Оригинал опубликован на The Conversation
Присоединяйтесь к нашему телеграм-каналу Мнения НВ