Новая Россия. Чем отличается "неоевразийство" Дугина?

1 комментировать

Дугин часто просто копирует и скрещивает идеи разных антилиберальных международных философских течений – из-за чего и не стоит воспринимать «неоевразийство» продолжением классического евразийства

Предыдущую часть материала читайте здесь

Два самых главных направления антизападного мышления в современной России – классическое евразийство, зародившееся в 1920-1930-х годах, и постсоветское, так называемое, «неоевразийство». Это самое «неоевразийство» с конца 80-х годов XX века было сформировано сотнями публикаций печально известного неофашистского русского публициста Александра Дугина (1962 г.р.) и его сподвижников. Вопреки его названию, «неоевразийство» не является продолжением или дополнением, а, скорее, передёргиванием изначальных евразийских взглядов. Правда, классическое евразийство и «неоевразийство» частично построены на российских антизападных идеях ХІХ века, включающих как идеи славянофилов 1840-х - 1850-х годов, так и теории Николая Данилевского (1822-1885) или Константина Леонтьева (1831-1891). Тем не менее, идейные базы, географические фокусы и конечные цели евразийства и «неоевразийства» сильно отличаются друг от друга.

Классическое евразийство было изоляционистской идеологиейКлассическое евразийство было изоляционистской идеологией и представляло собой сложную культурно-теоретическую конструкцию, разработанную некоторыми из самых замечательных русских эмигрантов после Октябрьской революции, в том числе, Николаем Трубецким (1890-1938), Петром Савицким (1895-1968), Львом Карсавиным (1882-1952), Романом Якобсоном (1896-1982), Георгием Вернадским (1887-1973), Георгием Флоровским (1883-1979) и Петром Сувчинским (1892-1985). Некоторые из них, правда, позже отошли от своих ранних евразийских взглядов. Основываясь на различных академических подходах и значительных эмпирических исследованиях, евразийцы считали, что они раскрыли некий третий континент между Европой и Азией – «Евразию», которая не является ни европейской, ни азиатской цивилизацией.  

Они старательно искали и считали, что нашли различные исторические, географические, языковые и другие объединяющие характеристики территории царской и советской империй, что заставило их заявить о существовании отдельной евразийской культуры, отличной от – как они её называли –  «романо-германской» цивилизации Центральной и Западной Европы. Как утверждали евразийцы, евразийская цивилизация (в отличие от западной) нелиберальная, недемократичная и антииндивидуалистическая. Поэтому она должна быть отделена как от европейских ценностей, так и от универсально-гуманистических идей. С таким видением классическое евразийство было частично похоже на возникшую параллельно в примерно тот же период немецкую так называемую «консервативную революцию» Веймарской республики 1918-1933 гг.

Хотя «неоевразийство» Дугина, так же, как и классическое евразийство, является радикально антизападным и претендует на статус геополитической парадигмы, его академический вес намного скромнее. Дугин часто просто копирует, перефразирует и скрещивает идеи разных антилиберальных международных философских течений – из-за чего и не стоит воспринимать «неоевразийство» продолжением классического евразийства. Скорее, дугинское мировоззрение является некой компиляцией, созданной в результате вольной русификации и смешивания в первую очередь, как ни странно, западных не- и антирациональных теорий. Среди них – англосаксонская мистическая геополитика конца XIX и начала XX веков, упомянутая немецкая «консервативная революция», включая её национал-большевистские разновидности за пределами и внутри НСДАП (например, идеи братьев Штрассеров), британский сатанизм, французские «новые правые», итальянский неофашизм, международный «интегральный традиционализм» и конспирологические установки некоторых других нерусских радикальных интеллектуальных и политических движений.

Поэтому для читателей, знающих историю западного интеллектуального антилиберализма, основные идеи Дугина покажутся знакомыми. Главный конфликт мировой истории, согласно «неоевразийству», состоит в противостоянии между коллективистскими и традиционалистскими евразийскими сухопутными государствами, т.н. теллурократиями, с одной стороны, и индивидуалистическими и либеральными атлантическими морскими силами, т.н. талласократиями, с другой. Скрытая война их нынешних лидеров – России и Америки – сегодня вступает в финальную битву «Endkampf» (Дугин иногда употребляет это немецкое слово). Оно включает в себя революции: как внутреннюю социально-культурную в России и других «теллурократических» странах, так и глобальную геополитическую.

В меняющихся взглядах Дугина – переименованных им недавно в «четвертую политическую теорию», видимо, для того, чтобы открестится от фашизма как, в его нумерации, «третьей теории» – значение понятия «Евразии» не так ясно, как в классическом евразийстве. Дугинская «Евразия» может включать в себя самые разные территории за пределами бывших царской и советской империй, как, например, центральную и континентальную западную Европу, различные азиатские страны или даже совершенно другие части мира, если они только решатся придерживаться – в дугинском понимании этих расплывчатых понятий – «теллурократических» или «интегрально-традиционалистских» ценностей.

Различные нерусские западные и восточные источники «неоевразийства», а также гибкость его географической направленности и практических импликаций, стали причинами того, что Дугин и его различные организации имеют развитые международные связи. В последние годы они активно участвовали не только в создании контактов разных радикальных националистов ЕС с Россией. Видимо, дугинские сети на Западе сыграли определённую роль и в установлении связей некоторых представителей путинского режима (политиков, дипломатов, пропагандистов и др.) с крайне правыми силами Запада.

Продолжение материала будет опубликовано в разделе Мнения. Следите за обновлениями

Присоединяйтесь к нашему телеграм-каналу Мнения Нового Времени

Журнал Новое Время №38

— Российское ГРУ становится монстром с мега-бюжетом;
— Звездный финансист отрицает новый глобальный кризис;
— Поднятые со дна корабли раскрывают тайны истории.

Читать журнал онлайн
Ukraine-2020

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев
Если Вы хотите вести свой блог на сайте Новое время, напишите, пожалуйста, письмо по адресу: nv-opinion@nv.ua

Мнения ТОП-10

Читайте на НВ style

Последние новости

опрос

Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер:

Все материалы раздела Мнения являются личным мнением пользователей сайта, которые определены как авторы опубликованных материалов. Все материалы упомянутого раздела публикуются от имени соответствующего автора, их содержание, взгляды, мысли не означают согласия Редакции сайта с ними или, что Редакция разделяет и поддерживает такое мнение. Ответственность за соблюдение законодательства в материалах раздела Мнения несут авторы материалов самостоятельно.