Строительный хаос-контроль
Многострадальную строительную реформу снова перезапускают. Почему и как провалилась предыдущая попытка, и что именно предлагается сейчас?
На прошлой неделе я исследовала этапы национальной строительной реформы 2008−2017 годов, которая упростила жизнь для строительных бизнес-структур и одновременно привела к искажению облика Киева.
Городам позволили выставлять минимальное количество ограничений для застройщиков, значительно сократив ключевой городской документ — «градостроительные условия и ограничения». Этим с удовольствием воспользовались все желающие строить больше и выше, чем позволяет закон и здравый смысл. Уровень коррупции в городских советах никоим образом не уменьшился. Например, срок рассмотрения документов якобы сократили. Но если коррумпированный чиновник «Не имеет мотивации» подписывать ваш документ, он до сих пор легко может его потерять, отказать вам по формальной причине или постоянно (годами) переводить ваше дело в конец очереди. А может наоборот — подписать документ на строительство, очевидно нарушающий правила использования земельного участка, и ничего ему за это не будет. С изменением политического ландшафта в 2019 году к строительной реформе вернулись снова, но на этот раз все пошло не так вообще с самого начала. Настолько не так, что в 2020 году страна превратилась в идеальную питательную среду для незаконного строительства.
Система архитектурно-строительного контроля в нашей стране состоит из двух звеньев — ГАСИ и ДАСК. Государственная архитектурно-строительная инспекция (ГАСИ) является национальным органом контроля, в Киеве она представлена киевским департаментом ГАСИ. Он не имеет отношения к городской власти, потому что ГАСМ подчиняется Минрегиону.
Департамент по вопросам государственного архитектурно-строительного контроля КГГА (ДАСК) — это городское звено, он наоборот подчиняется городу. Оба органа имеют одни и те же полномочия: предоставляют разрешения на строительство, осуществляют проверки и принимают здания в эксплуатацию. Разница между ними заключается в том, что городской ДАСК занимается объектами незначительного (СС1) и среднего (СС2) классов последствий, а центральная ГАСИ объектами высокого класса последствий СС3, то есть самыми большими и сложными строительными объектами.
Реформировать в 2019 году решили ГАСИ, центральное звено. Причина была вполне справедлива, ведь коррумпированность этой структуры достигла фантастического уровня. При необходимости ГАСИ «кошмарила» застройщиков проверками, аннулированием разрешительных документов, отменой ГУО и остановкой строительства. При отсутствии необходимости — разводила руками, полностью игнорируя возмущение общественности и грубые и очевидные нарушения закона. Но «реформировали» ее так, что даже эту ужасную ситуацию удалось дополнительно ухудшить.

13 марта 2020 года президент Владимир Зеленский на выездном заседании правительства заявил о ликвидации ГАСИ. Соответствующее решение Кабинет министров принял в тот же день.
Зато правительство решило создать три органа: государственную инспекцию ГИГ, сервисную службу ГССГ и агентство по техническому регулированию ГАТРГ, которые должны были принять функции архитектурно-строительного контроля и надзора. В переходном периоде у ГАСИ остались полномочия по выдаче разрешений на начало строительства и сертификатов готовности, но были ликвидированы полномочия по проверкам. Без аналогичных полномочий случайно остались и местные органы контроля — остановленно реформой постановление Кабмина лишило полномочий и их тоже.
Время шло, новые органы не создавались, старые продолжали подыгрывать застройщикам. Никто не имел права проверять законность осуществления строек, поэтому в Киеве вспыхивали бесконечные застроечные скандалы, остановить которые было просто невозможно. Примеров очень много, но я приведу лишь один — когда очень скандальный 11-этажный «Дом Билозир» незаконно ввели в эксплуатацию, как «4-этажную усадьбу с антресолями», в нее просто не смогли попасть ни представители КГГА, ни полиция. Полномочий осуществить проверку не было.
В сентябре 2020 премьер-министр Денис Шмыгаль заявил, что реформа ГАСИ должна завершиться к октябрю. В ноябре министр развития общин и территорий Алексей Чернышев признал, что процесс реформы затянулся, и отметил, что Минрегион берет на себя ответственность за назначения и шаги, необходимые для ее продолжения. В декабре правительство признало провал реформы, а затем создал ГИАГ (Государственную инспекцию архитектуры и градостроительства), правопреемницу ГАСИ. Она до сих пор фактически не работает, поскольку на работу в ней до сих пор не принято хотя бы 30% сотрудников. Правительство планирует начать фактическую работу ГИАГ одновременно с принятием закона о реформе системы государственного архитектурно-строительного контроля.
Законопроект о новой системе государственного архитектурно-строительного контроля предусматривает, что разрешения будут выдавать не люди, а система, функции проверок теперь можно будет передавать другим юридическим лицам и что увеличится административная и уголовная ответственность за нарушения в сфере строительства.
Звучит приятно. Но если система будет выдавать разрешения автоматически, основываясь на сокращенных городских «градостроительных условиях», часто выданных сразу с нарушениями закона — это просто ускорит реализацию коррупционных намерений. Если функции проверок можно будет передать структуре, аффилированной с тем или иным застройщиком, — это создаст дополнительный инструмент для рейдеров, а общине не поможет никак. А если за наступлением новой, увеличенной ответственности за нарушения будут следить те же бывшие юристы ГАСИ, которых снова будет постоянно не хватать, — той ответственности мы не дождемся никогда.
Хотя, конечно, может быть и такое, что ни один из этих рисков не прострелит. Надежда остается всегда.
Присоединяйтесь к нашему телеграм-каналу Мнения НВ