Ставим на паузу. Что будет с Донбассом и Минскими соглашениями
Украинский парламент не проголосовал за конституционные изменения во втором чтении. А значит, запускается сценарий, согласно которому Киев ставит Минские соглашения на паузу, не отказываясь при этом их выполнять. Для этого ищутся юридические аргументы — например, обращение в Конституционный суд за разъяснениями, что же такое “следующая регулярная сессия”.
С политической точки зрения логика Киева понятна: мы не можем выполнять 11‑й пункт договоренностей, пока не выполнен 1‑й (полное прекращение огня). То есть проблема не в том, что для принятия решения не хватает 300 депутатских голосов — просто у президента Петра Порошенко нет весомых аргументов для проталкивания этих изменений. Поэтому в ход пошла юридическая казуистика. Предполагается, что первое чтение документ уже прошел, но теперь нужно оттянуть его голосование во втором. Хотя очевидно, что решение Конституционного суда о прочтении формулировки “следующая сессия”, мягко говоря, будет натянутым.
Другое дело, как это воспримут западные партнеры Украины. Пока после визита Порошенко к канцлеру Германии Ангеле Меркель можно сделать вывод, что главе украинского государства удалось объяснить нашу позицию. Меркель достаточно резко подчеркнула, что Россия не выполняет Минские соглашения и санкции против нее будут продлены. Дипломатические сигналы, поступавшие ранее, также намекали на то, что западные партнеры — не только Германия, но Франция и США — могут принять подобную аргументацию со стороны Украины.
Следующий раунд санкций и является целью номер один для Киева. Еще на полгода, начиная с 31 июля. Москва попытается сделать все возможное, чтобы избежать такого сценария, поэтому нам необходимо быть готовыми, особенно в период оценки действия санкций. Ориентировочно это произойдет в мае. Что означает быть готовыми? Понимать, что Запад все равно потребует голосования по конституционным изменениям и продвижения вперед по проведению выборов в Донбассе. Я общался с западными дипломатами, поэтому могу сказать: они понимают, что Минские соглашения являются несправедливыми и что Украина идет на серьезные уступки, но для них это единственная возможность сохранять единство ЕС в отношении санкций.
Кроме того, нам придется приложить максимум усилий для улучшения ситуации на подконтрольной Украине территории на востоке — двух третях Донбасса. Здесь уже произошли большие изменения, поскольку, как показал опрос фонда Демократические инициативы, число выступающих за отделение этих территорий составляет всего 4 %. Также, если раньше здесь преобладала региональная идентичность, то сейчас большинство опрошенных ассоциируют себя с Украиной. Но этого недостаточно. Нужно, чтобы проживающие там увидели реальные преимущества пребывания в составе Украины. Речь о социально-экономическом положении и стабильности.

Важно наказать и виновных в сепаратизме. К сожалению, был ряд случаев, когда людей, причастных к проведению референдума, суды оправдывали. О деле Штепы [Нели Штепы, экс-мэра Славянска], которое затягивается и конца ему не видно, я вообще молчу. Это недопустимо.
В целом вижу два основных сценария для оккупированного Донбасса. Первый — продолжение сложившейся ситуации и понимание, что треть Донбасса мы не контролируем. Условно говоря, приднестровский сценарий, включающий в себя два подсценария: нерегулярные столкновения по линии фронта или же достижение полного перемирия, но без восстановления украинского контроля над оккупированными территориями. Этот сценарий не является худшим вариантом, поскольку Украина не будет нести ответственность за происходящее на неподконтрольных ей территориях. Но в таком случае возникает вопрос: удастся ли продлить санкции?
Второй базовый сценарий — реинтеграция. На это направлены дипломатические усилия Киева, этого хочет от нас Запад. Но, к сожалению, Путин ведет контригру. Хозяин Кремля будет стремиться к тому, чтобы формально территория была признана украинской, но реальный контроль оставался за его марионетками.
Колонка опубликована в журнале Новое Время от 5 февраля 2016 года в рамках темы номера "Что если завтра Донбасс наш". Републикация полной версии запрещена