Как Украине снизить смертность на дорогах

10 мая 2018, 14:30
954
Цей матеріал також доступний українською

Среди европейских стран Украина занимает первое место по уровню гибели пешеходов и пятое место по уровню смертности в ДТП на дорогах

В минувшее воскресенье пошла погулять на Трассу здоровья. Это в Одессе, береговая полоса, от Аркадии и до Ланжерона.

В этот же день сын моей знакомой попал под колеса трамвая. Выехал на велосипеде с друзьями без разрешения родителей на улицу. Трамвай зацепил велосипед, потянул ребенка. К счастью, ребенок целый, но с травмами головы.

Поэтому, гуляя вечером, я обращала внимание на взрослых и детей, выехавших на велосипедах, роликах, электроскейтах, гиробордах.

Гуляла два часа. За это время мимо меня проехало достаточно много людей. И только 10 из них были в защитных шлемах. Все – взрослые. Ни одного ребенка в шлеме я не увидела. Не говоря уже о наколенниках, например. Но увидела, как дети падали со своих велосипедов, и как взрослые дули на царапины и успокаивали – ты мужик, что ты плачешь?

Ситуация с нашей собственной безопасностью – ужасная.

Среди европейских стран Украина занимает первое место по уровню гибели пешеходов и пятое место по уровню смертности в ДТП на дорогах.

Каждый год у нас погибает почти 4 тысячи человек в ДТП. И еще около 30 тысяч получают различные травмы и повреждения. Смертность от ДТП является первой причиной смерти граждан Украины в возрасте от 15 до 24 лет и второй – детей в возрасте от 5 до 14 лет. 70 процентов погибших – мужчины до 50 лет.

Дорогами смерти в буквальном смысле стали три трассы. В 2017 году на трассах Киев – Чоп, погибло 150 человек; Киев – Одесса – 93; Киев – Харьков – 56.

90% ДТП происходят из-за потери внимания водителя

По данным Нацполиции, ежедневно случается около 400 ДТП, из них 80 – с пострадавшими, 10-12 человек погибают, 100 человек получают несмертельные травмы различной степени.

Международный опыт говорит, что есть три фактора, которые влияют на уровень смертности и травматизма – человек, автомобиль, дорожная среда.

ВОЗ информирует, что примерно 80% всех ДТП происходит по вине человека, из-за его агрессивной манеры вождения.

У нас подавляющее большинство ДТП происходят из-за превышения скоростных режимов, алкоголя, неиспользования ремней безопасности, неиспользования детских удерживающих устройств и неиспользование шлемов.

Опросы показывают, что лишь 15 % украинцев пристегиваются во время передвижения автомобиля. А именно ремни безопасности помогают снизить на 40-50% травмы всех видов и количество погибших на 40-65%.

Положение ребенка в кресле и против хода движения – это снижение всех травм на 76% и тяжести травм на 92%.

В Украине примерно 7-8 млн машин. И где-то, наверное, 80% – устаревший автопарк, машины старше 10 лет. Не все старые машины имеют средства защиты. Когда в ДТП попадают две машины современная и старая, то в старой машине в результате лобового столкновения погибают все, а в новой машине все – живы, потому что машина реально спасает.

В нашей стране уже пересмотрен размер штрафов. Они стали высокими. Сработает ли эта модель? Эксперты говорят, что нет. Препятствие – психология наших водителей и уровень коррупции в государстве.

Те же эксперты по безопасности движения советуют ввести контроль за соблюдением водителями скоростного режима. В том числе с помощью автоматических камер видеофиксации. Если камеры видео и фотофиксации будут введены у нас, то мировой опыт показывает, что уровень всех ДТП снижается на 50 процентов, а число погибших и пострадавших – на 35. Также снижается число погибших и пострадавших пешеходов в зоне действия камер.

Кстати, по поводу венков на дорогах. Шотландские ученые говорят, что это не работает. У человека глубоко в подсознании существует такое ощущение, что с ним ничего не случится. И поэтому он не меняет свою модель поведения.

На модель поведения водителя, который, например, выпил за рулем, влияют три субъекта: жена, дети и работодатель. А страшные картинки, к сожалению, не влияют.

Что рекомендуют Украины европейские специалисты по безопасности дорожного движения?

  1. В стране должен появиться кто-то, ответственный за эту проблему. И этот человек должен персонально отвечать за уровень смертности и травматизма, и с него будут спрашивать;
  2. Нужно объединить усилия государства, бизнеса, некоммерческого сектора, ученых, экспертов, поскольку полиция самостоятельно не может справиться с этой проблемой;
  3. Должно быть построено стабильное и полное финансирование решения проблемы безопасности движения.

Когда наши водители попадают за рулем в Европу, то на 100 процентов соблюдают правила дорожного движения. Потому что они понимают, что наказание будет неотвратимо. Когда человек попадает в такую ​​систему, он действует так, как работают в этой системе.

Интересен опыт Израиля, например. Здесь создали систему Mobileye – это "умная" камера, которая устанавливается на лобовом стекле автомобилей и является составляющей системы, предотвращающей столкновения автомобиля и смягчающей последствия. Правительство Израиля обязало всех поставить эту систему на свои машины.

По данным мировой статистики, 90% ДТП происходят из-за потери внимания водителя. То есть он по мобильному телефону разговаривает, или его отвлекает кто-то из пассажиров. Прибор Mobileye позволяет вернуть внимание водителя к дороге. Человеку для того, чтобы вернуть внимание к дороге, увидеть препятствие и нажать на тормоз, нужно 2 секунды. И если водитель вдруг отвлекся, а прибор сам увидел препятствие, то он сразу сообщает о препятствии, возвращая водителя к дороге.

Этот прибор позволяет сегодня снизить уровень аварийности и, как следствие, смертности и травматизма на 60%. Прибор дорогой, 1500 долларов, но он реально спасает.

Тема безопасности человека – одна из важнейших в нашей жизни. В свое время во Франции Жак Ширак именно тему снижению смертности от ДТП и травматизма сделал одной из фишек своей предвыборной кампании. Экс-мэр Нью-Йорка Майкл Блумберг выделил значительные средства из своего фонда на безопасность дорожного движения.

Хорошие примеры для политиков, которые сейчас занимаются своими предвыборными кампаниями.

Текст опубликован с разрешения автора

Оригинал

Присоединяйтесь к нашему телеграм-каналу Мнения Нового Времени

Подкасты Радио НВ

Пропустили любимую передачу? Не дослушали интервью? Хотите переслушать эфир из архива?

Подпишитесь на подкасты Радио НВ на Soundcloud. Слушайте, переслушивайте, делитесь!

Слушать подкасты

Стань автором

Если Вы хотите вести свой блог на сайте Новое время, напишите, пожалуйста, письмо по адресу:

nv-opinion@nv.ua

Выбор редакции

Финансы

Вчера, 10:30

thumb img
Как частный инвестор может купить ОВГЗ и сколько можно заработать на этих ценных бумагах
Страны

Вчера, 13:25

thumb img
Так может уйти Путин. Мировые СМИ – об отставке Назарбаева и о Казахстане без него
Инновации

Вчера, 20:00

thumb img
Куда вы ломитесь. Билл Гейтс призвал забыть о космосе и решить 10 глобальных проблем планеты Земля