Как мы не получили томос из-за патриарших сапог

5 комментировать

Сто лет назад началась борьба за украинскую автокефалию

В октябре 1918 года в правительстве гетмана Скоропадского на посту министра вероисповеданий умеренного философа Василия Зеньковского сменил радикал Александр Лотоцкий. Он прямо озвучил церковному собору, заседавшему в то время в Киеве: “Автокефалия — это не только церковная, но и государственная наша необходимость”.

Но 14 ноября гетман удивил всех, подписав грамоту о федерализации с небольшевистской Россией, то есть с несуществующим государством. Кабинет министров Федора Лизогуба ушел в отставку, а с ним и Лотоцкий. “Пал министр — пала и автокефалия!” — торжественно провозгласил архиепископ Евлогий делегатам собора.

Ровно через месяц в Киев вошли войска Петлюры. Директория без церемоний приняла закон О верховном управлении УАПЦ. Особо рьяных противников автокефалии — волынского архиепископа Евлогия и киевского митрополита Антония — сослали в Бучачский грекокатолический монастырь. Там оба, к своему удивлению, убедились, что идея национальной церкви — вовсе не фантазии политиканов. Евлогий так описывал здешнюю литургию: “В храме нас поставили на хоры. Молящихся было довольно много. Мужики в кожухах, бабы… В конце службы вместо запричастного стиха грянул Ще не вмерла Україна”.

В Киеве тем временем прихожане попросили епископа Назария (Блинова), временно возглавившего митрополию вместо Антония, читать Евангелие на украинском языке. Тот отказался, и собрание мирян составило устав своей церкви. Правительство его подписало и утвердило для них парафию в роскошном соборе Святого Николая на Печерске.

В храмов день — 22 мая 1919 года — на первой службе на украинском языке прихожане не поместились в соборе: многие стояли в дверях и на улице, о чем писал позже Василий Липкивский, служивший тогда литургию. Николай Леонтович, автор знаменитого Щедрыка, написал песнопения к этому дню и сам дирижировал хором.

В середине лета того же года в Стамбул-Константинополь отправилась дипломатическая миссия во главе с Лотоцким, решившим получить одобрение автокефалии от вселенского патриарха.

Патриарший престол на тот момент переживал ужасные времена. Турция недавно признала свое поражение в Первой мировой войне. Стамбул заняли войска Антанты — англичане и французы. Патриарха Германа V еще до официального прекращения боев изгнали прихожане-греки, которых тогда в городе было 150 тыс. Ведь в начале войны владыка обратился ко всем митрополитам в Турции с предписанием молиться каждое воскресенье за здравие султана. К тому же патриарх пожертвовал тысячу пар сапог для турецких солдат.

Во время ритуала Великого входа в кафедральном храме Святого Георгия 5 октября 1918 года прихожане стали скандировать в адрес Германа: “Долой!” Владыку хватил удар, и через неделю временным местоблюстителем его престола был избран Дорофей Прусский (от города Прусса на берегу Мраморного моря, сейчас — Бурса). Он развернул мощную антиосманскую кампанию — запретил преподавание турецкого языка в греческих школах, православные храмы Стамбула с его подачи объявили о присоединении к Греции, а их прихожане демонстративно отказывались признавать власть султана.

Вдобавок ко всему в марте 1919‑го Дорофей писал архиепископу Кентерберийскому: “Мы умоляем Вас оказать энергичную поддержку британскому правительству в его усилиях удалить турок [из Стамбула]". Тогда же в главной мечети империи Айя-София, которая до падения Константинополя в XV веке была патриаршим собором, произошло неслыханное: впервые после 465‑летнего перерыва священник стоявшего в городе греческого полка отслужил там заупокойную литию.

В мае 1919‑го началась Вторая греко-турецкая война. Как раз в это время в Стамбул и прибыла миссия Лотоцкого. Дорофею явно было не до украинской автокефалии, и он умыл руки: мол, только новый вселенский владыка может решать такие вопросы.

Украинские историки и богословы сели тогда за древние письмена и к осени 1921 года нашли подходящее решение проблемы каноничности УАПЦ. Последователи профессора Огиенко во главе с Василием Липкивским обратились к постановлениям еще первых вселенских соборов. Так, съезд высшего клира 451 года в Халкидоне (сейчас — район Стамбула) 17‑м правилом устанавливал: чтобы впредь избегать распрей за приходы, разграничение епархий должно соответствовать политическому делению стран.

Этот древний постулат был весомым аргументом для УАПЦ. Константинополь по‑прежнему оставался не у дел — там должность скончавшегося в марте 1921‑го Дорофея Прусского занял Николай Кесарийский с такими же правами местоблюстителя. Не дожидаясь нового патриарха, в октябре того же года в Софии Киевской открылся собор УАПЦ и избрал своим митрополитом Василия (Липкивского).

Присоединяйтесь к нашему телеграм-каналу Мнения Нового Времени

Журнал Новое Время №38

— Российское ГРУ становится монстром с мега-бюджетом;
— Звездный финансист отрицает новый глобальный кризис;
— Поднятые со дна корабли раскрывают тайны истории.

Читать журнал онлайн
Ukraine-2020

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев
Если Вы хотите вести свой блог на сайте Новое время, напишите, пожалуйста, письмо по адресу: nv-opinion@nv.ua

Мнения ТОП-10

Читайте на НВ style

Последние новости

опрос

Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер:

Все материалы раздела Мнения являются личным мнением пользователей сайта, которые определены как авторы опубликованных материалов. Все материалы упомянутого раздела публикуются от имени соответствующего автора, их содержание, взгляды, мысли не означают согласия Редакции сайта с ними или, что Редакция разделяет и поддерживает такое мнение. Ответственность за соблюдение законодательства в материалах раздела Мнения несут авторы материалов самостоятельно.