Виагра для "вышки"

0 комментировать

Несколько лет наблюдения за ситуацией в высшем образовании (изнутри и снаружи) привели меня к мысли, что разгосударствление вузов является безальтернативным решением для быстрого продвижения вперед

Недавно меня пригласили выступить на круглом столе «Высшее образование в Украине: движущая сила позитивных изменений в стране, или…» Лично для меня здесь выбора нет: в настоящее время однозначно  «или». Мое выступление было посвящено теме корпоратизации вузов и возможности их дальнейшей приватизации. Поясню причины, которые актуализируют этот радикальный рецепт для нашей повестки дня.

Самая главная из них заключается в простой формуле: чем меньше государства, тем лучше. Потому что в наших условиях государство – это коррупция, бюрократия, палки в колеса и прочее зло. Если в европейских странах участие государства в деятельности университета воспринимается как положительный фактор (репутация, доверие, финансовая стабильность), то в Украине – как негативный, сдерживающий фактор.

Несколько лет наблюдения за ситуацией в высшем образовании (изнутри и снаружи) привели меня к мысли, что разгосударствление вузов в некоторых случаях является безальтернативным решением для быстрого продвижения вперед, как отдельных проектов, так и всей нашей системы. Ведь она, система, крайне нуждается в прорывных успешных образовательных проектах, возможных только в условиях гарантированной автономии университетов и независимого эффективного менеджмента.

Наиболее успешные выпускники школ предпочитают уезжать за границу

В какой-то момент я окончательно убедился в полной неспособности Министерства образования и науки привнести хоть какой-то конструктив в нашу «вышку». Все предлагаемые МОН меры носят исключительно косметический характер и не способны радикально улучшить ситуацию. В результате время идет, мы топчемся на месте, а наше отставание от цивилизованного мира становится все очевиднее. Мы всей высшей школой застряли в далеком прошлом: наука практически развалена, система обучения медленно, но верно деградирует, вузовская коррупция не преодолена, качество дипломов остается сомнительным. Неудивительно, что наиболее успешные выпускники школ предпочитают уезжать за границу,  и государство в результате теряет самое дорогое, что у него есть, – человеческий потенциал, интеллектуальный и творческий ресурс, который затем (не нужно иллюзий!) в массе своей станет работать на развитие других стран.

Несмотря на такое положение дел, мы продолжаем слышать от МОН заклинания о том, что при проведении реформы высшего образования необходимо учитывать мнение действующих ректоров, которые на самом деле за редким исключением заинтересованы в лишь в одном – ничего не менять. Консервативное крыло внутри вузов имеет такую силу и вес, что даже при наличии правильных законов, всячески поощряющих университетскую автономию и прочие прогрессивные вещи, развитие высшего образования будет стоять на тормозе. Свежий пример того, как консерваторы бьются за «свое», - на слуху: история с увольнением-восстановлением ректора киевского медуниверситета.

Идея частно-государственного партнерства для вузов, которая могла бы стать настоящим двигателем прогресса, в условиях Украины тоже до сих пор не сработала. Никакого равноправия частного и государственного партнеров обеспечить не удалось: все спорные  вопросы на практике решаются в пользу государственного  учреждения, а значит, инвестиции в образование остаются слишком рискованными для бизнеса.

Так что же в таком случае можно противопоставить консерваторам в университетах и в МОН? Только давление экспертной среды и активной общественности, разработку законодательных инициатив, влияние через парламент и лоббирование законов, которые бы извне работали на расконсервирование системы.

Важный элемент такого внешнего воздействия на систему высшего образования – законодательно оформленная возможность корпоратизации вузов, т.е. реорганизации их в акционерные общества, в которых 100% акций поначалу принадлежат государству. Казалось бы, в чем здесь фокус, если государство, как и раньше, контролирует университет?

А фокус в том, что именно такая реструктуризация должна дать университетам реальную автономию и открыть законные возможности для привлечения инвестиций.

Ведь новый статус в форме акционерного общества означает самостоятельное управление финансовыми активами, дает возможность управлять заработанными средствами (без тисков госказначейства и МОН), брать кредиты в банках,  свободно распоряжаться имуществом, менять внутреннюю структуру, оперативно оптимизируя ее под тактические и стратегические потребности, вводить эффективную систему выборов руководства … Не говоря уже о том, что появится реальная возможность получить для вузов стратегических инвесторов, в том числе зарубежных.

Не стоит беспокоиться о том, что государство полностью утратит контроль над системой высшего образования. Естественно, о тотальной корпоратизации и приватизации речь не идет.  Но само по себе наличие механизма, позволяющего вузам уйти в свободное плавание, и появление хотя бы нескольких успешных кейсов такого рода позволят значительно продвинуть всю систему далеко вперед за счет усиление конкуренции и внедрения рыночных механизмов, с появлением которых уже никому невозможно будет жить по-старому. Кроме того, в университетах, которые встанут на путь акционирования, государство сможет сохранить за собой контрольный или блокирующий пакет акций. За державой останутся и другие рычаги влияния: от лицензирования до установления стандартов образования и их контроля.

Интересно, что опыт таких проектов на постсоветском пространстве имеется, и весьма успешный. Например, аграрный университет Грузии, один из старейших национальных вузов, стал очень престижным и рейтинговым после того, как в 2011 году перешел в управление благотворительной организации Фонд Знаний, основанной Кахой Бендукидзе.

В Казахстане еще в 2001 году, когда экономика страны переживала трудные времена, правительство решило перевести в статус некоммерческих акционерных обществ ряд отраслевых вузов, в которых государство сохраняло за собой не менее блокирующего пакета акций, а остальные права собственности распределяло на открытых тендерах. Полученный успешный опыт теперь масштабируется и на национальные университеты страны.

Что получают вузы в результате реформы на практике?

Полную хозяйственную самостоятельность. Они сами утверждают свой бюджет, имеют право устанавливать заработную плату в соответствии со своими возможностями (но не ниже установленного государством уровня).

Полную самостоятельность в использовании собственных помещений. И в отличие от государственных вузов, всю прибыль, в том числе за аренду, оставлять в  своем распоряжении.

Управленческую самостоятельность. Руководство вуза избирается акционерами, государство к выборам никакого отношения не имеет.

Полную самостоятельность в установлении взаимовыгодного сотрудничества с различными бизнес-структурами, зарубежными партнёрами.

Возможность кредитования в банках для решения собственных экономических потребностей. Например, в Казахстане именно за счет кредитов местная академия спорта и туризма построила две горные спортивные базы и одну приморскую.

Большие возможности в академической мобильности студентов и преподавателей. Причем движение здесь встречное, направленное, как на обучение студентов в зарубежных вузах, так и на привлечение зарубежных преподавателей и студентов.

Надо ли говорить, что все эти факторы задают совершенно иной уровень качества образования? Продолжаем «лупати сю скалу».

Присоединяйтесь к нашему телеграм-каналу Мнения Нового Времени

Журнал Новое Время №38

— Российское ГРУ становится монстром с мега-бюджетом;
— Звездный финансист отрицает новый глобальный кризис;
— Поднятые со дна корабли раскрывают тайны истории.

Читать журнал онлайн
Ukraine-2020

Читайте срочные новости и самые интересные истории в Viber и Telegram Нового Времени.
ПОДПИШИТЕСЬ НА РАССЫЛКУ   Мнения   И ЧИТАЙТЕ ТЕКСТЫ ИЗБРАННЫХ АВТОРОВ КАЖДЫЙ ВЕЧЕР В 21:00
     
Эдуард Рубин
Эдуард Рубин

общественный деятель, сооснователь Харьковского IТ-кластера

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев
Если Вы хотите вести свой блог на сайте Новое время, напишите, пожалуйста, письмо по адресу: nv-opinion@nv.ua

Мнения ТОП-10

Читайте на НВ style

Последние новости

опрос

Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер:

Все материалы раздела Мнения являются личным мнением пользователей сайта, которые определены как авторы опубликованных материалов. Все материалы упомянутого раздела публикуются от имени соответствующего автора, их содержание, взгляды, мысли не означают согласия Редакции сайта с ними или, что Редакция разделяет и поддерживает такое мнение. Ответственность за соблюдение законодательства в материалах раздела Мнения несут авторы материалов самостоятельно.