Антикоррупционный суд. Семь аргументов "за"

1 комментировать

Антикоррупционный суд должен заниматься исключительно высокопоставленными коррупционерами

Общаясь с разными людьми в сети и за ее пределами, я понял, что большая часть противников создания Антикоррупционного суда просто не понимают, для чего он нужен и что это вообще такое. Чувствуя и долю своей вины в том, что эта тема недостаточно скоммуницирована, я решил максимально просто и доступно описать важность и нужность именно этого института.

Большинство людей, которые выступают «против» АКС, просто попались на крючок такого доступного и понятного месседжа, который в своей риторике используют популисты от власти или их «говорящие головы» – мол, в Украине все суды должны быть антикоррупционными, а не только «от этот ваш».

Следующие семь пунктов объясняют, зачем нам нужен именно отдельный независимый суд и как это поможет модернизировать Украину.

1. Этого слона нужно есть по частям. Все суды в ближайшей перспективе не могут стать «антикоррупционными» из-за банальной нехватки кадров. В Украине порядка 7500 судей разных инстанций (учитывая вакансии). Одномоментно заменить их всех на честных и порядочных, да еще и по конкурсу – задача практически невозможная. Пример тому – проваленная аттестация милиции.

2. Европейцы и американцы прекрасно понимают масштабы кадрового голода в Украине и поэтому везде, где только могли (например, в меморандуме с МВФ), заложили принцип дробления украинских правоохранительных органов на мелкие автономные фракции в обмен на международную финансовую и техническую помощь. Так в муках родились новые антикоррупционные органы – НАБУ, НАПК, САП, ГБР и другие.

3. Расчет здесь очень простой: чем мельче дробить, тем больше шансов:

- провести и проконтролировать прозрачный конкурс;

- наскрести достаточно желающих идти на эту порой весьма рискованную и неблагодарную работу, причем таких, которые имеют чистую репутацию и высокий IQ;

-  чем больше независимых структур, тем выше шансы, что в токсичной среде (когда Генпрокуратура и СБУ открыто срывают спецоперации) выживет хотя бы один.

Этого слона нужно есть по частям

4. Так и случилось. В отравленной коррупцией Украине удалось сохранить независимость и дееспособность пока лишь одного из новосозданных антикоррупционных органов. Этот орган – НАБУ. По остальным, к сожалению, результат пока неутешительный: конкурс в НАЗК — провален, всеобщая реформа прокуратуры — провалена, создание ДБР фактически тоже провалено. На НАБУ направлены все объективы и пушки власти, но за два года никому так и не удалось уличить Бюро в хоть сколько-нибудь значимом «залёте». Поверьте, если бы «залёт» был, то генпрокурор уже гарцевал бы на белом скакуне с «залётчиком» на крупе.

5. Но самая суть кроется даже не столько в дроблении, сколько в замыкании небольших автономных правоохранительных экосистем. Для НАБУ таким замкнутым циклом служит связка «независимое следствие + обвинение + честный суд».

6. И вот тут мы подходим к самому интересному. Независимое следствие у нас есть. Это НАБУ (за исключением права на «прослушку», которое полностью завязано на СБУ). Сносное обвинение у нас тоже есть — это Специализированная антикоррупционная прокуратура (САП). А вот честного суда — нет. Речь идет только об узком круге подследственности НАБУ, то есть о топ-коррупционерах (министры, губернаторы, судьи, депутаты и так далее).

7. Так вот именно для замыкания полного цикла работы с топ-коррупционерами и нужен антикоррупционный суд. Именно потому что нельзя обновить сразу 7500 судей, мы требуем создания одного, небольшого суда (до 100 судей), для которого мы имеем шанс проконтролировать прозрачность конкурса и качество будущих сотрудников в целом. Причем в конкурсные комиссии обязательно должны войти международники.

Если нам удастся замкнуть полный цикл работы с топ-коррупционерами в стране, то уже через несколько месяцев за решеткой может оказать добрый десяток «схемщиков» самого высокого уровня. Я глубоко убежден, что это подорвёт весь фундамент, на котором зиждется «коррупционно-олигархический договорняк» в Украине. Представьте себе, что ни Президент, ни прокурор, ни министр не смогут гарантировать безопасность своему посреднику в высших органах власти.

Антикоррупционный суд не будет судить тех, кто ворует люки на металлолом, он не будет заниматься мелкими взяточниками в милиции, этот суд должен заниматься исключительно высокопоставленными коррупционерами.

Именно поэтому система так ожесточенно сопротивляется созданию Антикоррупционного суда, именно поэтому на антикоррупционеров и их сторонников выливаются тонны грязи из всех рупоров и «говорящих голов» нынешней власти, и именно этот бой сейчас для Украины — решающий. Если мы проиграем битву с топ-коррупцией, то олигархический строй, укреплявшийся в Украине десятилетиями, уже больше никогда не предоставит нам второго шанса.

Присоединяйтесь к нашему телеграм-каналу Мнения Нового Времени

Больше блогов здесь

 


Читайте срочные новости и самые интересные истории в Viber и Telegram Нового Времени.
ПОДПИШИТЕСЬ НА РАССЫЛКУ   Мнения   И ЧИТАЙТЕ ТЕКСТЫ ИЗБРАННЫХ АВТОРОВ КАЖДЫЙ ВЕЧЕР В 21:00
     
Артем Романюков
Артем Романюков

Член Совета общественного контроля НАБУ 

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев
Если Вы хотите вести свой блог на сайте Новое время, напишите, пожалуйста, письмо по адресу: nv-opinion@nv.ua

Мнения ТОП-10

Читайте на НВ style

Последние новости

опрос

Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер:

Все материалы раздела Мнения являются личным мнением пользователей сайта, которые определены как авторы опубликованных материалов. Все материалы упомянутого раздела публикуются от имени соответствующего автора, их содержание, взгляды, мысли не означают согласия Редакции сайта с ними или, что Редакция разделяет и поддерживает такое мнение. Ответственность за соблюдение законодательства в материалах раздела Мнения несут авторы материалов самостоятельно.