Окно возможностей в кризисе вокруг КСУ. Что нужно изменить в Украине

2 ноября 2020, 18:42

Украина делает лишь первые шаги к органическому конституционализму, и главным доказательством этого являются перманентные революции

Последний раз ревизия общественного договора в Украине состоялась в ноябре 2013 года — феврале 2014 года. Политическая коррупция, клиентелизм, системная коррупция в деятельности правоохранительных и судебных органов воспринимались обществом как нарушение общественного договора властью и стали главными детерминантами массовых протестов и Революции Достоинства.

Видео дня

Запрос, а точнее — существенные условия обновленного общественного договора, к новой власти украинское общество сформулировало очень четко, в частности требование комплексных антикоррупционных реформ. Собственно, это существенное условие не было самоцелью, это было интуитивное понимание, что именно системная коррупция в судебных и правоохранительных органах является прологом к узурпации власти, причиной нарушения фундаментальных конституционных ценностей, например свободный рынок, свобода и права собственности. Общество лучше, чем доктора юридических наук, академики и профессора, понятно, что именно системная коррупция тормозит процесс становления неформального конституционализма, препятствует превращению Украины в страну либеральной демократии.

Общество требовало конкретных шагов по выполнению этого существенного условия обновленного общественного договора. Именно поэтому такие инструменты, как максимальная публичность состояния представителей всех ветвей власти на всех уровнях, создание антикоррупционных органов, реформа, направленная на дерегуляцию и децентрализацию, реформа по финансированию политических партий, была отмечена как must have для запуска комплексной антикоррупционной реформы в Украине как существенного условия обновленного общественного договора и первого шага для развития свободного рынка, конкуренции во всех сферах жизни, свободы.

Большинство судей и представителей правоохранительных органов напоминают окружение Дона Корлеоне

Введение антикоррупционной инфраструктуры и максимальной открытости состояния чиновников и политиков являются гарантиями и воплощением такой черты неформального конституционализма, как конкуренция, ведь эти антикоррупционные реформы способствуют внедрению конкурентных, то есть рыночных, механизмов в политическую жизнь и сферу права страны, в частности:

1. Новые антикоррупционные институты — это впервые, когда сотрудников набирают на конкурсной основе по понятным и прозрачным правилам, то есть фактически впервые в Украине создана конкуренция на уровне формирования системы правоохранительных и судебных органов.

2. Осуществление правосудия независимыми и профессиональными судьями ВАКС запустило механизм конкуренции в профессии адвокатов, ведь для победы в судебном процессе адвокатам наконец нужны мастерство и знание права, а не связи.

3. Публичность состояния позволяет для общества более сознательно участвовать в выборах, то есть создает конкуренцию в политической жизни.

Этот перечень можно продолжать, но главное, что фактически новые антикоррупционные институты и новые процедуры — это маленькая, но критичная деталь для создания предпосылок существования и развития неформального конституционализма в Украине, ведь только эти антикоррупционные реформы смогут разорвать замкнутый круг общественных отношений, в настоящее время построены на принципах клиентелизма, патронажа, партикуляризма, а не свободного рынка и конкуренции.

Публичность онлайн-деклараций представителей всех ветвей власти на всех уровнях для предотвращения коррупции среди ее представителей и прежде представителей судебных и правоохранительных органов должна стать ключевым инструментом возвращения легитимности власти. Именно поэтому решение Конституционного Суда Украины об отмене ключевых инструментов, которые в будущем должны были стать залогом для преодоления системной коррупции в правоохранительных и судебных органах, вызвали возмущение общества. Ведь в восприятии гражданского общества КСУ принял ряд решений, которые де-факто означают нарушение обновленного общественного договора, существенным условием которого было требование воплощения антикоррупционной реформы.

Впрочем, является ли эта ситуация вызовом для конституционного строя страны, который может привести к его разрушению? Или эти решения КСУ всего лишь закономерность, детерминантом которой является невыполнение других существенных условий обновленного общественного договора, в частности принятие новой рыночно-капиталистической Конституции, формирование состава Конституционного Суда Украины из судей, которые придерживаются ценностей органического конституционализма?

На самом деле ситуация не столь драматичная и тупиковая, как ее определяют юристы и некоторые представители политической элиты. Ведь их драматизм обусловлен формально юридическим взглядом на проблему, тогда как смотреть на ситуацию надо с точки зрения политической теории и неформального конституционализма.

Конституция Украины — это симулякр. Политические партии Украины — это симулякр. Судебная власть — это имитация правосудия, а большинство судей и представителей правоохранительных органов больше напоминают окружение Дона Вито Корлеоне, чем поборников правосудия. Мы умудрились опорочить термин «верховенство права», даже не узнав, а что же он действительно означает. При таких исходных условий решение КСУ является закономерностью, а трагикомедия под названием «Что делать с решением Конституционного Суда?» кажется слишком притворной. Конечно, ситуация неприятная, как и всегда, когда одна сторона нарушает контракт, но вполне закономерная. Итак, что мы имеем на сегодня:

1) Обновленное общественное соглашение, существенным условием которого является антикоррупционная реформа.

2) Конституцию — симулякр.

3) Конституционный Суд Украины, большинство судей которого не обратили внимания на то, что общественный договор был пересмотрен в 2014 году, и не учли этого при принятии своего решения.

4) Президента, который, несмотря на собственные нарушения существенных условий общественного договора, почувствовал, что КСУ переступил черту. Следствием принятых решений КСУ может стать новая ревизия общественного договора, если коммуникация со стороны власти снова будет неудачной.

5) Представителей гражданского общества, которые восприняли это как мошенничество со стороны власти и готовы начать процесс новой ревизии общественного договора.

6) Международных персонажей, которые пытаются понять what is going on.

7) Представителей олигархических кланов, которые надеются на возвращение Украины на путь роковой стратегии state capture и помешать развитию реальной рыночной экономики в стране, то есть формированию реального конституционализма.

8) Юристов, которые осуждают как необоснованность решения КСУ, так и радикальные действия президента Украины за их формальное несоответствие симулякру.

При таких исходных условиях единственным правильным и оправданным решением с точки зрения органического конституционализма является организация Конвента, в состав которого должны войти именно те персонажи, которые были главными инициаторами ревизии общественного договора в 2013—2014 гг., а также представители президента и парламента, за исключением тех политических сил, которые инициировали демонтаж антикоррупционных реформ в Украине. Целью этого Конвента должно стать:

1) Принятие согласованной позиции о том, что решение Конституционного Суда Украины не считается состоявшимся именно из-за нарушения последним ценностей реального, а не фиктивного конституционализма.

2) Решение о необходимости новой рыночной капиталистической Конституции (термин заимствован у Всеволода Речицкого, читайте колонку Что стоит сделать в Украине для ее прогресса).

3) Избрание нового состава Конституционного Суда Украины по открытому и реальному, а не формальному конкурсу.

Итак, если посмотреть на ситуацию с точки зрения реального конституционализма (термин Всеволода Речицкого), то станет понятно, что в настоящее время имеем не разрушение конституционного строя, а новое окно возможностей для развития.

Присоединяйтесь к нашему телеграм-каналу Мнения НВ

Присоединяйтесь к нам в соцсетях Facebook, Telegram и Instagram.

Показать ещё новости
Радіо НВ
X