Prozorro и бюджет. Почему государство не покупает украинское
Почему украинские государственные предприятия не покупают локальную, украинскую продукцию?
По мотивам публичных позиций на этой неделе от Олега Ляшко, Дмитрия Олейника и Игоря Петрашко.
Есть два ответа, которые дают политики на телевидении. Первая, Prozorro — плохая система и не позволяет учитывать локализацию. Второй, украинская продукция некачественная и дорогая.
И то и другое не главная проблема. Действительно, даже сегодня Prozorro позволяет выписать условия тендера под украинскую продукцию. Можно четко прописать преференции для локализации, но это техническая, а не политическая или даже экономическая проблема. Так же и с критикой украинской продукции. Не вся продукция некачественная. Есть и хорошая продукция. Более того, там где продукция некачественная, государство или частный бизнес может сделать инвестиции и улучшить качество продукции. Поэтому, это тоже относительная техническая, а не политическая проблема. Но ни того ни другого не происходит. Ссоры о «Покупай украинское» ведутся годами, а изменений никаких не происходит.
По моему убеждению проблема совсем в другом. В бюджетном процессе. В «Покупай украинское» речь ведь идет не о туалетной бумаге, а, например, о локомотивах. Так вот Укрзализныця не покупает локомотивы. Не через Prozorro, никак вообще. У нее на это нет денег. Ибо все доходы выдавливаются государством в бюджет, платить пенсии и зарплаты. И тогда УЗ, если хочет что-то купить, должна идти к международным кредиторам. И те выдают кредит. А уже при кредите условия покупать иностранные локомотивы. И покупают их не через Prozorro. Потому что эти соглашения вне Prozorro. Видите? Проблема не в Prozorro, там вообще локомотивы не покупают. И даже если сделать требования жесткой локализации в Prozorro, то все равно локомотивы украинские там не купят. Потому что бюджет не выделяет под них деньги. То есть проблема в бюджетном процессе. В том, что мы извлекаем все живые деньги из госпредприятий. А когда им нужно что-то купить, то они вынуждены это делать за счет иностранных кредитов на соответствующих условиях.
Таким образом есть подмена понятий. Проблема с отсутствием поддержки украинских отраслей через госзакупки кроется в бюджетном процессе. Что мы все деньги госпредприятий проедаем и не даем им развиваться. Только через иностранные кредиты. Поэтому и условия закупок соответствующие.
И последнее — Prozorro не о локализации или конкуренции, или даже борьбе с коррупцией. Нет, Prozorro — это о прозрачности. Можно написать тендер под конкретную компанию и через Prozorro купить втридорога какой-то товар. Но это будет прозрачно известно всему обществу. И здесь нужно работать правоохранительным органам и сажать в тюрьмы тех руководителей госпредприятий, которые наносят ущерб государству через Prozorro. Prozorro не позволяет уничтожить коррупцию, но позволяет показать всем прозрачно, что, кто и где ворует у государства. И те, кто против Prozorro — они против прозрачности. Они не за украинского производителя, а за украинского коррупционера. А это не одно и тоже.

Подытожу — проблема с госзакупками есть и большая. Но она состоит из: 1) неэффективной работы правоохранительных органов по кражам черз Prozorro и 2) проблем с государственным бюджетным процессом, который выкачивает деньги из госпредприятий и не дает им развиваться.
Текст публикуется с разрешения автора
Присоединяйтесь к нашему телеграм-каналу Мнения НВ