День права знать в Украине. Что происходит с законом о разведке?

28 сентября 2020, 18:51

Демократия — это не обещания о звездах с неба, демократия — это дискурс. А дискурс, как известно, невозможно построить без информации о действиях власти

Для журналистов, активистов, медиаэкспертов, борцов с коррупцией и всех апологетов открытости власти — «Право знать» — это праздник. Праздник знать, то, что правительства пытаются утаить, скрыть от глаз общества.

Видео дня

28 сентября — это международный день доступа к информации, основанный в 2002 году. Через 9 лет в стране приняли закон Украины «О доступе к публичной информации». Документ заложил новую парадигму информационных отношений между украинской властью и обществом, которая предусматривает максимальную открытость и четкие условия, лишь при совокупности которых государство имеет право ограничить доступ к информации и только на конкретный период. Это был революционный закон, ставший первым важным шагом на пути к открытой и подотчетной власти и несмотря на все вызовы, которые ждали нас впоследствии, с каждым следующим шагом украинская власть продолжала расширять границы открытости.

Накануне прошлогодних парламентских выборов общественность вновь обратилась к политическим силам с призывом о необходимости реформирования и обеспечения большей открытости и подотчетности СБУ и других правоохранительных органов, а также принятии нового Закона Украины «О государственной тайне» и необходимости рассекречивания тех материалов, раскрытие которых уже не представляет угрозы национальной безопасности, однако есть общественный интерес получить доступ к этой информации из-за коррупционных скандалов вокруг этих тем.

Это не первые слуги народа, которые так быстро забывают свои обещания

Политическая партия Слуга народа заверила, что полностью поддерживает общественность в этом вопросе. Однако понадобилось меньше полугода для измены открытости, «обвиняя последнюю в угрозе национальной безопасности». В Верховной Раде Украины начали появляться законодательные инициативы (законопроект о СБУ, разведке и т. п.) направленные на максимальное сужение подотчетности и прозрачности Министерства обороны Украины, СБУ по лучшим образцам нашего восточного соседа-агрессора.

Конечно, это не первые слуги народа, которые так быстро забывают свои обещания о прозрачности и подотчетности. В то же время, именно в этот раз ситуация крайне опасна, ведь именно сейчас «слуги» имеют большинство от конституционного состава в Верховной Раде, и, соответственно, могут принять любой закон.

«Не паникуйте, — скажете вы, — ведь есть определенные парламентские процедуры, которые должны помешать принятию законов, которые создают угрозу открытости и возможности для злоупотреблений властью». Но реальность совсем другая. Лишь 7 месяцев понадобилось закону о разведке, чтобы превратиться в закон, который сейчас ожидает подписи президента.

poster
Дайджест главных новостей
Бесплатная email-рассылка только лучших материалов от редакторов НВ
Рассылка отправляется с понедельника по пятницу

Эксперты и общественные организации узнали о принятии этого закона только из новостей, когда закон уже приняли — с нарушением принципа прозрачности, без общественного обсуждения.

Сейчас ряд международных и украинских общественных организаций обращается к президенту Украины с просьбой наложить вето на принятый закон о разведке и вернуть закон в парламент на доработку по части соответствия принципам и основам информационного законодательства, принципам свободы информации. И неизвестно, услышит ли президент Украины призывы общественности и журналистов, или наоборот в день права знать подарит гвоздь для гроба, который готовят для свободы информации и открытости последние полгода слуги народа.

Вы можете обратить внимание, что открытость — это ничто по сравнению с национальной безопасностью. Но парадокс ситуации заключается в том, что именно в этом, на первый взгляд, наиболее убедительном аргументе, заложена опасность. Поскольку история власти — это постоянное стремление представителей правительства убедить граждан, что значительная секретность деятельности власти продиктована необходимостью обеспечить безопасность общества, государства, собственно безопасность самих граждан.

Агенты государства не устают повторять, что защита от террористических нападений, преступных группировок, шпионов требует от них действовать тайно. Впрочем, на практике все эти заверения со стороны власти довольно часто имеют единственную цель — манипулируя сознанием граждан, скрыть свои просчеты или корыстные намерения и не потерять власть.

Итак, не является ли даже сознательный отказ от информации только шантажом и манипулированием со стороны государства? Фактически при любых условиях информация — это самая ценная гарантия от всего зла, которым запугивает государство и которое якобы непременно произойдет в случае несохранения значительного сегмента информации о деятельности власти в тайне.

Представители общественного движения за утверждение права на доступ к информации США в публичных дебатах часто вспоминают слова Авраама Линкольна: «Позвольте людям знать факты, и страна будет в безопасности».

В то же время закономерно возникает справедливый вопрос, как можно обеспечить безопасность страны, проводить расследования, если информация о планах, операциях, оперативно-розыскных мероприятиях будет в открытом доступе? Пока лучшим выходом в решении конфликта между правом на доступ к информации и необходимостью ограничивать доступ к некоторым сегментам информации предложили эксперты международной организации Артикль 19. Внимательно изучив эту тему и проанализировав ситуацию в разных странах мира, они вывели правило, согласно которому ограничение доступа к информации можно считать легитимным только на основании закона, и они должны быть ясными, описываться узко и соответствовать контролю согласно трехсложному тесту, а именно:

1) информация должна касаться легитимной цели, определенной законом;

2) разглашение этой информации должно нанести существенный вред этой цели;

3) вред от разглашения этой информации должен быть весомее, чем общественный интерес в получении этой информации.

Таким образом, только при соблюдении всех условий этого правила можно считать, что ограничения, установленные государством относительно доступа к информации о своей деятельности, соответствуют принципу верховенства права, являются органичными основаниями ограничений реализации, то есть, имеют теоретическое обоснование и таким образом не могут считаться нарушением права на доступ к информации.

И именно эти стандарты были воплощены в законе Украины «О доступе к публичной информации» и частично внесены соответствующими изменениями в Закон Украины «О государственной тайне». Казалось бы осталось еще немного привести нормативную базу соответствующих структур в соответствие с законом — и золотой баланс интересов общественности знать и национальной безопасности достигнут. Но нет, оказывается слуги народа выбрали старый-новый вектор, который обычно выбирают недемократические режимы, когда государство на свое усмотрение решает, какую информацию давать, а какую придержать и вопрос не в национальной безопасности, а в желании скрыть свои просчеты, или даже хуже — злоупотребление властью или коррупцию.

Впрочем, на самом деле доступ общественности к достоверной информации о деятельности власти — не самоцель, а лишь средство для построения диалога между обществом и государством. Переход на принципиально новый уровень от манипуляций общественным мнением со стороны представителей власти к готовности государства строить взрослые отношения с обществом. Демократия — это не предвыборные лозунги и обещания о звездах с неба, демократия — это дискурс. А дискурс, как известно, невозможно построить без достоверной, полной информации о действиях власти.

Полтора года прошло со времен публичных обещаний кандидата в президенты Владимира Зеленского о том, что общество нуждается в правде, прозрачности и искренности со стороны правительства. Таким образом, решение о вето закона Украины «О разведке» станет настоящим индикатором готов ли президент Украины не только обещать, а действительно строить диалог с обществом, основой которого будет достоверная информация о деятельности власти, а не запугивание и манипуляция при помощи сокрытия информации за совершенно новым и непонятным термином «разведывательная тайна», «секретная информация».

На очереди — еще два интересных законопроекта о СБУ и о безопасности классифицированной информации, следовательно, за год увидим сохранен ли баланс открытости и безопасности, или вместо празднования мы будем справлять панихиду по праву на доступ к информации о деятельности власти.

Присоединяйтесь к нашему телеграм-каналу Мнения НВ

Показать ещё новости
Радіо НВ
X