15 августа 2018, среда

Наш имидж. Как Украину воспринимают в мире

0 комментировать

Позиционирование государства в мире и его репутация в глазах мирового сообщества является капиталом, который позволяет продвигать свои национальные интересы на международной арене

Сравните стенды Украины и других государств с выставки ITB Berlin, которая состоялась в начале марта. Да, украинский стенд имеет несколько лучший вид, чем в прошлом году, но я все равно не понимаю, почему женщины в полицейской форме со знаком радиации на спине и надувные дельфины должны ассоциироваться с Украиной? Где же наша «стратегия одного голоса» (one-voice strategy) хотя бы на стенде? Тогда как стенды даже небогатых стран были созданы в едином стиле.

Традиционно созданиу международного имиджа государства предполагает формирование в мире системы представлений и образов, связанных с государством, способствуют продвижению его интересов и зафиксированы в условном коллективном сознании внешних сообществ. Соответственно, его формирование базируется на обобщающем образе-идее страны. Дополнительными составляющими являются как минимум условия ведения бизнеса и инвестиционный климат; культурная, образовательная и туристическая привлекательность; социальная сфера (в первую очередь качество жизни и уровень безопасности); национальные символы, репутация лидеров государства и национальных элит в целом, - пишет Татьяна Попова для Радио Свобода.

По результатам ряда исследований Украина до конца 2013 года воспринималась преимущественно как молодая демократия переходного периода, страна Оранжевой революции, известных спортсменов и красивых женщин, отдельных высокотехнологичных отраслей экономики, а также как невлиятельное, малоизвестное государство, центр политической нестабильности, коррупции, неэффективности власти и неопределенности развития, плохого инвестиционного климата. Мероприятия государственной программы обеспечения позитивного международного имиджа Украины на 2003-2006 годы, государственной целевой программы формирования положительного международного имиджа Украины на период до 2011 года не смогли улучшить ситуацию.

Ситуацию подтверждают как традиционные способы «измерения» имиджа, так и система международных рейтингов и индексов, например: глобальный индекс мира, индекс неуспеваемости стран, индекс политического риска, индекс восприятия коррупции. Также используются специализированные индексы: индекс развития человеческого потенциала, индекс свободы прессы, индекс верховенства права, индекс демократии, глобальный инновационный индекс и тому подобное. К сожалению, наши текущие позиции в приведенных рейтингах не очень высокие.

Настоящее окно возможностей для Украины открылось с началом 2014 года. Ряд внешних факторов, связанных с российской агрессией и желанием цивилизованного мира помочь, как никогда способствовали перезагрузке позиционирования Украины в мире. Имея ряд вариантов действий и выбрав «роль жертвы», мы долгое время получали разнообразную поддержку. Но это не могло продолжаться до бесконечности. Поэтому возникает вопрос, каким образом мы используем другие возможности формирования репутации страны и продвижения своих интересов на волне позитива. Сегодня есть возможность сделать «срез» и понять текущую ситуацию.

По состоянию на 16 марта этого года текст об Украине на сайте «Би-би-си», где приведены краткие справки о странах мира, начинается так: «Украина обрела независимость после распада Советского Союза в 1991 году и с тех пор постоянно меняет курс, то ища более тесной интеграции с Западной Европой, то будучи втянутой в орбиту влияния России, которая видит угрозу своим интересам в стремлении Украины быть ближе к Западу». И ни слова о наших достижениях или преимуществах.

То, как быстро наполняется европейское инфопространство, хорошо демонстрирует тема вокруг этнических венгров Закарпатья. Несколько недель назад начала «раскручиваться» риторика о необходимости введения в Закарпатья специальной миссии ОБСЕ. Тема не является «фейком», вопрос уже вышел из плоскости общественных организаций на достаточно высокий уровень заявлений внешнеполитических ведомств и международных организаций. По моему мнению, факт дискуссии такого направления стал возможен из-за наших провалов и несостоятельности в определенных сферах публичной дипломатии.

К сожалению, список свежих «примеров» похожего направления является значительным. Не случайно руководитель представительства Европейского союза в Украине Юґ Мингарелли по этому поводу недавно заявил: «Представление об Украине в Западной Европе не имеет ничего общего с реальностью в этой стране».

Поэтому успешное продвижение интересов Украины в мире невозможно без перезагрузки наших собственных подходов, по крайней мере нескольких.

Борьба с нашей внутренней неэффективностью. Сначала реальные реформы, а затем их освещение в мире. Иначе как повлияет на нашу репутацию ситуация, когда Европейская комиссия вынуждена закрыть проект международной помощи Украине по модернизации пограничных контрольно-пропускных пунктов после ряда ошибок с нашей стороны?

Исключить ситуацию, когда ценности наших элит принципиально расходятся с ценностями цивилизованного мира. Наши партнеры неоднократно нам подсказывали, что при существующем уровне социального неравенства невозможно достичь устойчивого роста и развития страны и получить соответствующую репутацию.

Прекратить самообман и манипуляции. Мы продолжаем упорно обманывать себя и наших сограждан о результатах реформ, сотрудничества с ЕС и их отношения к нам. Это демонстрирует недавний случай с цитированием в СМИ главы представительства ЕС в Украине Юґа Мингарелли, который якобы заявил, что «только идиот не замечает проведенных реформ». На что последний был вынужден дать такой комментарий: «Я хочу сказать, что моя цитата об идиотах, которые не видят реформ, не соответствует действительности. Я такого не говорил. Скорее всего, мои слова были очень свободно переведены с дипломатического языка».

Максимально использовать возможности стратегий «мягкой силы» и «умной силы» в продвижении интересов государства.

Сегодня наиболее эффективным направлением по позиционированию государства и продвижению ее интересов признаны стратегии soft power и smart power. До 2014 года эта тематика как минимум уже присутствовала в экспертной среде, общественных структурах и иногда даже на уровне государственных структур. С началом российской агрессии мы почти забыли об этом инструменте, сосредоточившись преимущественно на вооруженном противостоянии противнику (hard power). В конце концов, на то время это было объективно, но так не может продолжаться бесконечно.

Позиционирование Украины в мире и продвижение ее интересов информационными средствами – это не задача какого-то одного министерства. Планирование, формирование системы нарративов, координирование, наконец ответственность и т.д. необходимы. В начале 2015 при Нацсовете реформ была создана группа по продвижению интересов Украины в мире. Но, к сожалению, встречи не были регулярными, и в 2015-м группу закрыли. Мне кажется, это ошибка.

Возможности государства на международной арене должны быть существенно усилены активностью украинского бизнеса. Это представляется вполне очевидным, но, по мнению главного редактора журнала «Бизнес» Вячеслава Мироненко, украинский бизнес может потерять авторитет на внешних рынках: «Причем основная причина не в технологиях, качестве или профессиональной подготовке кадров, а в репутации бизнес-среды в целом».

Мы должны восстановить доверие и дружеское сотрудничество с международными СМИ и журналистами. Для этого нужно как минимум убрать их персональные данные с сайта, к которому имеет нескрываемое отношение один из депутатов коалиции. И в идеале попросить прощения у иностранных журналистов за этот досадный поступок.

Мы можем долго говорить о том, как российский агрессор мешает нам развиваться и проводить реформы, распространяет искаженную информацию об Украине, дезинформирует мировое сообщество. Но бесконечно играть роль «жертвы» и прикрывать свою собственную неэффективность российским вмешательством – это стоять на месте.

Печатается с разрешения автора и Радио Свобода/Радио Свободная Европа, 2101 Коннектикут авеню, Вашингтон 20036, США

Присоединяйтесь к нашему телеграм-каналу Мнения Нового Времени

Хотите знать не только новости, но и что за ними стоит?

Читайте журнал Новое Время онлайн.
Подпишитесь прямо сейчас

Читайте 3 месяца за 59 грн

Читайте срочные новости и самые интересные истории в Viber и Telegram Нового Времени.
ПОДПИШИТЕСЬ НА РАССЫЛКУ   Мнения   И ЧИТАЙТЕ ТЕКСТЫ ИЗБРАННЫХ АВТОРОВ КАЖДЫЙ ВЕЧЕР В 21:00
     
Татьяна Попова
Татьяна Попова

Бывший заместитель министра информационной политики Украины, эксперт по стратегическим коммуникациям ОО "Информационная безопасность"

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев
Если Вы хотите вести свой блог на сайте Новое время, напишите, пожалуйста, письмо по адресу: nv-opinion@nv.ua

Мнения ТОП-10

Читайте на НВ style

Последние новости

опрос

Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер:

Все материалы раздела Мнения являются личным мнением пользователей сайта, которые определены как авторы опубликованных материалов. Все материалы упомянутого раздела публикуются от имени соответствующего автора, их содержание, взгляды, мысли не означают согласия Редакции сайта с ними или, что Редакция разделяет и поддерживает такое мнение. Ответственность за соблюдение законодательства в материалах раздела Мнения несут авторы материалов самостоятельно.