Каким будет бюджет-2017. Записки экономиста

0 комментировать
Что нужно знать о бюджетных показателях и приоритетах политики правительства

В ближайшее время парламент будет рассматривать и утверждать доработанный правительством законопроект о государственном бюджете на 2017 год. В Facebook премьер-министр поздравил всех с готовностью бюджетного законопроекта ко второму чтению, отметив, что «он <бюджет> абсолютно честный, сбалансированный и реальный». Хорошая новость, что его действительно можно назвать честным, благодаря открытости правительства по составляющим проекта бюджета. Наверное, впервые в украинской истории создан отдельный сайт для донесения информации о бюджетных показателях и приоритетах бюджетной политики правительства для широкой аудитории, а не только для «посвященных» участников бюджетного процесса и продвинутых пользователей бюджетной документации, представляемой в парламент. Впрочем, с остальными характеристиками бюджетного законопроекта можно поспорить.

Во-первых, бюджет на следующий год нельзя назвать сбалансированным, как и многие предыдущие бюджеты страны, потому что его расходы превышают доходы, и он является дефицитным. Во-вторых, проект государственной сметы нельзя назвать «абсолютно реальным», поскольку существуют риски его выполнения как в части доходов, так и в части финансирования дефицита. Так, бюджетные доходы в 2017 году должны вырасти почти на 20%, а расходы – на 16,5% до ожидаемых показателей 2016 года, в то время как рост номинального ВВП ожидается на уровне около 14%. По сравнению с предыдущей версией государственной сметы, которая предусматривала более умеренные темпы роста доходов и расходов и сопоставимые с ростом номинального ВВП, общие показатели действующего проекта выглядят менее реалистичными и содержат высокие инфляционные риски.

Повышение доходов и расходов бюджета между первым и вторым чтением является достаточно обычной практикой, поскольку предложения парламентариев, как правило, касаются увеличения расходов, а затем происходит поиск источников их финансирования, что влечет за собой пересмотр доходов. Закон о государственном бюджете – это, своего рода, компромисс между запросами парламентариев и возможностями правительства найти ресурс для их выполнения. В этом году правительство «обыграло» депутатов в политической игре «улучшение жизни рядовых граждан» с помощью бюджетного ресурса, когда после первого чтения неожиданно инициировало удвоение минимальной заработной платы с начала следующего года.

Бюджет следующего года нельзя назвать сбалансированным, так как его расходы превышают доходы

Резкое повышение «минималки» стало основной причиной изменений в бюджетных показателях, которые произошли между первым и вторым чтением, хотя есть и другие, менее масштабные, изменения. Так, к прогнозным показателям и доходов, и расходов добавили одинаковую сумму 15100000000 грн, чтобы дефицит бюджета остался неизменным. На бумаге такая операция выглядит красиво и вроде подтверждает мнение о полной «нейтральности» повышения минимальной заработной платы для показателя дефицита бюджета. Впрочем, экономика – не арифметика, и не все так просто.

С точки зрения экономической теории, столь резкое изменение в размере минимальной оплаты труда является своеобразным шоком для экономических агентов, и их реакцию на него сложно предсказать, поэтому и влияние на доходы бюджета от такого решения точно предсказать трудно (рост затратности бизнеса плохо сказывается на его прибыльности и может привести к уменьшению занятости).

Поэтому какая-то часть из прибавленных к бюджетным доходам 9500000000 грн налоговых поступлений является рискованной, если надежды правительства на «детенизацию» не оправдаются. В Украине действительно великовата доля работников, официально получающих минимальную заработную плату (около 20% из тех, кто работает, по оценкам министра социальной политики), по сравнению с другими странами (4-12%). То есть подозрения правительства о распространенной практике выплаты заработных плат «в конвертах» для уменьшения налоговой нагрузки являются обоснованными. Со стороны расходов, эффект от повышения минимальной заработной платы посчитать легче – ко второму чтению расходы на оплату труда бюджетников выросли на 26 млрд грн, то есть работников бюджетных учреждений, которые получали меньше 3200 грн в месяц.

Риском для выполнения плана доходов бюджета является повышение суммы трансферта от НБУ (с 41 млрд до 45 млрд грн), хотя расчеты НБУ показывают на 9500000000 грн меньшую сумму перечисления в пользу бюджета. Также остаются риски недостаточного наполнения целевого фонда конфискованными средствами, приобретенными коррупционным путем (действующий проект предусматривает 10500000000 грн поступлений), который является частью специального фонда. Это приведет к автоматическому сокращению расходов специального фонда, которые должны финансироваться за счет этой статьи дохода (а это, в частности, такое приоритетное направление как оборона, строительство дорог и т.д.).

Интересно, что расходы на реставрацию Мариинского дворца, далеко не самого приоритетного проекта, было удвоено (до 200 млн грн) и их финансирование будет происходить из общего, а не специального, фонда государственного бюджета, увеличивает гарантии о выделении средств по этому направлению. Наверное, было бы честнее привязать финансирование этого проекта к «спецконфискату», а из общего бюджета эквивалентную сумму выделить на более приоритетные направления.

Со стороны финансирования дефицита государственного бюджета наиболее рискованным является план поступлений от приватизации, остался неизменным на уровне 17100000000 грн (0,7% ВВП). Учитывая мизерные приватизационные поступления в 2016 году, примерно половина из запланированных поступлений от приватизации выглядят призрачными.

Впрочем, все перечисленные бюджетные риски можно считать умеренными, поскольку они могут быть нивелированы в результате ускорения структурных реформ, в том числе тщательного пересмотра государственных расходов на предмет их целесообразности и эффективности.

Заметки экономиста - еженедельная колонка Центра экономической стратегии

Журнал Новое Время №38

Тема номера — Спецназ Кремля. Российское ГРУ превратилось в монстра с многомиллиардным бюджетом, который смешит мир нелепым поведением своих «шпионов».

Читать журнал онлайн
Ukraine-2020

Читайте срочные новости и самые интересные истории в Viber и Telegram Нового Времени.
ПОДПИШИТЕСЬ НА РАССЫЛКУ   Мнения   И ЧИТАЙТЕ ТЕКСТЫ ИЗБРАННЫХ АВТОРОВ КАЖДЫЙ ВЕЧЕР В 21:00
     
Ирина Пионтковская
Ирина Пионтковская

Старший экономист Центра экономической стратегии

Другие мнения автора

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев
Если Вы хотите вести свой блог на сайте Новое время, напишите, пожалуйста, письмо по адресу: nv-opinion@nv.ua

Мнения ТОП-10

Читайте на НВ style

Последние новости

опрос

Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер:

Все материалы раздела Мнения являются личным мнением пользователей сайта, которые определены как авторы опубликованных материалов. Все материалы упомянутого раздела публикуются от имени соответствующего автора, их содержание, взгляды, мысли не означают согласия Редакции сайта с ними или, что Редакция разделяет и поддерживает такое мнение. Ответственность за соблюдение законодательства в материалах раздела Мнения несут авторы материалов самостоятельно.