О драйверах роста экономики Украины

14 мартa, 12:50
942
Цей матеріал також доступний українською

Какие главные тактические задачи экономического развития Украины?

Обеспечение устойчивости роста экономики, увеличение темпов роста и изменение структуры роста за счет существенного расширения несырьевой составляющей. Решение этих задач предполагает не только поиск отраслевых точек роста, но и выстраивание драйверов, способствующих переносу внешних и внутренних импульсов роста в развитие экономики страны.

О поиске «точек роста» в тех или иных отраслях украинской экономики говорят много. Такой подход по отношению к национальной экономике следует использовать, если:

- экономика страны является целостной внутренне связанной системой;

- экономическая политика заключается в поддержке или искусственном формировании точек роста, которые способны превратиться в локомотив развития всей экономики.

Акцент на точках роста для Украины не вполне правильный. Во-первых, полным набором характеристик системы обладают только экономики наиболее развитых стран, а также экономика Китая. В экономиках этих стран появление нового потенциала роста в одном из секторов при умелой поддержке государства способно превратиться в локомотив роста всей экономики в целом. А такие экономики, как в Украине, не обладают достаточным набором характеристик развитой системы – у нас недостаточно емкий внутренний рынок, слабая инфраструктура, устарелая производственная база, нет эффективной промышленной политики. Поэтому появление потенциала роста в одном из секторов вряд ли способно задеть смежные сектора и превратиться в локомотив роста всей экономики.

Для Украины характерна чрезмерная зависимость от внешних рынков

Во-вторых, для Украины характерна чрезмерная зависимость от внешних рынков. В условиях глобализации значение международных экономических связей важнее внутригосударственных. Это в СССР экономика существовала в виде анклава, а экономика Украины тесно интегрирована в мировую. Внешние шоки легко и быстро транслируются в экономику нашей страны, и это может подавлять точки роста.

В-третьих, финансовая система, пусть и не полностью оправилась от кризиса и перешла к прибыльной работе, на данный момент еще не демонстрирует готовности к полноценной кредитной поддержке экономики.

Для того, чтобы импульсы роста, возникающие в каком-то отдельном секторе, могли проникнуть в смежные отрасли национальной экономики, добавить к ним мультипликативное стимулирующее действие, а в идеале превратиться в полноценный локомотив экономического развития, нужны механизмы управления процессами создания многоуровневых связей – драйверов.

Когда вы покупаете компьютер, добросовестный продавец отправит вас в сервисный центр для установки ПО и драйверов. Компьютерный термин «драйвер» – управляющая программа, связывающая другие программы и сервисы с операционной системой, то есть с чем-то более высоко и сложно организованным. Совокупность различных драйверов формирует компьютер как сложную и многофункциональную систему. Без них даже максимально полный набор ПО не обеспечит полноценной работы многих ключевых функций компьютера (а некоторые из них будут вообще недоступны).

По аналогии, драйверы экономического роста – совокупность механизмов, которые улавливают спрос, катализируют импульсы, идущие от него, включают на соответствующем этапе различные активы (материальные, финансовые, информационные, трудовые) в русло движения, меняют экономическую ситуацию в стране. Основная функция драйвера – формирование системы вертикальных и горизонтальных связей, улавливают и распространяют импульсы, идущие от точек роста на отдельных рынках.

Экономика Украины растет три года подряд. И все эти три года основным драйвером экономического роста является внутреннее потребление. Типичное сообщение о драйверах роста нашей экономики, которое можно без риска ошибки публиковать по итогам каждого из этих трех лет (2016-2018 годы), выглядит так – «основным источником экономического роста был внутренний спрос – потребительский и инвестиционный, что положительно отразилось на сельском хозяйстве, строительстве и торговле». На первый взгляд, в этом можно усмотреть позитив – после кризисных 2013-2015 годов, компании начали реализовывать долгосрочные проекты, обеспечило инвестиционный спрос, а население снова нарастило потребление, повысило спрос потребительский. Но, как показывает практика, ситуация может быстро измениться.

В течение 2000-х годов рост экономики Украины был обусловлен преимущественно внешними факторами. Первый – низкие ставки ФРС привели к украинскому строительному и потребительскому буму, внесло существенный вклад в тогдашний экономический рост. Второй – бурные темпы роста в Китае и других странах Юго-Восточной Азии обеспечили высокий спрос и хорошие цены на продукцию украинской металлургической отрасли. Теперь у нас сформировались новые драйверы роста – внутренний потребительский и инвестиционный спрос. Прекращение действия драйверов, которые давали внешний импульс для роста украинской экономики в середине 2000-х годов, привело к остановке ее развития. А что будет, если прекратят действовать нынешние драйвера роста экономики Украины? Такое вполне возможно – рост потребительского спроса носит восстановительный характер (после падения в 2013-2015 годах) и не факт, что он продлится долго. А, если предприятия почувствуют стагнацию потребительского спроса, то прекратят наращивать производственные мощности, что повлечет за собой снижение инвестиционного спроса. Кстати, строительство, похоже, теряет статус драйвера роста экономики – в Киеве, где самый большой рынок недвижимости, объем построенного за январь-сентябрь 2018 жилья был на 41% меньше, чем в 2017 году.

Что делать? Искать новые драйверы роста. Считаю, в тактическом плане ними могут быть аграрный сектор и развитие транспортно-логистической инфраструктуры.

Аграрный сектор может быть драйвером потому, что спрос на украинскую сельхозпродукцию есть и будет высоким как минимум в среднесрочной перспективе. Глупо не использовать такую возможность. При этом аграрный сектор как драйвер должен направить импульсы развития украинского сельхозмашиностроения, пищевой промышленности, которая должна наращивать производство продукции с высокой долей добавленной стоимости (нам удалось превратиться из экспортера семян подсолнечника в игрока №1 мирового рынка подсолнечного масла и этот пример нужно масштабировать), сектору производства минеральных удобрений.

Транспортно-логистическая инфраструктура может стать драйвером по нескольким причинам. Во-первых, потому, что Украина находится в числе стран с одним из самых высоких уровней логистических затрат. Так, в Украине 18% логистических затрат по доставке пшеницы с поля в порты, а во Франции и Германии этот показатель составляет 8%, в США – 6%. Проблему необходимо решать, в том числе и для повышения отдачи от сельского хозяйства. Во-вторых, «азовский кризис» показал – нужны хорошо развитые запасные варианты портов на Азовском море. Иначе, могут быть проблемы с экспортом металлов и зерновых. В-третьих, хочется верить, что рано или поздно отношения с Россией прекратят ухудшаться и стабилизируются – тогда развитая транспортная инфраструктура будет способна превратить географические особенности Украины в ее конкурентное преимущество. В-четвертых, активное развитие транспортно-логистической инфраструктуры обязательно даст импульс повышению объемов производства в черной металлургии, энергетике, промышленности строительных материалах.

Важно, что в результате задействования этих драйверов роста экономики мы сможем поддержать действие драйверов нынешних, так инвестиционный и потребительский спрос смогут получить мощный новый импульс.

Проблемы экономики Украины связаны не столько с отсутствием точек роста в тех или иных отраслях экономики, сколько со слабостью драйверов, которые консолидируют разрозненные импульсы от экспортоориентированных и вспомогательных для них секторов в потоки развития для других отраслей народного хозяйства. Надеюсь, предложенные в этой колонке акценты на драйверы роста украинской экономики начнут дискуссию, результатом которой станет определение приоритетов экономического развития страны с последующим выработкой плана конкретных мероприятий.

Присоединяйтесь к нашему телеграм-каналу Мнения Нового Времени

Журнал НВ (№10)

Момент истины

Шесть главных претендентов на президентское кресло ответили НВ на семь вопросов — политических, мировоззренческих и личных

Читать журнал онлайн

Стань автором

Если Вы хотите вести свой блог на сайте Новое время, напишите, пожалуйста, письмо по адресу:

nv-opinion@nv.ua

Выбор редакции

Научпоп

Вчера, 23:16

thumb img
Когда в Украине переводят часы на летнее время в 2019 году
Культура

Вчера, 13:41

thumb img
Месть ей к лицу. Рецензия на криминальную драму с Николь Кидман Час расплаты
Компании/Рынки

Вчера, 09:00

thumb img
Тихая революция. Как электромобили завоевывают долю рынка