Партизанская война искусства. Зачем художники провоцируют?

14 января 2015, 12:26
1511
Партизанская война искусства. Зачем художники провоцируют?  - фото

Зачем художник провоцирует? Очевидно, он хочет обострить зрение общества. Показывает болевые точки

Искусство может быть неприятным, как горькое, противное лекарство, но общество, принимающее такое искусство, становится здоровее

В связи с трагедией в Париже меня снова спрашивают о провокативности в искусстве, допустимости оскорбления чувств верующих, о том, не является ли Галерея Гельмана аналогом парижского издания. И сделал бы я выставку, посвященную Холокосту.

Начну с последнего. Все-таки карикатура - это журналистика, а галерея работает с художниками. Конечно, есть художники, работающие с языком карикатуры или комикса (у нас – Звездочетов, Адьберт, Острецов), но это именно обращение к языку, как у поп-артистов обращение к языку товарной упаковки или этикетки.

Кроме того, мы сделали более пятисот выставок за время существования и лишь 5-7 из них острые и провокативные. То есть галерея работает со всем спектром художников и как в самой художественной среде радикалов 1-3 %, так и на моих выставках. Среди них и выставка питерской группы Протез «Порнохолокост». Художники ночью разрисовывали билборды коммерческой рекламы наших поп-звезд в очень издевательском ключе. Мне показалось это интересным. Такая партизанская война с пошлостью путем превращения ее в трэш.

Теперь о провокативности искусства. Это его свойство, а не цель. Ты никогда заранее не знаешь, что станет провокацией. Например, обычный конструктор «красные человечки» Люблинского, увеличенный до скульптуры, оказался мощной провокацией в городе, где люди привыкли, что любая скульптура обязательно кого-то изображает. Депутаты местного собрания решили, что художник изобразил их – безголовыми и красными. И отправились к губернатору с требованием убрать скульптуры.

Провокативность искусства – это его свойство, а не цель. Ты никогда заранее не знаешь, что станет провокацией

У «Синих Носов» в работах серии «кухонный супрематизм», которые сейчас выставляются в Saatchi в Лондоне, как и у Малевича, были круг квадрат и крест. Так вот на крест подали в суд, посчитав, что это оскорбление православного креста. В одной из обезьян Ильи Чичкана палестинское начальство усмотрело издевательство над Ясиром Арафатом, мол, очень похож. И прислало мне ноту протеста. Когда в 1986 году я печатал буклет к моей первой выставке, разгорелся скандал, поскольку в абстрактных работах глаз секретаря союза художников усмотрел скрытый фашистский крест.

Также многие, вероятно, помнят скандал, когда мэр Нью-Йорка принял решение запретить работу художника лишь по той причине, что кто-то ему сказал, что тайная вечеря написана дерьмом. Мол, это оскорбление. Потом оказалось, что в африканской стране, откуда художник родом, слоновий навоз используют в качестве наполнителя для краски, смешивая с пигментом. Так же как у нас используют масло. Вагрич Бахчанян еще в советское время, высмеивая коммунистов, создавших культ Ленина как божества – сделал коллаж из распятия и барельефа Ильича. Мол, вы с ума сошли, он у вас словно бог. А через 20 лет Ерофеева, выставившего эту работу в рамках экспозиции «Запретное искусство», судили за нее как «оскорбляющую Христа».

Безусловно, есть работы, сознательно провоцирующие публику. Например, когда в Москве была первая биеннале, нам негласно сказали «все можно кроме трех тем: Путин, Чечня и православная церковь». И на выставке Россия-2 сознательно было много работ именно об этом. Художник таким образом просто отказывает власти в праве что-то диктовать.

Зачем художник провоцирует. Очевидно, он хочет обострить зрение общества. Показывает болевые точки. Например, чаще всего, в мою сторону шлют проклятия по поводу пацифисткой выставки Чичкана. Он изобразил солдат всех армий (американской, израильской, французской, советской) в виде обезьян. Когда делал выставку – увидел на Арбате торговца реальными медалями и орденами, рекламировавшего свой бизнес с помощью обезьянки во френче. Увидел, что люди проходят мимо, не обращая внимания на кощунство этого бизнеса. Увидел и изобразил.

И вот люди, не замечавшие реального торговца, ужаснулись выставочному проекту. Прокатилась волна возмущения - и торговец с Арбата исчез. А если бы общество не спровоцировали – может так и торговал бы.



Стань автором

Если Вы хотите вести свой блог на сайте Новое время, напишите, пожалуйста, письмо по адресу:

nv-opinion@nv.ua

Выбор редакции

События

Вчера, 10:48

img
"Киндеры", "альфонсы" и другие. Кто сидел во львовских тюрьмах в 1920-40‑х годах
Travel

Вчера, 19:56

img
Слишком богат и успешен. Каким туристы видят Мюнхен
img
С персональным лифтом и звездными соседями. Самые дорогие квартиры Киева, Харькова, Одессы, Львова и Днепра