Искусство против методов 2000-х. Что происходит в Мыстецьком Арсенале

8 июля 2021, 15:48

Его надо не разрушать, не «реформировать», не присоединять к Нацмузею, ВДНХ или зоопарку. Ему нужно просто дать жить и развиваться своим путем

Семь лет — с 2010 до 2017-го моя профессиональная жизнь была связана с Мыстецьким Арсеналом, но и до, и после этого я там часто бывала. Я помню Арсенал в разных фазах. Впервые попала туда в 2004-м, когда Саша Соловьев курировал выставку современного искусства Прощай оружие от фонда Виктора Пинчука. Тогда казалось, что музей современного искусства не за горами, и его создаст именно Пинчук, именно в Арсенале.

Видео дня

После Оранжевой революции Виктор Ющенко заявил, что Арсенал теперь — его игрушка, и на какое-то время о нем все забыли — как я сейчас понимаю, там начался амбициозный ремонт. Я лично оказалась там в следующий раз в 2006-м. Стояла поздняя весна, я готовила проект на фестивале электронной музыки Казантип. Один из совладельцев фестиваля предложил познакомить меня с человеком, «который очень глубоко мыслит об искусстве» и привез меня в Арсенал. В офисе висели работы Ивана Марчука, а за столом в приемной сидел энергичный человек, представившийся «владельцем вот этого всего». Со второго (офисного!) этажа неспешно спустилась милая девушка, явно только что принявшая душ, и присела рядом с начальником Арсенала. Игорь Дидковский, а это был именно он, цитировал Аристотеля и рассказывал, что вот-вот построит рядом со старым зданием Арсенала что-то невообразимо современное и инновационное «в форме яичницы». О том, что «все это» — государственная собственность, даже не шло речи.

Через четыре года, когда я стала работать в Арсенале с Натальей Заболотной, там так и не было ни пола, ни туалетов, ни специального освещения, а на второй этаж было страшно зайти. Инновационного здания в форме яичницы, естественно, не было и духу. Первые годы в Арсенале были наиболее тяжелыми и в то же время самыми интересными. Масштабные проекты, постоянные поездки заграницу, попытки закрепить Арсенал на международной культурной карте, Первая биеннале современного искусства, равных которой в нашей стране не было и в ближайшее время не предвидится. Арсенал развивался просто невероятными темпами.

Сейчас Арсенал нуждается в поддержке каждого из нас

Но, увы, один отдельно взятый арт-центр не может долго перегонять всю страну. А страна оставалась по своей сути постсоветской олигархической клоакой, где постоянно сменялись элиты, где не было представления о важности культурной политики, а решения принимались кулуарно и в пользу кумовьев-сватов-братьев. Одной из главных проблем Арсенала являлся его совершенно шаткий статус в структуре ДУС — когда де-юре мы были стройплощадкой, а де-факто пытались представляться крутым огромным арт-центром с международными амбициями.

poster
Дайджест главных новостей
Бесплатная email-рассылка только лучших материалов от редакторов NV
Рассылка отправляется с понедельника по пятницу

Потом было то, что было — Наталья Заболотная совершила роковую менеджерскую ошибку, нанесшую огромный урон ее репутации, вскоре началась революция и война, у Арсенала не было сил бороться за Вторую киевскую биеннале, а команда была подавлена и деморализована. И все же в это время проходили очень важные проекты. Параллельно Заболотной удалось сделать Арсенал одним из центров политической жизни страны — тут проходили съезды партии Порошенко, а сам новый президент и его супруга стали неформальными патронами арт-центра. Я помню инаугурацию Порошенко в Арсенале в разгар войны на Донбассе. Пришли не только революционеры, но и вся старая олигархическая гвардия — все эти Коломойские, Ахметовы, церковные шишки и странный бюрократический люд. Порошенко сказал очень хорошую речь. Я смотрела на аудиторию и видела сотни равнодушных жадных глаз. Единственный человек, который стоял и искренне плакал, — наш арсенальский водитель Саша.

Новой руководительницей центра в 2016-м году стала Олеся Островская-Лютая, а у арт-центра, наконец, появился приличный бюджет. Островская сделала упор на институциональном строительстве и провела ряд очень крутых проектов. Возможно, жизнь Арсенала в эти годы не била ключом, как при Заболотной, но при этом новой команде удалось превратить амбициозную мечущуюся между искусством и политикой стройплощадку в более-менее стабильную организацию.

Во второй половине 2010-х начало казаться, что украинское руководство, наконец, осознало важность культуры для государственного строительства. Действительно, при Порошенко был предпринят ряд действий, которые полностью изменили гуманитарную политику. Институт книги, Украинский институт, Украинский культурный фонд, конкурсы на директоров культурных институтов, в которых впервые за много десятилетий побеждали адекватные лидеры, а не просто «свои люди». Казалось, что этот процесс необратим. И вот опять все происходит по самому дикому сценарию. Агония УКФ, возня вокруг Довженко-центра, конфликт министра Ткаченко с культурной общественностью… А сегодня в Государственном управлении делами прошел новый конкурс на должность директора Арсенала, где никто не победил, но наибольшее количество голосов набрал, внимание, бывший министр культуры времен Януковича! Это после десятилетия борьбы за Арсенал, в ходе которого удалось выстроить один из редких примеров адекватной государственного культурного института.

В последние дни многие коллеги писали мне — все были возбуждены предвкушением выборов. Островская, Балашова или, может, опять Заболотная? Всех интересовал этот вопрос, и я в шутку говорила «ну точно не Кулиняк». Хорошо смеется тот, кто смеется последним. Я очень надеюсь, что руководству Государственного управления делами хватит ума провести адекватный новый конкурс и осознать, что методы 2000-х в 2021-м не пройдут. Что процессы стали прозрачней, что общественность консолидирована и что затяжной глубокий конфликт государства с собственной культурной элитой — катастрофа в первую очередь для самого государства. Не надо быть пророком в своем отечестве, чтобы понять, что растаптывание новых культурных институций и обесценивание культурной мобилизации второй половины 2010-х может быть на руку путинской России, которая, в отличие от наших дураков от власти, прекрасно понимает важность культурной политики для успешного государства и наверняка осознавала опасность культурного ренессанса.

В 2012-м году я водила экскурсию по Первой киевской биеннале для тогдашнего премьер-министра Николая Азарова. Он разговорился-расшутился и в конце мне так ласкового сказал: «Вот видишь, дали мы вам возможность делать выставки. Хоть и очень хотелось сделать в Арсенале шоппинг-молл». «Лучше гольф-клуб», — пошутила я. Он так внимательно на меня посмотрел, и я поняла, что лучше такими светлыми идеями с такими приятными людьми не делиться.

Надеюсь, до шоппинг-молла и гольф-клуба дело не дойдет. Но именно сейчас Арсенал нуждается в поддержке каждого из нас. Это уникальное место, с богатым прошлым, профессиональной командой и институциональной историей. Его надо не разрушать, не «реформировать», в очередной раз обесценивая достижения «папередников», не присоединять к Нацмузею, ВДНХ или зоопарку. Ему нужно просто дать жить и развиваться своим путем.

Текст опубликован с разрешения автора

Оригинал

Присоединяйтесь к нашему телеграм-каналу Мнения НВ

Показать ещё новости
Радіо NV
X