Шаг к упрощению логистических услуг. Что меняется в Украине

18 февраля, 17:08

Многие мировые компании рассматривают Украину как очень перспективный мультимодальный хаб, чем, безусловно, нужно воспользоваться

19 декабря прошлого года в Украине вступил в силу Закон «О мультимодальных перевозках» — один из наиболее ожидаемых бизнесом нормативных актов. Необходимость принятия которого обосновывается, в частности, выполнением нашим государством Соглашения об ассоциации с Европейским Союзом.

Видео дня

Актуальность как законодательного, так и инфраструктурного урегулирования вопроса мультимодальных перевозок стала особенно заметной после всех известных событий 2014 года, когда начался военный конфликт с Россией. До этого времени нашими основными торговыми партнерами были страны СНГ. Почти вся оставшаяся в Украине после Советского Союза инфраструктура была направлена именно на работу с рынками стран — участниц СНГ. Основная часть груза перевозилась по универсальными подвижными составами, такими как полувагоны, крытые вагоны и т.д. После 2014 года начались кардинальные изменения в торговых отношениях нашего государства — на ведущие места вышли страны ЕС и Азии, для которых стандартом логистики являются контейнер и контейнерные перевозки. Средний уровень контейнеризации всех грузопотоков в ЕС около 45%, Азии — 60%.

Стоит отметить, что появление контейнеров в 60-х годах прошлого века совершило настоящую революцию в сфере транспорта. Благодаря настоящему изобретению стало возможным перевозить грузы по всему миру, морским, воздушным, железнодорожным, автомобильным или водным транспортом, не повреждая их. В этом контексте мультимодальные перевозки, предусматривающие перевозку грузов несколькими видами транспорта, смогли выйти на ведущие роли. В настоящее время объемы мультимодальных перевозок в мире ежегодно динамично растут. Так, среднегодовой рост объемов контейнерных мультимодальных перевозок в мире превышает 6%, при этом более 55% мирового объема сухих грузов транспортируется в контейнерах. Многие европейские страны сосредоточивают свое внимание на вопросах развития мультимодальных перевозок грузов, которое происходит особенно быстрыми темпами.

Поэтому сегодня одним из важнейших элементов прогресса мировой торговли является развитие инфраструктуры контейнерных перевозок.

Сейчас транспортная система Украины имеет низкий уровень развития транспортно-логистической инфраструктуры для обеспечения надлежащего объема мультимодальных перевозок, что снижает конкурентоспособность и тормозит выход украинской продукции на мировой рынок. Сфера мультимодальных перевозок с использованием контейнеров в Украине находится на начальном этапе развития, объем таких перевозок не превышает 2,5% в год. По этому показателю Украина отстает от государств — членов ЕС и других развитых государств мира в 20–30 раз и находится по рейтингу конкурентоспособности на 85 месте в мире, а по индексу логистической эффективности — входит в 60-ку.

Активное развитие инфраструктуры мультимодального транспорта имеет большой потенциал

Высокие затраты на транспортировку составляют около 40% от общей стоимости продукции. Для сравнения, примерно такой уровень контейнерных перевозок наблюдался у наших соседей по бывшему соцлагерю — Польши, Латвии и Румынии еще в 90-е годы.

За весь период государственной независимости украинские власти не смогли осуществить шаги по переориентации экономики Украины на сотрудничество со странами ЕС в сфере мультимодальных перевозок и интегрировать наше государство в мировую систему таких перевозок, которая расширяется стремительными темпами и определяет современную логистику.

К сожалению, пока Украина не может в полной мере использовать фактор своего выгодного географического положения в логистике, поскольку фактически железнодорожная и портовая инфраструктуры, являющиеся важными цепями в мультимодальных перевозках, все еще находятся в устаревшем состоянии. Несмотря на эти проблемы, на сегодняшний день по объему перевозок в тонно-километрах Укрзализныця обгоняет остальные виды транспорта. Разветвленность сети железнодорожных путей позволяет связывать наши морские порты, которые сейчас недогружены и легко могут увеличить перевалку грузов. Такая ситуация открывает хорошие возможности для развития мультимодальных маршрутов. Учитывая это, многие мировые компании рассматривают Украину как очень перспективный мультимодальный хаб, чем, безусловно, нужно воспользоваться. Поэтому масштабное обновление и развитие железнодорожной инфраструктуры в сочетании с морскими портами является одной из основных задач на ближайшие годы.

Только в 2021 году, для комплексного решения проблем развития и совершенствования мультимодальных перевозок, определения их правовых и организационных основ, Верховная Рада Украины наконец-то приняла соответствующий законопроект. Этим нормативно-правовым актом, в частности, введены понятия мультимодальной перевозки грузов, мультимодального терминала, документа мультимодальной перевозки, оператора и заказчика мультимодальной перевозки, определения договора мультимодальной перевозки, его существенных условий.

Кроме того, законом закреплено право участников мультимодальных перевозок осуществлять перевозку груза на основании заключения единого договора по всем этапам перевозки независимо от изменения видов транспорта и осуществлять перевозку груза по одному перевозочному документу, по которому стороны достигли согласия. Это снижает бюрократию, ведь раньше перевозчик вместе с обязанностью доставить груз в пункт назначения приобретал еще и права представителя грузоотправителя и на основании этого затем заключал от имени грузоотправителя договор с другим перевозчиком. Таким образом, каждый последующий перевозчик, вступая в обязательства с предыдущим перевозчиком, становился представителем грузоотправителя.

Также предполагается, что при оказании услуги по мультимодальной перевозке грузов ответственность оператора мультимодальной перевозки за груз перед заказчиком услуги охватывает период с момента принятия им груза до мультимодальной перевозки и до выдачи груза. Ранее ответственность перед грузоотправителем несли несколько перевозчиков (каждый отдельно на своем этапе перевозки).

Теперь, с принятием Закона, для получения возмещения за утраченный (поврежденный) груз заказчику услуги не нужно устанавливать на каком этапе произошли повреждения или потеря груза или кто из перевозчиков не выполнил обязательства по своевременной его доставке, что не всегда было возможно осуществить раньше.

Реализация закона позволит уменьшить объемы использования автомобильного транспорта путем переориентации значительной части перевозок, осуществляемых автотранспортом (длинные отрезки маршрута перевозки), на использование более экологически чистых видов транспорта, что создаст предпосылки для укрепления и сохранения здоровья населения, снижения уровня загрязнения атмосферного воздуха, а также сохранит наши автодороги от разрушений.

Развитие мультимодальных перевозок позволит значительно увеличить объемы перевозок грузов по территории Украины с участием национальных транспортных компаний, способствуя повышению конкурентоспособности страны на мировом рынке транспортных услуг, развитию сети имеющихся транспортных коридоров, интеграции транспортной инфраструктуры Украины в мировую транспортную систему.

Активное развитие инфраструктуры мультимодального транспорта обладает большим потенциалом для создания дополнительного устойчивого роста ВВП Украины, ведь для использования различных видов перевозки необходимо привлекать еще и дополнительные ресурсы — склады, перегрузочные терминалы, проходить таможенный контроль, поскольку грузы пересекают государственные границы. На этом пути возникают сопутствующие услуги: переупаковка, смена тары, смена вида транспорта и т.д. Такая ситуация будет способствовать росту количества новых рабочих мест в сфере мультимодальных перевозок, смежных отраслях и логистике в целом.

Присоединяйтесь к нашему тeлеграм-каналу Мнения НВ

Показать ещё новости
Радіо НВ
X