Продать украденное. Что происходит со знаменитыми винзаводами в Крыму
Винодельню Массандра в оккупированном Крыму планируют приватизировать и продать к концу 2020 года
Это только одна из многих частей украинского наследия на полуострове, которые российские оккупанты рассматривают как трофей и сбывают людям, близким к Кремлю или оккупационному режиму.
Журналистка Виктория Веселова из Крым. Реалии сообщает, что помещения в двух бывших купеческих домах в Симферополе, являющиеся памятниками культурного наследия XIX века, в октябре должны были быть проданы с аукциона контролируемыми РФ властями Крыма. Основные помещения домов Сарибан и Чирахов уже заняты коммерческими структурами, близкими к оккупационным властям. Имеющаяся документация показывает, что «покупатели» — это, как правило, влиятельные бизнесмены, связанные с оккупационным режимом, такие как Олег Лукашев, отец которого Игорь Лукашев на момент сделки был мэром оккупированного Симферополя. Эти бизнесмены часто скупают недвижимость в изысканных исторически важных зданиях не дороже, чем по стоимости недавно построенной квартиры.
Одно из помещений, которое сейчас может быть захвачено, — это то, что когда-то было домом сначала Давида Сарибана, а затем его сына Ефима. До российского вторжения и аннексии помещения в здании сдавались в аренду, в том числе ресторану украинской кухни. Именно два этажа этого здания «купила» компания Олега Лукашова в результате ранее незаконной приватизации в 2017 году. Еще одним бенефициаром такой хитрой приватизации официально является Светлана Бабий, давний деловой партнер пророссийского политика с криминальным прошлым Сергея Аксенова, которого 27 февраля 2014 года российские солдаты провозгласили «крымским лидером». Неофициально бенефициаром фактически является Олег Аксенов, сын политика.
14 октября крымский парламент, подконтрольный России, проголосовал за приватизацию винзавода Массандра. Предполагается, что он будет продан на аукционе, но похоже, речь идет об одном из российских олигархов, приближенных к Путину.
История Массандры восходит к царским временам. Она была создана князем Львом Голицыным в 1894 году. Впервые национализированная после 1917 года, винодельня всегда находилась под защитой государства. По словам Николая Бойко, который был директором Массандры 29 лет до 2015 года и теперь выращивает вино на материковой Украине, бизнесмены всегда рвались купить винодельню, но до российской оккупации ни один политический лидер не соглашался на это. В 2009 году, чтобы винодельня оставалась нетронутой, президент Украины Виктор Ющенко официально закрепил за Массандрой национальный статус и полную государственную собственность.

После аннексии РФ Массандра сначала была незаконно «передана» путинскому «Управлению делами», а затем в «собственность» российских оккупационных властей — предположительно, как шаг к ее приватизации. То, что эта приватизация неизбежна (если не свершившийся факт), стало ясно после объявления 27 мая 2020 года о том, что контролируемый РФ «крымский парламент» добавил Массандру в свой список объектов, планируемых к приватизации в 2020 году.
По словам блогера, пишущего (из соображений безопасности) под псевдонимом Андрей Покровский, эта схема уже была использована для того, чтобы взять под контроль одного из олигархов другие винодельни. Это и знаменитый винный завод Новый Свет, тоже еще с царских времен, который в декабре 2017 года был продан петербургской компании Южный проект, входящей в банк Россия, за 1,5 млрд рублей. Эта цена, убежден Покровский, была слишком низкой, однако он предполагает, что выгодные цены — лишь часть привлекательности, и что российские олигархи хотят престижа и аристократического шика, который дает им «владение» такими винодельнями.
Еще неизвестно, какова будет официальная цена на аукционе, однако недавно Массандра была оценена в 627 миллионов рублей ($9 млн). Эта стоимость, по версии Бойко, смехотворно низкая для четырех тысяч гектаров виноградников и винных погребов. Он отмечает, что в первом десятилетии этого столетия одни только виноградники были оценены в 6,4 млрд евро.
Как можно назначить цену за уникальную винодельню, являющуюся объектом украинского и всемирного наследия. До вторжения России и санкций, введенных как ЕС, так и США, вина Массандры продавались на Sotheby’s и завоевали около 250 золотых медалей.
Перевод НВ
Новое Время обладает эксклюзивным правом на перевод и публикацию колонок Гали Койнаш. Републикация полной версии текста запрещена
Присоединяйтесь к нашему телеграм-каналу Мнения НВ