Три ключевых правила для бизнеса во время кризиса

26 апреля 2020, 11:13
НВ Премиум

Сейчас мы нередко наблюдаем массу примеров того, что интуитивно и так знали — всегда можно развиваться и двигаться еще быстрее. Почему кризис — отличная возможность совершить рывок вперед

Кризис — отличный повод попрактиковаться в скорости и гибкости мышления. Многие видят в нем угрозу, но есть и те, кому удается мгновенно сгруппироваться и совершить фантастический прорыв вперед. Как? Ниже — несколько лайфхаков.

Видео дня

Фактически мы живем сейчас в условиях войны. И если в период Второй мировой человечеству удалось изобрести невероятные инструменты для поражения и уничтожения, то теперь у нас появилась возможность объединиться, чтобы найти инструменты для спасения, воссоздания своих компаний и организаций, целых стран и даже всей планеты. Как? Начните с того, чтобы задать себе вопрос: что могу сделать лично я? Даже если это будут совсем небольшие шаги? А теперь оглянитесь вокруг — что делают другие в это страшное время?

Приведу пару примеров.

Производители джина и маленькая косметологическая фирма в Англии перепрофилировались и стали выпускать дезинфекторы для рук. Небольшая мастерская по пошиву кухонных фартуков вместе с медиками разработала и спроектировала новые защитные маски, наладив массовое производство. Владельцы магазинчика, специализирующегося на подарках, отправили своим клиентам письма с вопросом, чего им не хватает во время карантина, предложив доставку продуктов, чтобы позаботиться об их родных в возрасте или тех, кто живет один и не может сейчас выйти из дома. Турагентства запустили бесплатные виртуальные туры в те страны, куда планировали отправиться их путешественники. Украинский бизнес тоже не отстает, жертвуя миллионы на борьбу с Covid-19 и оперативно меняя свои мощности под нужды сегодняшнего дня.

Декан факультета прикладных наук УКУ Ярослав Притула отлично заметил, что такой принцип управления очень напоминает «менеджмент любви по Шептицкому».

Что общего у всех этих компаний?

Текущая рецессия — несколько запоздавшая, при этом острее, глубже

Во-первых, гибкость мышления и взрывное воображение. Во-вторых, глубокое понимание того, в каких обстоятельствах оказался их клиент. В-третьих, молниеносная реакция и действия в условиях чрезвычайной бережливости. Их шаги и способ организации работы нетипичны, нетрадиционны, ассиметричны по отношению к привычным для них бизнес-моделям. Во время мирового кризиса эти бизнесы смогли переориентироваться, чтобы не закрыться и не увольнять работников, а наоборот — остаться прибыльными и дать возможность заработать большему количеству людей.

Уроки кризиса

Рецессия происходит регулярно, каждые 7−8 лет. И длится, как правило, около девяти месяцев. Текущая рецессия — несколько запоздавшая, при этом она острее, глубже, однако, возможно, и короче. Как предпринимателям работать в такой период?

Во-первых, экономьте и половину сэкономленных средств инвестируйте. Чтобы выжить, урежьте все ненужные расходы и параллельно начинайте строить свой мост в будущее. Ваши инвестиции, о которых сейчас мало кто задумывается, — это и есть тот самый мост. Составить список вероятных важных инвестиций — наиболее необходимый и ценностный ваш шаг.

Во-вторых, даже в худшие времена не прекращайте выстраивать отношения со своими клиентами. Исследования подтверждают, что тот, кто продолжает развивать бренд во время рецессии, в итоге получает гораздо большую долю рынка. Постарайтесь не тратить денег на рекламу. Лучше расскажите собственную уникальную историю, проявите социальную ответственность, делайте добрые дела для покупателей, сотрудников, граждан вашей страны, различных сообществ. Интеллигентные компании во время кризиса помогают другим, даже если им это финансово невыгодно. Зато рынок такие поступки не забывает.

И третье — обязательно заботьтесь о своих сотрудниках. Они и ваши покупатели — это ваше будущее. Даже когда можно выплатить лишь половину ставки, не отбрасывайте эту идею и не отказывайтесь от услуг работников. Найдите для них новые задачи, новые вызовы и возможности. Для лучших бизнесов опека над сотрудниками — приоритет. Да, это требует от руководителя большей подготовки, остроты мышления, здоровой дозы воображения и творческого подхода. Зато это стратегический ход. За месяц кризиса ваши сотрудники получат такой опыт, который в обычных условиях приобретаются за полгода и больше. Они обучатся и вырастут вместе с вами.

Во времена кризиса мы ежедневно видим примеры больших и малых бизнесов, доказывающих нам то, что интуитивно мы и так знали — всегда можно развиваться и двигаться еще быстрее. И кризис дает нам отличную возможность поучиться этому.

Кто бы мог представить, что «профессор Кризис» придумает для нас новые способы взаимодействия с клиентами, сотрудниками и стейкхолдерами.

Такой тип отношений вы могли видеть в подходах митрополита Андрея Шептицкого, возглавлявшего Украинскую греко-католическую церковь в Галиции с 1901 по 1944 год (рекомендую прочесть книгу Мирослава Мариновича Митрополит Андрей Шептицький і принцип позитивної суми). В фокусе деятельности Шептицкого всегда был человек и его достоинство. Ваши покупатели, клиенты, партнеры, работники — не просто цели или активы, это прежде всего люди. Этика — лучшая гарантия строительства здоровой команды, здоровой компании и здорового бизнеса.

Тренируйте воображение. Будьте гибкими, отважными, изобретательными, творческими. Мыслите шире. Откройте для себя новую вселенную воображения. Во время кризиса это необходимость, а вместе с тем и новый этап ускоренного развития вашего бизнеса.

Колонка опубликована в журнале НВ. Републикация полной версии запрещена.

Из соображений безопасности и руководствуясь заботой о здоровье наших читателей, курьеров, доставляющих номер, и членов редакции, в ближайшие несколько недель журнал будет выходить только онлайн.

Присоединяйтесь к нашему телеграм-каналу Мнения НВ

Присоединяйтесь к нам в соцсетях Facebook, Telegram и Instagram.

Показать ещё новости
Радіо НВ
X