Коронавирус. Как спасать авиа?

24 марта 2020, 17:03

Если ничего не делать, эксперты оценивают потери отрасли в 10 млрд грн в первом квартале 2020-го

Приостановление регулярного авиасообщения, закрытие государственных границ и другие меры, принимаемые во многих странах для борьбы с распространением коронавируса COVID-19, вызвали катастрофическое уменьшение объемов воздушного движения. От ситуации страдают все участники авиационного рынка. Впервые за почти 30 лет украинское небо фактически опустело — у авиации сегодня чрезвычайные вызовы.

Видео дня

В связи с принятием решения СНБО и Кабинета Министров Украины о приостановлении регулярного пассажирского воздушного сообщения с 17 марта по 3 апреля 2020 года, в авиационной отрасли страны возникла критическая ситуация, требующая срочного вмешательства государственных органов. Падение объемов авиадвижения за сутки 18 марта 2020 по сравнению с этой же датой 2019-го составляет 58%. В частности, внутренние полеты снизились на 56%, международные — на 66%, а транзит — на 45%. После возвращения граждан Украины спецрейсами мы ожидаем падения до 90%, а это фактически отсутствие пассажирских авиаперевозок.

Международные аэропорты «Борисполь» и «Львов» потеряли 98% доходов и практически прекращают операционную деятельность, ожидается годовое падение пассажиропотока на 32% по сравнению с 2019-м.

Международные аэропорты «Борисполь» и «Львов» потеряли 98% доходов

Ситуация осложняется тем, что значительная часть авиаперевозчиков не в состоянии оплачивать задолженность (около 800 млн грн). Сегодня предпринимаются чрезвычайные меры по сокращению расходов: законсервированы терминал Д в аэропорту «Борисполь» и основные объекты инфраструктуры, сокращаются расходы на поддержание инфраструктуры (уборка, энергопотребление, расход топлива, текущие ремонты и т.д.), 75% персонала отправили в отпуска.

Впрочем, усилий государственных аэропортов недостаточно для выхода из критической ситуации. Правительству нужно принимать срочные меры, а именно:

1. Предоставление возвратной финансовой помощи международным аэропортам «Львов» и «Борисполь», государственному предприятию обслуживания воздушного движения «Украэрорух».

2. Предоставление стабилизационных кредитов украинским авиаперевозчикам с целью погашения задолженности перед государственными аэропортами «Борисполь» и ГП «Украэрорух».

3. Принятие решения об отсрочке на 90 дней уплаты налогов, сборов  том числе налога на доходы физических лиц), единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование, отчисления в государственный бюджет части чистой прибыли (дохода) предприятиям авиационной отрасли.

4. Срочное утверждение финансового плана международного аэропорта «Борисполь» на 2020 год, поскольку это является условием государственных банков для получения новых кредитов и переноса сроков погашения существующих кредитов.

5. Отмена устаревших нормативных актов, которые противоречат международным стандартам финансовой отчетности, пункт 13 Постановления КМУ об обязанности государственных предприятий подавать отчет о финансовом состоянии предприятий в недостоверном виде (без учета резерва сомнительных долгов).

6. Уменьшение уровня отчисления части чистой прибыли (дохода) государственными предприятиями авиационной отрасли до 30% для реализации концепции развития без финансирования из госбюджета.

7. Принятие законопроекта о применении нулевой ставки налога на добавленную стоимость к авиаперевозкам во внутреннем сообщении.

Если ничего не делать, эксперты оценивают потери отрасли в 10 млрд грн в первом квартале 2020-го (авиаперевозчиков, аэропортов, хендлинговых служб, аэронавигационного провайдера). Мы должны объединить усилия, чтобы предотвратить превращение Украины в белое пятно на авиационной карте Европы и мира.

Присоединяйтесь к нашему телеграм-каналу Мнения НВ

Показать ещё новости
Радіо НВ
X