Пандемия для украинских производителей: крах или волшебный пендель?

24 декабря 2020, 15:54

В Украине существует большое количество производителей, которые, без преувеличения, «разрывают» своими товарами мировые маркетплейсы

Для бизнеса пандемия стала сверхиспытанием, условным естественным отбором в формате «выживет сильнейший, адаптивнейший, кретивнейший». Согласно опросу Европейской бизнес ассоциации, треть представителей малого и среднего бизнеса имеют 50-75% дефицита доходов. Еще 44% предпринимателей ответили, что получили до 50% потерь. А 7% малого и среднего бизнеса  (МСБ) вообще на пороге закрытия. Такие цифры стали вроде как логическим результатом того, что происходит сейчас. Бизнес попал в засаду неопределенности: пытаясь стабилизировать ситуацию в стране, правительство постоянно меняет правила и нормы, поэтому планирование, как и восстановление клиентских потоков, остается для предпринимателей нерешенной задачей. По словам самих представителей МСБ, развивать или даже просто сохранить свой бизнес в условиях, когда невозможно предсказать продолжительность карантина и изменения в поведении потребителей, когда парализуются каналы сбыта и срываются сроки поставок, практически невозможно. За всеми карантинными ограничениями, появляются немалые дополнительные расходы, которые бизнес отныне выделяет на средства индивидуальной защиты и обеспечение ряда санитарных требований.

Видео дня

Более того, украинский потребитель после завершения весеннего локдауна изменился. Он теперь не так активно тратит средства, покупает преимущественно вещи первой необходимости, экономит и, наученный опытом предыдущих кризисов, больше откладывает на «черный день». Опросы в Украине показали, что в этом году более трети украинцев планирует сэкономить на новогодних подарках и потратить гораздо меньшую сумму, чем в прошлом году. В то же время 16% наших соотечественников не планируют покупать подарки вообще.

2020-й однозначно войдет в историю как год бизнес адаптивности

С другой стороны, как украинский, так и мировой малый и средний бизнес показали чудеса выживания и гибкости. 2020-й год однозначно войдет в историю как год бизнес адаптивности. То, с какой скоростью и в каких вариациях украинский МСБ подстраивался под ограничения и новые требования, просто поражает. Начиная от онлайн-супермаркетов, доставки фермерских продуктов жителям больших городов (витаминные боксы) и заканчивая ситуативным кейсом запуска нового бизнеса с ковидным бэкграундом — создание сервиса для заказа дезинфекции любых поверхностей и помещений и изготовление автоматизированных рамок-дезинфекторов.

Полный переход онлайн, новые форматы взаимодействия с украинским покупателем, бесконтактная доставка — украинские предприниматели борются за место под солнцем и стараются спасти свой бренд и команду. И есть один очень эффективный инструмент, который в Украине, к сожалению, пока используют не по полной. Речь идет об экспорте товаров украинских производителей — без посредников, напрямую иностранному потребителю, благодаря размещению вашей продукции на известных онлайн-платформах.

Темпы роста e-commerce за последние несколько лет впечатляют. По оценкам экспертов в 2019 году онлайн-продажи во всем мире составили $3,53 трлн. Прогнозируется, что в 2023 году этот показатель увеличится почти вдвое. И не секрет, что пандемия стала причиной еще большего роста объемов онлайн-шопинга. Amazon, например, отмечает, что нынешний сезон распродаж стал самым успешным за всю историю существования площадки. В короткий период с Черной пятницы (27 ноября) до киберпонедельника (30 ноября) продажи независимых компаний на Amazon превысили $4,8 млрд глобально. Этот показатель вырос на 60% в сравнении с прошлым годом. Именно на платформе Amazon 71 тысяче онлайн-торговцев — представителям МСБ — в этот горячий сезон удалось продать товаров на более $100 тыс. (каждому!). А эксперты с Уолл-стрит подсчитали, что Amazon станет одним из рекордсменов нынешнего зимнего праздничного сезона: около 42 центов от каждого доллара, потраченного американцами во время распродаж, будут потрачены именно на этом маркетплейсе.

Украинская электронная коммерция тоже растет: в прошлом году доля онлайн-продаж увеличилась на 17% (по сравнению с 2018 годом) и составила $2,9млн. То есть продавать и покупать внутри страны мы научились быстро. Следующий важный этап — начать масштабно экспортировать украинские товары в сегменте B2C.

По подсчетам Укрпочты, на сегодня в нашей стране — более 25 тыс. мелких экспортеров. Но мы уверены, что эта цифра может быть гораздо больше. И вопрос здесь не в том, чтобы убедить украинских производителей продавать собственные товары за границу, а скорее — показать и научить, как это делать. И, может, пандемия в этом случае станет тем волшебным пенделем, который ускорит процесс и усилит желание украинских производителей выходить на международные рынки. Потому что украинские товары однозначно стоят того.

Однозначно существует ряд важных проблем, решение которых помогло бы украинскому МСБ быстрее развиваться и выходить на международные рынки сбыта. Это непростые вопросы (как, например, упрощение налоговых условий и регуляторных требований, вопрос кросс-бордер оплаты товаров), которые требуют законодательного урегулирования и дополнительных международных договоренностей. А вот чтобы помочь украинским начинающим экспортерам преодолеть барьер неуверенности, недостаток знаний и страх перед международными логистическими процессами, все особенности собраны в справочнике с рекомендациями «E-export: как начать бизнес с Украиной: юридические, налоговые и таможенные аспекты». В октябре также запущена серия бесплатных образовательных роликов о возможности торговли на международных интернет-площадках: Amazon, ETSY, Shopify и eBay, где экспортеры коротко рассказывают об открытии нового магазина на мировых площадках интернет торговли.

Общаясь непосредственно с украинскими производителями, часто сталкиваемся с неуверенностью, что-то в стиле «Можно ли заинтересовать капризного иностранного клиента украинскими товарами?» Ответ очевиден: да, можно, и экспортеры уже успешно это делают. В Украине существует большое количество производителей, которые, без преувеличения, «разрывают» своими товарами мировые маркетплейсы. Например, на ETSY — известной онлайн-платформе для хендмейдеров со всего мира — представлены тысячи украинских предпринимателей, которые выставляют более миллиона единиц изделий. Иностранные покупатели уже давно покорены, например, деревянными 3D-конструкторами украинского бренда Ugears, рюкзаками с LED-экранами, которые изготавливают Pix Bags, одеждой из искусственного меха от Lookhunter и уникальными товарами тысяч других торговцев.

Места на маркетплейсах хватит всем, и с каждым годом его становится только больше. По оценкам экспертов в 2019 году процент продаж в интернете составил 14,1%, а в 2023 году цифра может достичь 22%. И украинским производителям однозначно есть что предложить миру. Перспективы — огромны. Сегодня вы продаете 20 шляпок в месяц для украинского покупателя в Инстаграме. А завтра — ваш товар покупает известный китайский блоггер из провинции Сычуань и к вашим шляпкам приковано внимание уже 87 млн потенциальных клиентов. Так почему не стать еще одной украинской бизнес-легендой и не использовать пендель пандемии как силу инерции для движения вперед?

Присоединяйтесь к нашему телеграмм-канала Мнения НВ

Присоединяйтесь к нам в соцсетях Facebook, Telegram и Instagram.

Показать ещё новости
Радіо НВ
X