Как изменится наша жизнь после Covid-19

20 марта 2020, 16:50
Цей матеріал також доступний українською

Наша жизнь изменится — у каждого по-своему, но так или иначе, это затронет фундаментальные паттерны поведения, к которым мы привыкли

В бесконечном потоке новостей наша нервная система начинает давать сбой. Дни похожи друг на друга: скроллинг ленты, просмотр тематических ресурсов, споры с экспертами — всё в надежде увидеть проблеск в этом бесцветном вакууме. Китай, Южная Корея и Сингапур — показательные примеры, как в авторитарных и демократических (если брать официальный индекс демократии) государствах подавляют вирус. Украине, как и остальному миру, еще предстоит столкнуться с перегрузкой системы здравоохранения и настоящим кризисом, но мой пост не об этом. Совершенно точно можно утверждать, что наша жизнь изменится — у каждого по-своему, но так или иначе, это затронет фундаментальные паттерны поведения, к которым мы привыкли. Можем ли мы извлечь из этого пользу?

Видео дня

Образование как платформа

Не секрет, что украинские школы и университеты с трудом попадают в мировые рейтинги, сильно уступая нашим восточноевропейским соседям. Если мы так сильно отстаем, то возможно это наш шанс?

Мы должны смотреть на учебное заведение как на модерируемую образовательную платформу (curated marketplace).

Дистанцирование задаст тренд на последующие годы

Переход на удаленное обучение открывает не только возможность глобального покрытия (спрос), так как студентам нет необходимости находится в городе или стране, но еще и помогает решить проблему нехватки контента и кадров (предложение). У нас достаточное количество профессионалов в медицине, промышленности, бизнесе, культуре и спорте — почему бы не подключать их к лекциям на постоянной основе? При этом уходить в полноценное дистанционное образование нет необходимости — социальный аспект крайне важен для развития коммуникативных навыков, соответственно, редкие физические посещения можно превратить в воркшопы и интенсивы по заданным темам. Таким образом, более осознанный подход сократит время обучения с привычных 5−6 до 2−3 лет, а арсенал необходимых умений для старта профессиональной деятельности только пополнится.

Процесс обучения станет беспрерывным — он начнет органично вплетаться в нашу жизнь и после получения фундаментальных знаний. Соответственно, образовательный продукт теперь будет иметь более длинный жизненный цикл, позволяя школам и университетам существенно улучшить свою бизнес-модель.

В этом сценарии конкуренция между учебными заведениями возрастет, ведь условный киевский политех теперь сможет выигрывать лучших студентов из разных уголков страны — точно так же, как и любой западный вуз сможет соперничать с политехом. С другой стороны, новый подход к обучению (платформизация) и адаптированный контент сделает любой региональный вуз конкурентоспособным на рынке.

Работа

Будут как последователи удаленной работы, так и противники — но правда посередине, удаленная работа подойдет не всем. Бизнес с меньшим персональным клиентским взаимодействием захочет остаться в таком режиме и далее, так как отсутствие офиса и сопутствующих расходов, позитивным образом скажется на банковском балансе и мобильности всего коллектива. Полностью от офиса избавиться не получится, но существенно уменьшить количество работающих в нем людей, многим представляется возможным.

Наученные кризисами и потрясениями, мы захотим максимально снизить риски и переформатировать свою работу соответствующим образом  —  сократить время в пути на работу/с работы, снизить количество ненужных встреч (звонков) до минимума, перестать отвлекать коллег, которые сфокусированы на конкретной задаче без прочей необходимости, и, наверное, одно из самых важных изменений  —  это доступ к лучшим людям вне зависимости от локации.

Но в этой модели есть и обратная сторона медали  — психологическая. Чем меньше мы взаимодействуем с людьми, тем в большем стрессе мы потенциально можем оказаться. Ощущение одиночества и потеря связи с внешним миром — потенциальная болезнь будущего. Многим больше подойдет некий гибрид из работы дома, в офисе и других любимых локаций для возможности переключиться.

Перестанем ли мы ежедневно пожимать друг другу руки при встречах в коллективе? Надеюсь, что да. Это теперь надолго засядет в нашей памяти как трансформация символа благонамеренности и доброй воли при приветствии в передачу горсти бактерий с наилучшими пожеланиями.

Досуг

Кафе/бары. Сможем ли мы проводить время как прежде? Сможем, но при этом будем обращать внимание личные границы, санитарные условия заведений и лишний раз присматриваться к плохо вымытой посуде, подсознательно требуя доскональной чистоты. Дезинфекторы теперь будут стоять на каждом столе. Не исключено, что мы начнем чаще ходить друг другу в гости, а еду готовить самостоятельно и/или пользоваться службами доставки.

Шопинг. Торговые центры и до кризиса проживали свои не лучшие годы, нет сомнений, что падение трафика продолжится и в будущем. Это связано не только с интернет-продажами, которые значительно улучшили юнит-экономику бизнесов, но и в целом с поведенческой психологией покупателей — мы стали более ответственно и избирательно подходить к покупкам. Как бы странно это не звучало, к концу 2019 года в США физический ритейл по-прежнему занимает львиную долю рынка (~89%), это означает, что онлайн-бренды будут стараться идти в офлайн и придумывать новый опыт взаимодействия с покупателями. И если раньше я думал, что это будет построено вокруг уникального социального опыта на примере Peloton, то теперь, вероятно, такие персональные взаимодействия будут восприниматься негативно. Ритейлу необходимо искать способ снизить количество физических прикосновений с покупателем. Бренды уже какое-то время инвестируют в виртуальные примерочные, будь это одежда, косметика или аксессуары — сейчас лучшее время для развития этих технологий. С другой стороны, для этого уже абсолютно необязательно посещать торговые центры.

Музеи/театры/кино. Мы будем по возможности избегать скопления людей в закрытых пространствах — в музеях разумно внедрить ограничение на одновременное посещение, чтобы не создавать толкучку, в театрах и кино целесообразно сделать большие пространства между креслами. Это повлияет на заполняемость, но поможет вернуть людей обратно в залы. Будет много тех, кто и вовсе перестанет ходить, полностью переключившись на онлайн-стриминг (я верю в это будущее больше). Как альтернатива может вернуться вечная классика — просмотр кино под открытым небом в авто, но только для временной социализации. Концерты в прямом эфире — уже сегодняшняя реальность, и она откроет огромные возможности для новых артистов.

Очевидно, что дистанцирование задаст тренд на последующие годы. Мы не станем меньше болеть, но наше отношение к персональной гигиене и здоровью в целом поменяется. Помимо собственной безопасности, мы теперь будем думать, как наши действия влияют на окружающий мир и людей вокруг нас.

Любые перемены часто болезненны, но для тех, кто уже сейчас сможет посмотреть на поддающиеся изменениям привычные социальные институты под другим углом, гарантированно выйдет победителем из данной ситуации. И речь не идет только про материальные победы, но и социальную ответственность — валюту посткоронавирусной эры.

Присоединяйтесь к нашему телеграм-каналу Мнения НВ

poster
Подписаться на ежедневную email-рассылку
материалов раздела Мнения
Дайджест авторских взглядов по наиболее острым вопросам
Каждый вторник

Присоединяйтесь к нам в соцсетях Facebook, Telegram и Instagram.

Показать ещё новости
Радіо НВ
X