Новое лицо закона о столице. Что может измениться для Киева

26 октября 2021, 17:13

Финальный текст законопроекта еще не обнародован, но по имеющимся в открытом доступе материалам уже можно анализировать новую редакцию законопроекта «О городе Киеве — столице Украины»

Ровно два года назад, в октябре 2019-го, соцсети очень эмоционально обсуждали законопроект «О городе Киеве — столице Украины». Лично у меня та первая версия законопроекта 2019 года вызвала возмущение, если не ярость.

Видео дня

В первую очередь, потому, что законопроект предусматривал массовую легализацию киевских незаконных строек — он позволял автоматически изменить целевое назначение земли после принятия Генплана. Во вторую — потому что этим законом из Киевсовета пытались убрать независимых депутатов, отобрав у них возможность честно зарабатывать себе на жизнь вне депутатской деятельности, а значит, не зависеть от партийных спонсоров.

В этой версии закон принят не был (хотя автоматическое изменение целевого назначения, к сожалению, ввели все равно — в рамках земельной реформы). А на прошлой неделе комитет Верховной Рады по местному самоуправлению рекомендовал народным депутатам принять закон «О городе Киеве — столице Украины» уже в новой редакции. Которая коренным образом изменила суть этого документа, сократив его более чем вдвое.

Финальный текст законопроекта все еще не обнародован, но по имеющимся в открытом доступе материалам похоже, что новая редакция законопроекта «О городе Киеве — столице Украины» предусматривает следующее.

1. У Киева фактически будет две администрации. КГГА будет государственным органом, как районные облгосадминистрации, а у Киевсовета и новосозданных районных советов появятся свои исполнительные комитеты.

Бюджетом города и его распределением по районам будет распоряжаться Киевсовет

2. Таким образом, местное самоуправление будет сохранено, но государство начнет присматривать за законностью через КГГА. КГГА не будет иметь права вмешиваться в управление и хозяйственные процессы, но будет представлять и координировать государственную власть в столице.

3. Мэра города, как и сейчас, будут выбирать киевляне на открытых выборах, он будет возглавлять Киевсовет и его исполнительный комитет, распоряжаться местным бюджетом. Но если этот закон будет принят, его можно будет уволить по народной инициативе или по решению 2/3 депутатов.

4. Главу КГГА будет назначать президент, и подчиняться он будет президенту и правительству. Он сможет приходить на заседание Киевсовета, направлять требования об устранении нарушений законов на уровне города и районов, будет обращаться от имени государства в суд и будет реализовывать государственные программы в столице. Согласно тексту законопроекта, он не будет «вмешиваться в управленческие и хозяйственные процессы местного самоуправления», хотя как именно кто-то сможет контролировать законность в хозяйственной деятельности, никоим образом не вмешиваясь в такую деятельность, сейчас понять сложно. Уволить главу КГГА сможет президент по представлению правительства.

poster
Дайджест главных новостей
Бесплатная email-рассылка только лучших материалов от редакторов NV
Рассылка отправляется с понедельника по пятницу

5. Бюджетом города и его распределением по районам будет распоряжаться Киевсовет.

6. Районные госадминистрации исчезнут, на их месте появятся районные советы и их исполнительные органы. При этом перечень и границы районов будут устанавливаться Кабмином, а сфера компетенции районных советов — «Законом о столице». Это распределение, кстати, уже вызвало споры, ведь согласно Конституции оба вопроса — это местное самоуправление.

Хорошо это или плохо покажет время. Лично я думаю, что результатом этих изменений будет конкуренция, а не кооперация, перетаскивание функций, а не совместная работа. Для контроля деятельности мэра уже есть НАЗК, полиция и община, дополнительный человек кардинально качество его работы не изменит, лишь ослабит его влияние.

И, честно говоря, если бы целью создания районных советов действительно было усиление влияния общины, вместо этих дополнительных выборных органов, надо бы просто дать больше прав, делегированных полномочий и механизмов контроля ОСНам. Представители нескольких домов или улицы, очевидно, гораздо ближе к рядовому горожанину, чем сотни районных депутатов, которых политические партии еще где-то должны найти. И если для члена ОСН эта общественная деятельность — о сохранении и улучшении своего жизненного пространства, для политического активиста районный совет является лишь ступенькой в карьере.

Присоединяйтесь к нашему телеграм-каналу Мнения НВ

Показать ещё новости
Радіо NV
X