Срыв национальной безопасности

3 октября 2014, 13:48
1032
Чуждая нашей стране модель защиты национальной безопасности может обернуться очередной катастрофой

По итогам второго заседания Военного совета представители силовых структур, командиры добровольческих батальонов, офицеры спецслужб, которые входят в этот орган, разработали ряд предложений построения сектора военной безопасности. «Его рецепт заключается в создании профессиональной армии численностью 150 тысяч человек и мощного резерва – около 500 тысяч. При этом территориальная оборона будет привязана к территориальным административным единицам и будет заключаться в двух компонентах – резерв для Вооруженных сил и Национальной гвардии», – подчеркнул координатор Военного совета, подполковник запаса Дмитрий Тымчук. Глава правительства Арсений Яценюк ожидает скорейшего утверждения указом СНБО новой военной доктрины. Однако решать такие вопросы в отрыве от общей концепции национальной безопасности слегка опрометчиво.

«Тот, кто знает врага и знает себя, не окажется в опасности и в ста сражениях», – писал о военном искусстве классик стратегической мысли Сунь-Цзы. Как ни странно, мысль, отраженная в этой цитате, применима не только к управлению армией, но и к управлению современным аппаратом национальной безопасности страны.

Эффективное функционирование сектора национальной безопасности зиждется на двух китах: угрозы и ресурсы.

Опыт РФ учит, как растратить свой потенциал, сведя функции всего аппарата безопасности к банальной политической «охранке»

Планирование реформ и выбор конкретной модели системы национальной безопасности в целом и её военного компонента в первую очередь должны строиться на чётко определённых и сформулированных приоритетах. Исходя из того, какие угрозы являются наиболее актуальными в долгосрочной перспективе, страна выбирает конфигурацию силового аппарата, которая будет наиболее эффективной в упреждении или отражении этих угроз.

Здесь вступает в игру второй компонент – ресурсы. Любая страна должна соотносить необходимый масштаб аппарата нацбезопасности и то, сколько придётся за него заплатить. Если цена неподъёмна, есть два варианта: находить баланс внутри или присоединяться к тем системам международной безопасности, которые позволят, сэкономив, добиться желаемого уровня защиты. Именно на такой логике базируется сотрудничество в рамках коллективной (а также кооперативной для стран-партнеров) безопасности между странами-членами НАТО.

При этом сформированная система не является статичной – она эволюционирует вместе с угрозами. Учтя особенности украино-российского конфликта, Альянс тут же внёс коррективы в свои военные доктрины. Их упор на силы быстрого реагирования совсем не случаен – он органично дополняет существующие механизмы военной взаимопомощи. Эти силы нужны для того, чтобы сдерживать натиск «зелёных человечков» до тех пор, пока не появится возможность определить их принадлежность к конкретной национальной армии. И тогда вступает в действие известная 5 статья Вашингтонского договора со всеми печальными для агрессора последствиями – ведь, несмотря на новомодные сетевые, гибридные и информационные войны, традиционной войны пока никто не отменял.

Украине следует подходить к реформированию своего сектора национальной безопасности с тех же позиций. Нужно согласиться с точкой зрения многих авторитетных экспертов о том, что нельзя просто скопировать «чужую» архитектуру национальной безопасности – ведь в каждой стране она развивалась по-своему. Большим плюсом для нашей страны является то, что и в армии, и в спецслужбах на среднем уровне начинают появляться настоящие профессионалы, закалённые не кабинетными интригами и распиливанием бюджета, а решением реальных задач. Видение этих людей уже не позволит создать бездействующий аппарат безопасности страны.

Однако это видение не должно быть затуманено излишней политизацией. Пример той же России, казалось бы, имеющей в своём распоряжении прошедших Чечню бойцов и колоссальный человеческий ресурс, свидетельствует о том, как можно бездарно растратить такой потенциал, сведя функции всего аппарата безопасности к банальной политической «охранке» и показательному бряцанию парой-тройкой образцов свежемодернизированной сбруи.

Поэтому любые разговоры о швейцарской или иных моделях, а также всевозможные количественные подсчёты должны базироваться на адекватном и реалистичном анализе всех факторов, без которых даже идеально скопированная, но чуждая нашей стране модель защиты национальной безопасности может обернуться очередной катастрофой. Лишь досконально изучив и своего врага, и себя, Украина «не окажется в опасности и в ста сражениях».

Стань автором

Если Вы хотите вести свой блог на сайте Новое время, напишите, пожалуйста, письмо по адресу:

nv-opinion@nv.ua

Выбор редакции

Гаджеты

Вчера, 21:01

img
Цифровой лопатник. Обзор блокчейн-смартфона Sirin Labs Finney
Люди

Вчера, 21:15

img
Королева трикотажа. Владелица модного дома RITO - о бизнесе в 90-е и отечественных брендах
Политика

Вчера, 12:04

img
Первый демократичный президент. Соцсети благодарят Петра Порошенко за работу