Семь тезисов о том, как работают санкции против России

27 декабря 2022, 21:05

ЕС и Большая семерка сделали два амбициозных шага в направлении сокращения зависимости от российских энергоносителей

В декабре этого года произошли два события, реальные последствия которых для мира и Украины станут полностью понятны лишь позже. ЕС и Большая семерка сделали два амбициозных шага в направлении сокращения зависимости от российских энергоносителей и усиления собственной энергетической безопасности.

Видео дня

Событие первое. 5 декабря 2022 г. начало действовать эмбарго ЕС на поставку российской нефти морским путем. Одновременно Большая семерка и Австралия ввели ценовой потолок на сырую нефть на уровне 60 долл. США за баррель. Это ценовое ограничение применяется к сырой нефти, нефтяным маслам и маслам, полученным из битуминозных минералов, происходящих или экспортируемых из России. Ранее страны ЕС отказались покупать российскую нефть, поэтому этот шаг касается третьих стран.

В случае превышения этого потолка экспортеры не могут застраховать соответствующие танкерные перевозки, где доминируют европейские компании. По некоторым оценкам, в течение апреля-мая 2022 года 68% поставок российской сырой нефти было осуществлено кораблями компаний ЕС, Великобритании и Норвегии, причем только на греческие танкеры пришлось 43% перевозок. Доля перевозчиков из этих стран в поставках в Индию и Ближний Восток составила 80%. При этом 97% танкеров были застрахованы только в трех странах — Великобритании, Норвегии и Швеции.

Украина должна учитывать новые реалии в своей политике

А с 5 февраля 2022 г. эмбарго начнет действовать и для продуктов нефтепереработки. Таким образом, Евросоюз начал практическую реализацию санкционных решений, предусмотренных 6-м (июньским) пакетом санкций.

По данным Bloomberg, за первую полную неделю эмбарго на российский экспорт сырой нефти в ЕС его объемы упали на 1,86 млн баррелей в день до 1,6 млн баррелей. Кроме эмбарго, это падение вызвали и некоторые другие причины. Поэтому эффективность именно эмбарго можно будет оценить только позже.

Событие второе. 19 декабря 2022 после долгих многомесячных дискуссий министры энергетики стран ЕС решили ввести потолок цен на газ, по которому могут заключаться контракты странами Евросоюза. Механизм заработает с 15 февраля 2023 г. и будет действовать в течение года. Примечательно, что окончательная величина потолка оказалась существенно ниже начального предложения ЕК (275 евро).

Это решение открывает путь для реализации солидарной политики Евросоюза по обеспечению потребностей стран-членов в природном газе. Речь — о совместной закупке газа на мировых рынках и перераспределении газа между странами ЕС в случае необходимости. Кроме этого, разблокируется решение по ускорению перехода к возобновляемым источникам энергии. Проектам в этой сфере будет предоставляться статус «чрезвычайно важных для общества», а процесс выдачи соответствующей разрешительной документации будет ускорен.

Эти решения свидетельствуют о кардинальных изменениях отношения Запада в целом и ЕС, в частности, к энергетическому сотрудничеству с Россией. В течение 300 дней наши партнеры прошли путь от восприятия России как вечного базового поставщика энергоносителей до отказа от российского газа и нефти.

poster
Дайджест главных новостей
Бесплатная email-рассылка только лучших материалов от редакторов NV
Рассылка отправляется с понедельника по пятницу

Сегодня дискуссия по энергоносителям ведется преимущественно вокруг эффективности политики ограничений в сфере торговли нефтью и газом, хотя их значение выходит за рамки санкционной политики. И Украина должна учитывать новые реалии в своей политике. О чем именно идет речь?

Во-первых, названные меры так или иначе являются ответом на российскую агрессивную политику. Нефтяные санкции преследуют цель ограничить экономические возможности России вести агрессивную политику. При определенных условиях ценовой потолок для нефти может также играть и антиинфляционную роль.

Ценовой потолок на газ — это часть так называемого механизма корректировки рынка. Его цель — противодействовать чрезмерному росту цен на газ и, соответственно, инфляционному давлению. В то же время соответствующее решение Европейского совета начинается с констатации, что причиной роста цен на газ в странах ЕС является военная агрессия российской федерации против Украины, беспрецедентное сокращение поставок природного газа из России в ЕС и превращение Россией в поставки газа в оружие.

Во-вторых, введение ценовых потолков для нефти и газа можно считать определенным шагом в направлении создания своего рода глобальных картелей покупателей российской нефти и газа. В случае нефти соблюдение ценовой дисциплины позволяет компаниям-экспортерам получить соответствующие страховые и логистические услуги. В случае превышения предельной цены газа в течение трех дней ограничение цены вступает в силу.

В-третьих, успешность ценовых ограничений будет стимулировать поиск подобных механизмов коллективного реагирования на будущие ценовые шоки. К тому же, сложный и противоречивый процесс согласования национальных позиций относительно санкций и ограничений в сфере торговли энергоносителями с Россией содержит много уроков для усовершенствования механизмов принятия решений в рамках ЕС. Речь — о выработке и реализации решений ЕС в кризисных ситуациях.

В-четвертых, названные меры рассматриваются как временная вынужденная реакция на чрезвычайные безопасностные и экономические вызовы, обусловленные российской агрессией против Украины.

В то же время возникает вопрос о будущей политике ЕС по отношению к российским энергоносителям в зависимости от формата окончания войны. Одно дело, когда украинская победа приведет к краху путинского режима. Другое, когда Россия терпит поражение, но режим как таковой в целом сохранится. Эта политика также определяется результатами замещения российских энергоносителей поставками из других стран и темпами и масштабами зеленого перехода в рамках Евросоюза.

В-пятых, введение ЕС ценового потолка на газ стало первой в истории группировки попыткой регулировать цены на соответствующие товары. Такой шаг будет стимулировать дискуссию как минимум относительно трех проблем.

Проблема первая — какой должна быть санкционная политика ЕС во времена глобализации. Проблема вторая — какой должна быть антиинфляционная политика Евросоюза как сообщества в современных условиях. И третья проблема — это способность эффективно влиять на рынки товаров, являющихся объектом глобальной торговли.

В-шестых, эффективность предложенных мер напрямую зависит от способности инициаторов минимизировать возможности обойти соответствующие ограничения. Поэтому в декабре ЕК подготовила проект Директивы об ответственности за нарушение санкций Евросоюза. Цель унифицировать уровень наказания за нарушение санкционного режима среди стран-членов. В частности, предлагается наказывать физическое лицо-нарушителя заключением на срок не менее 5 лет, а компанию-нарушителя — штрафом в сумме не менее 5% совокупного оборота за год, предшествующий решению о штрафе.

В процессе обсуждения ценовых потолков для газа и нефти предлагались различные варианты действий. В частности, высказывалась идея ввести специальный налог на экспорт российских энергоносителей. Вырученные средства должны перечисляться Украине, а сам налог может «идти в паре» с ценовыми ограничениями.

Ну, а общий вывод очень простой. Текущие ограничения должны эффективно реализовываться. А национальная способность противостоять ценовым шокам усиливаться.

Присоединяйтесь к нашему телеграм-каналу Погляди НВ

Показать ещё новости
Радіо NV
X