Капитал будущего. О чем стоит задуматься Украине уже сейчас

6 января, 23:37

Новый взгляд на капитал и вклад человека в производительность

Мозг закоренелого материалиста с трудом может представить себе, что Украина со своим годовым ВВП в $190 млрд даже не вошла бы в топ-50 компаний мира по ценности нематериальных активов. Только нематериальных активов. В 2021 мировым лидером в этой категории стал Microsoft с показателем $1904 млрд. Топ-50 замыкает медийная китайская KE Holdings с оценкой нематериальных активов в $193 млрд.

Видео дня

Последние 25 лет — это беспрецедентный исторический период переформатирования капитала. Историей стало эпоха, когда под капиталом понимали только землю, труд и деньги. Сегодня эти три классические формы капитала дополняются факторами «предприниматель» и «нематериальные активы». Политики и общество ломают копья, ведут борьбу относительно земли, рыночная ценность которой, как и место в экономике резко снизилось. При этом капитал будущего — нематериальные активы — незаслуженно остаются на обочине внимания. А ведь именно здесь кроется тайна капитала, который обеспечивает быстрый, долгосрочный, инклюзивный экономический рост для страны.

Нематериальные активы можно сгруппировать в три категории:

1) Права: аренда, договора о дистрибуции, договора о приеме на работу, соглашения, финансовые договоры, договоры о поставках, лицензии, сертификаты, франшизы.

2) Отношения: квалифицированная, подготовленная, обученная рабочая силы, отношения с потребителем и дистрибьютерами.

3) Интеллектуальная собственность: патенты, авторские права, торговые марки, проприетарные технологии (формулы, рецепты, спецификации, определения, тренинговые программы, маркетинговые стратегии, художественные приемы, списки потребителей, демографическая аналитика, результаты тестирования продуктов), бизнес-знания (особенности работы поставщиков, данные о ценах и издержках, торговые секреты и ноу-хау).

В 1996 году консалтинговая компания Brand Finance начала мониторить процесс изменения стоимости нематериальных активов. Ежегодно в Global Intangible Finance Tracker аналитики представляют свои оценки относительно новой категории капитала. 25 лет назад Дэвид Хей (David Haigh) начинал свой проект Brand Finance из небольшой комнаты на юго-западе Лондона. Сегодня компания работает из престижнейшего лондонского City и имеет офисы в 25 городах по всему миру. Объект изучения компании требует внимания властей, бизнеса и общества каждой ответственной, думающей о будущем страны.

В период с 1996 по 2021 стоимость нематериальных активов в мире выросла на 1145%, с $6 трлн в 1996 до $74 трлн в 2021. В 1996 нематериальные активы составляли 20,1% мирового ВВП, в 2021 — 77,9%. Для сравнения объем материальных активов в 1996 составлял 26,1% ВВП мира, а в 2021 — 66,6%.

Фундаментом современной экономической политики должен быть человек

В 2021 нематериальные активы мира были на $10,8 трлн больше, чем материальные. В 1996 доля Китая в нематериальных активах мира была всего 1%, в 2021 — 14%. Его доля в общих активах выросла с 1% в 1996 до 19% в 2021. Мировым лидером по объему нематериальных активов является Америка. Они составляют 76% всех активов страны.

Россия — одна из самых неблагополучных стран мира с точки зрения значения нематериальных активов. В этой стране они часто имеют отрицательное значение. Такая ситуация имеет место, когда рыночная оценка ниже бухгалтерской оценки активов и долговых обязательств. В 2021 ценность нематериальных активов в России была только 9% всех активов. Похожая ситуация в Украине, которая в большинстве своем продолжает оставаться в русле марксистского отношения к капиталу.

Основные сектора сосредоточения нематериальных активов в 2021 — интернет, программное обеспечение, технологии и фармацевтика. В 2021 году 10 компаний мира имеют непропорционально большую долю нематериальных активов. 15% нематериальной ценности 60 тысяч компаний приходится на Microsoft, Apple, Saudi Aramco, Amazon, Alphabet, Facebook, Tencent, Tesla, TSMC и Alibaba. Из этой топ-десятки шесть компаний вообще не существовали в 1996 году. Aramco и TSMC уже работали, но не были публичными компаниями.

В 2021-м в косметическом бизнесе самая высокая доля нематериальных активов (89%). В 1996 году 86% стоимость всех активов в секторе «напитки» составляли нематериальные активы. В 2021 — эта доля составляет 83%. В секторе «косметика» она еще выше — 89%. По сравнению с 2019 существенно выросла доля нематериальных активов в секторе «автомобили»: с 14% до 43% в 2021 году.

В 1996 году сектор «напитки» имел самую большую долю нематериальных активов. Сегодня он на десятом месте. В 1999—2001 на первом месте в мире был телекоммуникационный сектор. Сегодня он на девятом. В период 2002—2016 впереди планеты всей по ценности нематериальных активов были банки. С 2017 года на вершине оказался сектор «интернет/программное обеспечение». За ним следует сектор «Tech», который включает производителей «железа» для IT-индустрии. Тройку лидеров замыкает фармацевтический сектор.

Одним из важнейших компонентов нематериальных активов являются бренды. В 2007 общая стоимость 100 самых ценных брендов мира составляла $1502 млрд, в 2021 — $4138 млрд, т. е. за 15 лет увеличилась в три раза. За это время среднегодовые темпы роста стоимости брендов составили 8%.

В 2007 самым ценным брендом была Coca-Cola — $43,1 млрд. Вот так тогда выглядела первая пятерка самых ценных брендов: на втором месте — Microsoft — $37,1 млрд, третьем — Citi — $35,1 млрд, пятом — Walmart — $34,9 млрд. В 2021-ом Топ-5 самых ценных брендов мира выглядел так: 1) Apple — $263,4 млрд, 2) Amazon — $254,2 млрд, 3) Google — $191,2 млрд, 4) Microsoft — $140,4 млрд, 5) Samsung — $102,6 млрд.

Более половины брендов из Топ-100 2007 года не смогли попасть в Топ-100 2021 года. 47 брендов сумели отстоять свои позиции. Принцип творческого разрушения в действии. Среди мировых лидеров появилось 53 новичка. В Топ-10 только Microsoft и Walmart сумели сохранить свои позиции. Отметим двух лидеров по темпам роста ценности брендов последние 15 лет. В 2007 году Facebook (7-ое место в 2021) еще не котировался на бирже, а WeChat (10-ое место) вообще не существовал. Эти компании с 2007 по 2021 год смогли ежегодно увеличивать стоимость своих брендов на 55% и 35% соответственно. Чемпионом по темпам роста стоимости бренда стал Amazon. Он увеличился с $5 млрд в 2007 году до $254 млрд в 2021 году, на 4527%.

В 2007 году стоимость брендов США составляла $922,9 млрд. Это было 61,4% всех мировых брендов в Топ-100. На втором месте была Британия — $122,5 млрд. (8,3%), на третьем Франция — $101,9 млрд. (6,8%), на четвертом Германия — $97,9 млрд. (6,5%), на пятом Япония — $71,4 млрд. (4,8%). Китай занимал 8-ое место с показателем $11 млрд (0,7%). Столько стоил всего один бренд в Топ-100 мира.

В 2021 на первом месте с показателем $2233 млрд (54% мирового) осталась Америка. Tech и Internet & Software — компании этого сектора формируют 30% всей стоимости американских компаний. На второе место вышел Китай — $969,1 млрд (23,4%). На эту сумму оценивается 23 бренда. На третьем месте Германия — $308,3 млрд (7,5%), на четвертом Япония — $208 млрд (5%) и на пятом Южная Корея — $165,4 млрд.

За каждым ценным нематериальным активом стоят люди. Значит, фундаментом современной экономической политики должен быть человек.

Для творца, предпринимателя, производителя нематериальных активов критически важен следующий декалог: 1) свобода (личная, политическая и экономическая), 2) безопасность, 3) собственность (физическая и интеллектуальная), 4) верховенство права, 5) свобода выбора, 6) открытая торговля, 7) качественная инфраструктура, энергетика, логистика и телеком, 8) качественная современная система образования, 9) качественное государственное регулирование, 10) малое, гибкое, прозрачное правительство.

Чем быстрее власти осознают ценность и важность нематериальных активов и правил их увеличения, тем быстрее страна избавится от марксизма и грубого материализма в экономической политике.

Присоединяйтесь к нашему телеграм-каналу Мнения НВ

Присоединяйтесь к нам в соцсетях Facebook, Telegram и Instagram.

Показать ещё новости
Радіо НВ
X