Может ли ЕС бороться с коррупцией

0 комментировать

Мнения экспертов разделились

Хизер А. Конли, старший вице-президент For Europe, Eurasia, and the Arctic и директор европейской программы при Центре стратегических и международных исследований

Вопрос не в мягкости ЕС, а фундаментальном отсутствии понимания сущности той угрозы, которую олицетворяет коррупция. На Западе достигли той точки, где коррупция стала угрозой как существованию демократической целостности и национальной безопасности как членов ЕС, так и единства самой организации.

Необходимы немедленные меры. США слишком поздно доходит до того, что коррупция, подставные компании, уклонение от уплаты налогов и нелегальное финансирование может сделать с целостностью демократических выборов и институтами. Сейчас Европа должна противостоять распространению нелегального финансирования, завуалированно проходящего через ее финансовые институты, усиливая свое пагубное влияние. Эти сомнительные фонды могут быть использованы для финансирования антиевропейских партий и референдумов, встав на пути задачи правительств увеличить прозрачность, а заодно институциональной реформы.

Учитывая эти ставки, ЕС должен полностью переформировать свою стратегию, выведя на первый план разоблачение коррупции и защиту от нее, так же как и обеспечить, чтобы их институты и фонды нельзя было коррумпировать.

Прозрачные взносы из многих источников на проекты государственных закупок могли бы стать первым хорошим шагом. Ставя на первое место финансирование интеллектуального взаимодействия ЕС-США и поддержку независимых исследований в целом, мероприятия в борьбе с коррупцией за пределами ЕС не менее важны, так же как и финансовая поддержка и защита независимых журналистов-расследователей как антикоррупционного бастиона.

Борьба против коррупции – это меч с двумя острыми концами

Все эти шаги привели бы к увеличению поддержки и доверия к демократическим институтам. Без реформы и прозрачности европейские граждане могут прийти к выводу, что демократии ничем не отличаются от других коррумпированных и антидемократических режимов.

Мартин Эль, главный аналитик чешского ежедневника Hospodarske Noviny

Борьба против коррупции – это меч с двумя острыми концами. С одной стороны, ты должен бороться против коррупции, потому что это рак посткоммунистического общества, который был использован врагами – в том числе организованными криминальными группировками и Кремлем – чтобы подорвать развитие демократии.

Но есть другая сторона: если антикоррупционная борьба перейдет в крайности, то это может парализовать функционирование государства. Возьмем публичные тендеры, где исходят только из одного критерия низкой цены – иначе полиция или государственные прокуроры будут преследовать каждого, а затем посеют страх среди чиновников принимать важные решения.

В Чехии можно увидеть обе эти стороны: коррупцию, связанную с фондами ЕС, и избыточность прокуроров, которая ведет к кризису политической системы, помогая популистам прийти к власти (хотя это, конечно же, не единственная причина их появления).

ЕС проявляет мягкость в обоих направлениях. Там позволили злоупотребления фондами Брюсселю, сделав вид, что верят в национальную власть. В своей риторике они поддерживают антикоррупционную борьбу и помогают оказывать давление на политиков и национальную власть, чем последняя и злоупотребляет.

Я хочу также возложить часть вины на ЕС. Они допустили случаи, когда, например, датский ведущий банк Danske Bank просто перебрасывал деньги ЕС на коррупционные цели. Маленькие страны вроде Эстонии и Латвии не могут справиться с таким постоянным вызовом и нуждаются в помощи ЕС.

Питер Крэко, исполнительный директор Political Capital, Венгрия

Согласно международным рейтингам, члены ЕС – среди наименее коррумпированных наций, поэтому мы не можем сказать, что европейские страны исключительно коррумпированы. И коррупция является и будет оставаться постоянной проблемой внутри ЕС и его стран-членов. Проблема в том, что ЕС представляется не слишком причастным к борьбе с коррупцией – там нет реальных институциональных механизмов для мониторинга коррупции внутри ЕС и противостояния этому.

Случаи коррупции привели к серьезным материальным и политическим последствиям в Болгарии и Румынии, где фонды ЕС были временно заморожены – и эти случаи были скорее исключением, чем правилом. Должны быть более эффективные механизмы решения этой проблемы, особенно там, где власть неохотно расследует серьезные и систематические случаи коррупции (вот как в Венгрии), где причастны несколько государств (вот как скандал с Danske Bank), и там, куда привлекают средства ЕС. А также тема коррупции должна быть в приоритете при обсуждении бюджета ЕС.

Расследования Европейской службы по борьбе с мошенничеством (OLAF) в Венгрии недавно доказали, что этот орган рабочий и способен исследовать серьезные случаи. Если в дальнейшем так не будет, то коррупция – которая, согласно некоторым подсчетам, может стоить налогоплательщикам 990 миллиаров евро в год – приведет к усилению недовольства работой ЕС, подрывая солидарность среди стран-членов и угрожая существованию самого союза.

Марк Пиерини, гостевой профессор Carnegie Europe

Жестокие убийства журналистов-расследователей Дафны Каруаны Галиции на Мальте в прошлом году, Яна Кучака в Словакии в прошлом феврале и Виктории Мариновой в Болгарии на прошлой неделе привлекли мировое внимание к рискам, связанным с расследованием коррупции и использования государственных фондов.

Кроме осуждения со стороны Европейского парламента и национальных правительств по всей Европе, эти убийства возложили дополнительную ответственность на исполнительные институты ЕС, особенно Европейскую комиссию.

Так называемые структурные и инвестиционные фонды ЕС (пять фондов имеют дело с региональными, социальными, объединяющими, морскими/рыболовными программами и проектами) являются настолько большими относительно ВВП подходящих под них стран неизбежно порождают большой аппетит и жестокую конкуренцию. Сами по себе они являются территорией политических баталий, которые в отдельных случаях превращаются в трагические и неоправданно кровавые.

Призвать к прозрачным расследованиям, мгновенным результатам и суровому наказанию более недостаточно. Даже если фонды ЕС могут и не быть в центре каждого расследования коррупции, их огромные размеры должны возлагать особую ответственность на команду Европейской комиссии, которой следует наблюдать за этими фондами и органами, использование которых контролируется внутри OLAF и Европейского парламента (а именно Комитетом бюджетного контроля). Надо убедиться, что все политические эшелоны европейских стран задействованные в структурных фондах ЕС понимают, что находятся под постоянным тщательным контролем, и прозрачность сегодня является нормой, а не исключением. Когда речь идет о прозрачности, все институты должны быть сосредоточены на том, чтобы служить примером. Поражение во внедрении подобных этических правил только подпитает антиевропейские настроения по всей Европе.

Стивен Шабо, адьюнкт-профессор в Болонском центре политических исследований Джона Хопкинса

Вместе с иммиграцией, коррупция стала самой большой проблемой для ЕС в плане внутренней безопасности и верховенства права. Распределение структурных фондов может быть более эффективным рычагом решения этих вызовов, чем любые другие границы, которые использовала Европейская комиссия в случае Польши, Венгрии и других сползающих демократий. Это более надежно, чем угрожать отнять право голоса.

Недавнее предложение Европейской комиссии урезать структурное финансирование и Венгрии, и Польши на 2021-2027 годы на более чем 20% и перераспределить эти средства южным членам ЕС – это шаг в правильном направлении.

ЕС также повышает требования к отчетности о том, как эти деньги расходуются. Очевидно, что многие правительства членов ЕС – особенно здесь выделяется Венгрия – использовали эти средства на вознаграждения тем, кто поддерживает их и поддерживал антилиберальные правительства, усиливая риторику в ущерб ЕС.

Это как взять чужой торт и начать его есть. Надеемся, что новая Европейская комиссия будет еще более жесткой, выдвигая условия для финансирования исходя из состояния верховенства права и открытости общества.

Перевод НВ

Новое Время обладает эксклюзивным правом на перевод и публикацию колонок Джуди Демпси на Carnegie Europe. Републикация полной версии текста запрещена

Оригинал

Присоединяйтесь к нашему телеграм-каналу Мнения Нового Времени

Журнал Новое Время №38

— Российское ГРУ становится монстром с мега-бюджетом;
— Звездный финансист отрицает новый глобальный кризис;
— Поднятые со дна корабли раскрывают тайны истории.

Читать журнал онлайн
Ukraine-2020

Читайте срочные новости и самые интересные истории в Viber и Telegram Нового Времени.
ПОДПИШИТЕСЬ НА РАССЫЛКУ   Мнения   И ЧИТАЙТЕ ТЕКСТЫ ИЗБРАННЫХ АВТОРОВ КАЖДЫЙ ВЕЧЕР В 21:00
     
Джуди Демпси
Джуди Демпси

Старший научный сотрудник европейского Центра Карнеги и главный редактор блога «Стратегическая Европа»

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев
Если Вы хотите вести свой блог на сайте Новое время, напишите, пожалуйста, письмо по адресу: nv-opinion@nv.ua

Мнения ТОП-10

Читайте на НВ style

Последние новости

опрос

Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер:

Все материалы раздела Мнения являются личным мнением пользователей сайта, которые определены как авторы опубликованных материалов. Все материалы упомянутого раздела публикуются от имени соответствующего автора, их содержание, взгляды, мысли не означают согласия Редакции сайта с ними или, что Редакция разделяет и поддерживает такое мнение. Ответственность за соблюдение законодательства в материалах раздела Мнения несут авторы материалов самостоятельно.