25 мая 2018, пятница

Курсы писательского мастерства

0 комментировать

Их вполне могли бы проводить наши депутаты. Комитет избирателей Украины подсчитал, что за период VIII созыва в Верховной Раде «написали» рекордные 10,7 тысяч законопроектов

Для примера, за весь VII созыв было зарегистрировано 7,4 тысяч документов. Эксперты делают акцент на малой эффективности такой законодательной работы: только 12% становятся законами. Изучив отчет Комитета избирателей, становится грустно. Под тоннами бумаг в стенах ВРУ погибают достаточно важные для страны проекты.

Депутаты и законописцы, которые стоят за их спинами, занимаются процессом ради процесса. Иногда этот вал инициатив напоминает хорошо спланированную акцию по дискредитации парламента и его основных функций.

В законодательной ветке власти уже давно пора провести реформы. Это мое стойкое убеждение как человека, который работает внутри системы. И дело даже не в том, что порой приходится работать с абсурдными документами. Ситуация усложняется тем, что мы не сможем провести качественные реформы в стране, если будем посвящать время рассмотрению технических поправок. За всей это пустой тратой времени очень сложно говорить о судебной, антикоррупционной, административной и других реформах.

Да, возможно, реформа работы парламента сейчас не в приоритете, но нужно как минимум заложить фундамент. Мы стоим на пороге очередных парламентских выборов, и от того, что мы делаем сегодня, зависит эффективность законотворчества нового созыва.

Любая спорная ситуация – это всего лишь повод для пиара депутата

Еще одна глобальная проблема, возникшая из-за низкой эффективности Верховной Рады, – это низкий уровень общественного доверия. Центр Разумкова оценивает его в два балла из десяти. Цитируя классика, Штирлиц еще никогда не был так близок к провалу.

Реформа Верховной Рады, как законодательного органа власти, требует даже не политической воли, как обычно говорят, а сознательности каждого депутата. Последние хотят попасть за пульт ради защиты/расширения своих бизнес-интересов, ради популизма, политики ради политики и прочее. Лишь маленькая толика специалистов приходит в Раду с целью качественно изменить страну. Ведь проблема на самом деле не в спикере, и не в секретариате, который очень хотел бы разгрести эти авгиевы конюшни. Проблема в бессознательности и страсти большей части депутатского корпуса к самопиару. На каждом Согласовательном совете порой происходит настоящие словесные баталии о значимости и важности законопроектов. Было бы интересно провести эксперимент: выключить все ТВ-камеры, спрятать диктофоны журналистов и посмотреть, как рьяно и эмоционально нардепы будут отстаивать свою позицию. Уверен, что такое совещание пройдет очень тихо и скучно.

Чтобы хоть как-то выбраться из возникшего коллапса, нужно предпринять несколько шагов. До конца VIII созыва на это еще есть время.

1.Для каждой сферы (медицинской, социальной, пенсионной, судебной и т.д.) и каждого рынка (тяжелой промышленности, сельского хозяйства, телекома и ИТ) определить 3-5 стратегически важных законопроекта. Сделать это довольно просто: есть главы комитетов и экспертные советы, которые могут прописать степень экономического влияния законопроекта, его социальную значимость, сколько принятые нормы принесут денег в госбюджет, сколько привлекут инвестиций и т.д.

2.Важный критерий – законопроект должен нести под собой системную реформу, а не технические поправки, которыми обычно забивают время.

3.Всю базу законопроектов, которые уже зарегистрированы, необходимо проранжировать по степени важности: от системных реформ до технических правок. Это позволит составлять повестку дня более качественно. Например, выносить в первую половину дня проекты с красным ярлычком, а второстепенные оставлять на потом.

4.В базе законопроектов есть много одинаковых по смыслу документов, которые могут отличаться одним пунктом или даже словом. Причина клонирования в том, что два субъекта законодательной инициативы не смогли договориться об этом самом пункте. Простите, но если депутаты не могут найти консенсус на берегу, стоит ли ожидать его в парламентском зале? Ведь любая спорная ситуация – это всего лишь повод для пиара депутата. Правило простое: одна реформа/проблема/концепция – один закон. Депутаты — это переговорщики, которые обязаны уметь находить истину, а не плодить законопроекты.

5.Крайне важно синхронизировать работу Верховной Рады и Кабинета Министров с точки зрения соответствия наличия исполнительный ведомств комитета в Раде. Яркий пример – Комитет по вопросам информатизации и связи, который разрабатывает инновационное законодательство для развития цифровой экономики. Проблема в том, что в Кабмине нет ведомства, которое отвечает за инновации, а значит и имплементировать принятые законы некому.

Проблемы и архаизмы в работе Верховной Рады заметны далеко за пределами Украины. Специальная миссия ЕС уже дала свои рекомендации. Думаю, что лишь этим дело не ограничится. Весьма гротескно смотреть и на то, как быстро принимаются документы, которых требуют кредиторы. Даже если эти законы несут за собой вред и разруху.

Украинский парламент не сильно изменился после советских времен: замыливание глаз техническими документами, дружное своевременное нажатие на кнопки, нежелание слушать и слышать оппонентов (не путать с оппозицией). А также отсутствие современных способов организации работы: за технические поправки вполне можно голосовать онлайн.

Работа должна быть качественной, а не количественной. Именно такая «реформа» должна произойти в головах депутатов. Как только качество станет ключевой ценностью, реформа парламента произойдет сама собой.

Присоединяйтесь к нашему телеграм-каналу Мнения Нового Времени


Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев
Если Вы хотите вести свой блог на сайте Новое время, напишите, пожалуйста, письмо по адресу: nv-opinion@nv.ua

Мнения ТОП-10

Читайте на НВ style

Последние новости

опрос

Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер:

Все материалы раздела Мнения являются личным мнением пользователей сайта, которые определены как авторы опубликованных материалов. Все материалы упомянутого раздела публикуются от имени соответствующего автора, их содержание, взгляды, мысли не означают согласия Редакции сайта с ними или, что Редакция разделяет и поддерживает такое мнение. Ответственность за соблюдение законодательства в материалах раздела Мнения несут авторы материалов самостоятельно.