Как построить счастливую и успешную компанию

0 комментировать
Мастерство создания процветающих организаций имеет много граней. Однако умение создавать сплоченные и высокорезультативные команды – одно из самых сложных

Ему нужно учиться всю жизнь, преодолевая массу сопротивлений.

Как часто, выступая перед своей командой, компанией, сообществом, министерством, страной (ненужное зачеркнуть), вы планировали прорывные стратегии и реформы, но все заканчивалось ничем? Или собирали сторонников и толкали на совещаниях зажигательные речи, ставили амбициозные и вдохновляющие цели, а затем все расходились, и наступала суровая отрезвляющая реальность – нулевой результат? Или когда вместо горящих глаз и задора, слышали лишь невнятное бормотание, стыдливо опущенный взгляд, вжатые плечи, поиск виноватых, перекладывание ответственности, видели безынициативность, безволие и покорность? Или в ответ на вжатую в пол педаль газа и призыв к активным действиям – полное отсутствие организационного ускорения? Или когда и просили, и кричали, и мотивировали, и умоляли, и манипулировали, и вдохновляли, а они все равно не работали, но зарплату требовали исправно.

Ночной кошмар любого руководителя.

У этой болезни есть название – низкая вовлеченность. Для тех, кто не очень в теме – это когда внутри ваших сотрудников появляется тихий голос, нашептывающий: «Уходи отсюда, здесь нет возможности учиться и расти!», «Эй, ты топчешься на месте и нет никакого прогресса в твоем развитии!», «Чего ты так "вламываешь", кругом одни раздолбаи, тебе что, надо больше всех?», «Всем наплевать на тебя, особенно руководителю, чего проявляешь инициативу?», «Твое мнение никому не нужно, сиди и не высовывайся!». Со временем, усиливаясь, тихие голоса звучат громче, высказываясь вслух в курилках и шепотом. И от этих разговоров опускаются руки, начинается саботаж изменений, разрастается культурная погань.

Наличие миссии и ценностей уже давно атрибут устойчивой компании

Результаты последнего отчета Gallup подтверждают, что лишь 33% сотрудников в 70% ведущих мировых компаний чувствуют себя вовлеченными. Всего 21% утверждают, что ими управляют таким образом, чтобы они показывали выдающиеся результаты. И всего 15% отметили, что качество лидерства в их компаниях вселяет уверенность в будущем.

Да, Gallup проводил исследование в США, но спешу вас расстроить: в Украине все еще хуже. Для большинства украинских компаний даже такой проблемы, как вовлеченность, не существует. Типичная позиция бизнеса: "Какое счастье? Я плачу ему зарплату – пусть пашет". Часто бывает еще вот так: "Сотрудник – средство производства, я его купил, я его и использую как хочу. Не будет работать – поменяю". А один собственник FMCG бизнеса имел даже смелость в публичном интервью заявить, что команду надо загонять как лошадей, выжимая из них максимум и менять раз в год, приглашая на место павших следующую пачку. Не буду на него ссылаться, но скажу, что эта компания на сегодня – банкрот.

Однако мир в разгар четвертой промышленной революции не терпит такого отношения. Зарплатный ошейник и бонусные подачки перестают мотивировать и удерживать от ухода. Модели отношений, типа: "соковыжималка – апельсин", "механизм – шестеренка" – отжили свое. И этому масса причин – от поколения миллениалов и проникновения цифровых технологий до усиления человеческих миграций и растущей интеллектуальной емкости работ. Пришло время для новых концепций, например, "сад – садовник", "живая компания" и прочее. Бизнес должен ухаживать за каждым сотрудником, чтобы он цвел и плодоносил – такова новая реальность.

Ведь новые поколения, накатывающие волнами на рынок труда, отказываются мириться с отношением: "вот стол стул и компьютер – заткнись, сиди и работай работу". Они много чего требуют вдобавок. И в первую очередь ответа: "Зачем?". Им важно, кто находится рядом с ними. Насколько эти люди дружелюбны и настроены друг на друга? Каким образом им ставят задачи и насколько они развивающие? Каким образом им дают обратную связь и сопровождают их развитие? Как быстро они накапливают опыт и профессионально растут? Насколько они реализованы и видят ли смысл в том, чем занимаются?

Джош Берсин, один из самых выдающихся HR исследователей современности, год назад предложил модель Simply Irresistible, предлагающую конкретные рецепты лечения этих проблем. Джош считает, что это всегда вопрос баланса пяти элементов: значимой работы, поддержки со стороны руководителей, позитивной рабочей среды, возможностей для личного развития и веры в лидеров компании. Раскроем поподробнее:

Значимая работа. Психолог Эдвард Дэси утверждал, что мотивацию человека формируют три древние силы: тяга к автономии, страсть к мастерству и желание работать среди похожих. Джош подтверждает – если дать человеку свободу принимать решения, позволить совершенствоваться и создать условия для творческой работы, то компания будет зарабатывать больше денег, вкладывая меньше.

Качественный менеджмент. Генеральный директор и топ-менеджмент могут разрабатывать вдохновляющие стратегии, но когда дело доходит до реальной работы, то судьба оказывается в руках среднего менеджмента. А это значит, что чем больше компетентность среднего слоя вашей команды соответствует вызовам, которые перед ними стоят, тем выше вовлеченность. Иными словами, прежде чем мечтать о рыночном доминировании, добейтесь управляемости.

Позитивное рабочее пространство. Вовлеченность возрастает, если компания помогает ликвидировать границы в модели «work-life balance». Рост давления на сотрудников и объёма требований к ним в плане результата должно сопровождаться внедрением поддерживающей среды: от open space и ненормированного рабочего дня до бесплатной еды и занятий йогой.

Развитие сотрудников. Исследования показывают, что возможности для обучения, профессионального развития и личного роста находятся среди главных драйверов вовлеченности. Это означает, что компания должна использовать весь инструментарий: развивающее делегирование, временные назначения, создание индивидуального плана развития и плана карьерной прогрессии, вовлечение в горизонтальную проектную работу и так далее.

Ясность направления, куда движется компания. Наличие миссии и ценностей уже давно атрибут устойчивой компании. Организации, которые строятся на предназначении, имеют в три раза меньшую текучесть, чем те, которые нет, утверждает Джош, и на 30% охотнее поддерживают инновации и изменения.

Элементы модели Джоша Берсина, безусловно, глубже, чем эти описания. И дают возможность провести тест-проверку на предмет того, все ли элементы вы используете для того, чтобы поднять эффективность своей организации. Ведь, чем быстрее растет сложность и больше скорость изменений, тем важнее тщательная и точная настройка ваших команд.

Искусство вовлечения поддается упорным. Строить счастливые организации могут немногие. Однако, если вы попытаетесь и попробуете увеличить вовлеченность, то удивитесь насколько быстро получите результат. Потому что сотрудник в «потоке» (по М. Чиксентмихайи) распространяет счастье не только среди своих коллег, но и делает счастливыми ваших клиентов. А не это ли главное условие для процветания вашего бизнеса?

Присоединяйтесь к нашему телеграм-каналу  Мнения Нового Времени


Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев
Если Вы хотите вести свой блог на сайте Новое время, напишите, пожалуйста, письмо по адресу: nv-opinion@nv.ua

Мнения ТОП-10

Читайте на НВ style

Последние новости

опрос

Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер:

Все материалы раздела Мнения являются личным мнением пользователей сайта, которые определены как авторы опубликованных материалов. Все материалы упомянутого раздела публикуются от имени соответствующего автора, их содержание, взгляды, мысли не означают согласия Редакции сайта с ними или, что Редакция разделяет и поддерживает такое мнение. Ответственность за соблюдение законодательства в материалах раздела Мнения несут авторы материалов самостоятельно.