21 ноября 2018, среда

Несгибаемые неандертальцы и месть матушки Земли

В Западной Антарктиде вновь откололся гигантский айсберг

На этой неделе мы получили подарок к Хэллоуину от древних обитателей Перу, узнали много нового о неандертальцах и ужаснулись новому пророчеству относительно климата Земли.

1Ужасные статуи

В перуанском городе Чан-Чан, который в доколумбовской Америке был центром культуры чиму (с 1250 по 1470 годы), находится древняя цитадель, очень интересующая археологов.

На этой недели ученые, работавшие в подземном проходе, ведущем в цитадель, обнаружили 19 деревянных идолов с глиняными масками.

Идолы, которым более 750 лет, отлично сохранились в нишах вдоль 30-метрового коридора. Высота идолов — в среднем около 70 см. Благодаря маскам из бежевой глины, каждый из них имеет собственное лицо (и даже, как говорят ученые, характер). У каждого идола на спине - щит.

Возможно, это были своего рода обереги, считают ученые.

2После нас — апокалипсис

Согласно новому отчету Всемирного фонда дикой природы, за последние 40 лет количество животных в мире сократилось на 60%.

Но больше всего ужасает даже не сама цифра, а тот факт, что наше поколение - первое, которое узнало об этом, и последнее, которое может что-то изменить.

Эксперты прогнозируют, что территории на Земле, свободные от влияния человека, сократятся от четверти общей площади планеты до десятой ее части уже в 2050 году. Главными проблемами являются уничтожение локальных видов животных, охота, загрязнение, болезни и климатические изменения.

Это — ужасающий прогноз, к которому обязательно должны прислушаться политики (да-да, звучит как шутка), большой бизнес и т.д.

3Природа не прощает

И словно в продолжение предыдущей новости - от передней части ледника Пайн-Айленд в Западной Антарктике откололся огромный айсберг.

Его площадь составляет 300 кв км. Для сравнения, площадь Запорожья составляет 278 кв км, а Харькова — 350.

И дело не только в том, что от ледников откалываются такие гигантские айсберги, в конце концов, такое случалось и раньше. Дело в том, с какой частотой это происходит.

В 2000-х годах события такого масштаба происходили примерно каждые пять лет, заявляют исследователи. Но с 2013 года было уже четыре таких события, в том числе в прошлом году.

Поток айсбергов растет, а сам ледник катастрофически уменьшается. Спутниковые снимки показывают, что передняя часть ледника медленно сползала в океан на протяжении десятилетий, прежде чем начать резко разрушаться в последние годы. За счет этого ледник Пайн-Айленд стал самым быстро тающим ледником на Земле.

И это — только начало пугающих процессов, которые происходят в Антарктике.

4Дышите — не дышите

Международная команда исследователей реконструировала грудную клетку неандертальца, найденного в Израиле в 1983 году. Выяснилось, что древний родственник человека ходил и дышал совсем не так, как принято считать.

Исследователи детально рассмотрели грудную клетку, позвоночник и полости для сердца и легких, что позволило сделать выводы о дыхании и осанке неандертальцев. Выяснилось, что позвоночник был буквально утоплен в грудную клетку, не было поясничного изгиба, а ребра внизу расширялись.

Полученные данные показывают, что неандертальцы не ходили сгорбившись, и дышали глубже, чем современный человек.

В последнее время мы все чаще узнаем о неандертальцах нечто, не укладывающееся в общепринятые представления.

Достаточно вспомнить недавнюю новость о гибриде денисовского человека и неандертальца.

Или о том, что причиной вымирания неандертальцев было вовсе не похолодание.

Журнал НВ
по специальной цене

Подписка на журнал Новое Время до конца ноября дешевле на 100 грн! Подпишитесь сейчас на 12 месяцев всего за 559 грн.

Оформить подписку