Большие корпорации vs динамичные стартапы: в чем интрига?

7 мартa 2018, 19:21

Сотрудничество между двумя мирами во многих случаях является взаимовыгодным

Двадцатый век был временем могущества корпораций. Это было царство вертикальных структур, субординации и корпоративной дисциплины. Двадцать первый век явил миру стартапы – идеи, которые вспыхивают, часто сразу же гаснут, но иногда превращаются в глобальные бестселлеры. Это время горизонтальных связей, соцсетей и проектного менеджмента.
И вот эти две реальности, две культуры бизнеса сошлись на одном поле. Что произошло? Может быть, огромные корпорации подмяли под себя юных инноваторов? Или наоборот – неуемная энергия стартаперов разрушила основы столетних корпораций?
Ни то и ни другое.
В природе есть бесчисленное количество примеров, когда большие организмы плодотворно сосуществуют с малыми. Биоценоз — так называется динамическая, способная к саморегулированию система, компоненты которой взаимосвязаны.
Принципы взаимодействия в природе все активнее изучаются в самых продвинутых научных лабораториях и центрах мирах. Возможно, потому что такие естественные отношения проверены тысячелетиями в процессе эволюции.

Инновации – это ключ к успеху любого стартапа
Не удивительно, что похожая взаимосвязь работает и в отношениях «корпорации-стартапы».
Крупные международные корпорации все чаще и активнее привлекают в свой бизнес всевозможные стартапы. Казалось бы, зачем акулам капитализма тратить свое время и ресурсы на маленькие команды, идеи которых далеко не всегда выстреливают на рынке? Потому что в этом есть большая предпринимательская логика.
Инновации – это ключ к успеху любого стартапа. Однако сейчас это также важно и для корпораций. Большие бизнесы имеют свои преимущества: капитал, клиентов или пользователей, а также ресурсы распределения. Корпорации также являются экспертами в разработке известных бизнес-моделей.
Однако корпорация – это в первую очередь процедуры и протоколы. Одним словом – бюрократия. Динамичность и поиск новых бизнес-моделей не всегда являются частью «корпоративной ДНК». Стартапам же при их естественной открытости, инновационности, гибкости и динамизму не хватает доступа к ресурсам, клиентам и качественной экспертизе.
Соединение стартапов с корпорациями обеспечивает первым полезные связи, ресурсы, рыночную экспертизу, а также приносит доход. Сотрудничество между двумя мирами во многих случаях является взаимовыгодным. При этом на Западе корпорации используют несколько моделей взаимодействия с инноваторами.
Первая модель – это использование корпоративного венчурного капитала. Как показало исследование Бостонской консалтинговой группы (BCG), за 5 лет 210 крупнейших кампаний в 7 ведущих отраслях (по 30 в каждой), а также компании из ТОП-30, увеличили использование корпоративного венчурного капитала с 27 до 40%. А для ТОП-10 кампаний этот показатель еще выше – с 41% до 57%. Обычно корпорации входят с миноритарными пакетами венчурных инвестиций для того, чтобы понимать и контролировать тенденции рынков, не упустить рождение новой сверхидеи. Здесь на первом плане – не финансовая выгода, а владение ситуацией, продвижение инноваций. Это, так сказать, «корпоративная рука на пульсе новых технологий».
Вторая модель – это сотрудничество с акселераторами и инкубаторами. Как показывает статистика, это направление развивается еще динамичнее. С 2010 по 2015 год использование акселераторов и инкубаторов среди топ-30 компаний возросло с 2% до 44%. Для ТОП-10 этот показатель также вырос с 4% до 66% (BCG).
При этом акселераторы и инкубаторы – это не только пространства, где можно найти интересную команду с идеей. Как правило, такие инновационные хабы активно коммуницируют с другими подобными структурами, обмениваются информацией, позволяют командам работать на стыке отраслей и целых индустрий. Корпорация, которая тесно общается с инкубаторами и акселераторами, получает доступ к потоку свежей информации и неорганизованным мозгам. На приграничных рынках возникают новые продукты и направления.
Третья модель – это создание внутри корпорации инновационных лабораторий. Здесь также фиксируется рост – в ТОП-тридцатке с 5% до 19%, в ТОП-10 – с 16% до 41% (BCG). Обычно такие лаборатории создаются внутри производственного процесса для того, чтобы ускорить выход продукта. По сути это стартап внутри корпорации – более динамичный, маневренный, свободный, но все же внутренний – он работает над продуктом корпорации и помогает общему процессу.
Издание Forbes опубликовало рейтинг наиболее инновационных мировых компаний за 2017 год. В первой десятке известные всем имена: TESLA, AMAZON, NETFLIX. Компании в рейтинге ранжированы по показателю так называемой инновационной надбавки, или разницы между рыночной капитализацией и чистой текущей стоимостью финансовых потоков от существующих бизнесов. У TESLA этот показатель составляет 78,43%, у AMAZON – 72,78%, у NETFLIX – 71,54%. Лидер рейтинга – корпорация Salesforce (производитель баз данных, CRM и облачных технологий) имеет показатель инновационной надбавки 82,46%. В рейтинге присутствуют не только высокотехнологичные бренды, созданные в последние десятилетия, но и давние корпорации с историей – такие как Starbucks, Visa, Mastercard, Procter & Gamble и другие.
Бостонцы в своем обзоре в качестве примера приводят корпорацию Johnson & Johnson. Напомню, эта компания основана в 1886 году. Сегодня это мировой лидер в производстве средств косметики и гигиены, а также медицинского оборудования. Залог долголетия корпорации в том, что она очень гармонично использует внешние инновации и собственный внутренний опыт. Johnson & Johnson развивает собственные лаборатории и в то же время активно инвестирует в венчурные проекты, поощряет любые инициативы своих ученых по взаимодействию с внешней инновационной средой.
Все это свидетельствует о том, что «экономический биоценоз» между крупными корпорациями и стартапами не просто работает, но и приносит ощутимую пользу всем участникам процесса.
Так в чем же интрига? А интрига в том, что мы в Украине стоим на старте создания такой взаимовыгодной системы. Ее связующим звеном должны стать инновационные хабы, площадки для коммуникации и взаимодействия корпораций и стартапов.
Презентуя в рамках всемирного экономического форума в Давосе инвестиционные возможности Украины, мы в первую очередь делали акцент представителям мировых корпораций на инновационном потенциале нашей страны. Конечно же, мы будем вовлекать в проекты акселерации и отечественные корпорации. И все же потенциал украинских инноваторов не ограничивается национальными масштабами. Как показал Давос, в мировых корпорациях существует немалый интерес к Украине. А значит, будут результаты.

Присоединяйтесь к нашему телеграмм-каналу Мнения Нового Времени

Журнал НВ (№ 21)

Парламентские списки

Благодаря двум новым политсилам парламент ждет беспрецедентное в истории Украины обновление

Читать журнал

Стань автором

Если Вы хотите вести свой блог на сайте Новое время, напишите, пожалуйста, письмо по адресу:

nv-opinion@nv.ua

Выбор редакции

Политика

Сегодня, 15:28

img
Фото дня. Владимир Зеленский и Ангела Меркель — первая встреча
Геополитика

Сегодня, 10:27

img
В Украину прибыл временный поверенный в делах США
Новий вечір

Сегодня, 19:35

img
Феминизм — это не больно. Майкл Щур и Ярослава Кравченко — о гендерном равенстве и Телебаченні Торонто