От базара до Майдана. Как менялась главная площадь столицы — история и фото
За последние тридцать лет Майдан Незалежности в Киеве пережил три революции. Здесь возводили и сносили памятники, разбирали брусчатку и строили новые фонтаны. О том, как развивалась история главной площади столицы, специально для НВ рассказала главный редактор издательства ВАРТО Елена Насырова.
Мы не будем останавливаться на древнем периоде истории местности, где со временем образовалась центральная площадь Киева, об этом много написано в специальной литературе. Сразу перейдем к этапу формирования площади (точнее, ее части) в привычной нам конфигурации. Произошло это в начале 30-х годов ХІХ века, когда ее расчистили от остатков оборонного вала и начали постепенно застраивать одноэтажными деревянными домами. На достаточно большом свободном пространстве быстро возник базар, возле него бродячие артисты стали устанавливать свои временные балаганы.
Уже во второй половине 1830-х площадь, прежде по названию местности именовавшаяся Козьим болотом, получила название Крещатицкая. Примерно через десять лет была предпринята первая попытка благоустройства ее территории. По распоряжению генерал-губернатора Дмитрия Бибикова здесь соорудили фонтан, который служил поилкой для лошадей и был своеобразным пожарным резервуаром. Вода в него поступала благодаря перепаду высот и, неочищенная, била тоненькой струйкой. Вероятно, выглядело это достаточно убого, поскольку киевляне дали сооружению пренебрежительное название Урод.



В середине 1850 годов на площади появилось первое каменное трехэтажное здание, которое в 1861 году приобрело Губернское Дворянское собрание, в нем же расположилась небольшая библиотека с платным входом — первое подобное публичное заведение в городе. На противоположной стороне площади (там, где сейчас Главпочтамт) размещался двухэтажный дом аптекаря Эйсмана с лучшими тогда в Киеве магазинами на первом этаже.
Постепенно вместо старых деревянных домов площадь застраивалась более современными каменными, в которых открывались трактиры, небольшие отели и торговые заведения. К началу 1870-х годов стихийную рыночную торговлю на площади запретили — базар частично благоустроили, частично перенесли в другие места. На освободившейся территории стали проходить народные гуляния и, как прежде, киевлян развлекали представления бродячих трупп.
Во второй половине этого же десятилетия административный центр Киева сместился с Подола на Крещатик, в 1878 году на площади по проекту архитектора А. Шиле построили здание городской думы. Главный фасад здания полукруглой формы был обращен в сторону Крещатика. Крылья здания поначалу имели два этажа (в 1900 году их надстроили), а главный корпус — три. Над трехэтажной частью возвышалась башня с куполом, украшенная шаром с позолоченной статуей Архангела Михаила — небесного покровителя Киева. Как писал историк Н. Сементовский «Ценность статуи [составила] 1,100 руб., а позолота, доставка, заказ статуи и постановка ее на башню обошлись до 1,000 руб.». Кроме того, на фасаде установили «часы башенные — изделия заграничного, с боем». Первый этаж боковых фасадов думы отдали под магазины, в это же здание переехала городская библиотека, и здесь же было выделено помещение для ночного пункта дежурства врачей.

В тылу здания образовалась закрытая площадь, которую назвали Думской, там разбили сквер. В 1909 году в центре сквера установили чугунный фонтан (один из так называемых малых фонтанов Термена). Правда, если днем в сквере отдыхали горожане, и бонны прогуливались с детьми, то по вечерам на левую сторону выходили на работу проститутки с Козьеболотной улицы (сейчас переулок Шевченко). Так что «чистая публика» в темное время суток старалась избегать посещения этого места.

Здесь заметим, что весь предыдущий рассказ посвящен только одной части современного Майдана Незалежности. Напротив думы площади тогда не было — вся нечетная сторона Крещатика между теперешними улицами Институтской и Архитектора Городецкого была застроена сплошным рядом многоэтажных домов. В первом этаже № 15 (старая нумерация) на углу с Институтской располагалась знаменитая кондитерская Семадени.


После убийства в Киеве в 1911 году премьер-министра П. Столыпина было принято решение установить ему памятник на Крещатике перед думой. Его открыли через два года, но простоял он совсем недолго и после февральской революции был при большом стечении народа снесен в марте 1917 года.


Бесконечные смены власти 1917−1920 годов мало отразились на внешнем облике площади, хотя она постоянно находилась в эпицентре революционных и военных событий. В марте 1919 года, когда в городе правили большевики, площадь получила название Советская. После окончательного прихода коммунистов со здания бывшей думы в июне 1921 года была снята фигура Архистратига. И хотя ее собирались отправить в музей, этого не произошло. Вероятно, скульптура просто ушла в переплавку, так же как и исчезнувший с площади фонтан. Помещения думы передали новым органам власти, здесь разместился Губисполком; вместо покровителя Киева на шпиле здания укрепили красную звезду, а его стены превратились в одну из главных площадок для размещения пропагандистских плакатов.

Логичным шагом новой власти стала установка на месте свергнутого Столыпина памятника Карлу Марксу. Он был выполнен по проекту скульптора И. Чайкова и торжественно открыт 1 мая 1922 года. По причине спешки и отсутствия финансов открыли гипсовую копию, покрытую бронзовой патиной, с тем, чтобы потом заменить ее полноценным памятником, отлитым из бронзы. Накануне газета Пролетарская правда написала, что в день открытия «перед памятником Марксу продефилируют части Киевского гарнизона, готовые показать пролетариату Киева свою мощь и лишний раз повергнуть в панику притаившуюся контрреволюцию». В итоге государственная «мощь» вылилась в то, что бронзовая фигура так и не была отлита, а копия, выполненная в кубических формах, оказалась настолько неуклюжей, что сразу же вызвал насмешки. Об этом остались воспоминания в литературе. О. Мандельштам ядовито заметил: «Нет, это не Маркс, это что-то другое!», высказался по поводу шедевра и М. Булгаков: «Слов для описания черного бюста Карла Маркса, поставленного перед Думой в обрамлении белой арки, у меня нет. Я не знаю, какой художник сотворил его, но это недопустимо. Необходимо отказаться от мысли, что изображение знаменитого германского ученого может вылепить всякий, кому не лень».
Что касается рядовых киевлян, то их насмешкам не было предела. В 1923 году Крещатик был переименован в честь убитого в Швейцарии советского дипломата В.Воровского, и тогда появился городской анекдот: стоит Карл Маркс на воровской улице и держится за карман сюртука со своим капиталом. Памятник тихо и незаметно за одну ночь снесли в начале 1930-х годов, что вызвало неимоверное удивление киевлян, утром увидевших на площади вместо фигуры классика пятно свежего асфальта.

В 1934 году Киев стал столицей советской Украины, и в июне из Харькова сюда переехало республиканское правительство и партийные органы. Здание бывшей думы заняли Киевские обком и горком КП(б)У. С обретением городом столичного статуса возникла необходимость в реорганизации и реконструкции главной улицы: убрали трамвай, разобрали брусчатку на проезжей части и в следующем году Крещатик полностью заасфальтировали.


Не менее масштабные работы выполнили и на территории сквера за правительственным зданием. В целом проект реконструкции площади, которая в 1935 году получила имя «всесоюзного старосты» М. Калинина, предполагал надстройку всех зданий до шести этажей, но не был реализован. На площади сделали разворотный круг для трамваев, внутри обустроили сквер и установили новый фонтан, украшенный скульптурной группой.

Во время нацистской оккупации 1941−1943 годов Крещатик и часть площади превратились в сплошные руины. Отступающие советские войска заминировали дома главной улицы, мины сработали 24 сентября 1941 года, возник гигантский пожар, длившийся несколько дней и уничтоживший практически всю нечетную сторону и кварталы четной стороны от центральной площади до ЦУМа. А в ночь на 1 ноября подпольщики довершили «работу», взорвав здание бывшей думы, за что гитлеровцы отомстили расстрелом 300 заложников — ни в чем не повинных киевлян, на свою беду оказавшихся утром в этом районе.

После изгнания нацистов в ноябре 1943 года практически сразу начались работы по расчистке завалов, а 22 июня 1944 года был объявлен архитектурный конкурс на застройку Крещатика. По его итогам одним из решений стало расширение площади в сторону Липок. Так она приобрела привычный нам сегодня вид из двух частей, разделенных главной городской магистралью. Тогда были убраны развалины зданий по нечетной стороне Крещатика и остатки строений на Институтской улице, включительно с руинами так называемого небоскреба Гинзбурга — 11-этажного доходного дома, располагавшегося по адресу Институтская, 16−18. На четной стороне Крещатика снесли остов бывшей думы и распланировали огромную клумбу.


16 августа 1944 года по киевским улицам провели огромную колонну пленных гитлеровцев, прошли они и по Крещатику. А в мае 1945 года с трибуны, установленной на площади Калинина, украинское руководство принимало парад, посвященный Победе. В феврале 1946 года прямо на новой клумбе установили огромную виселицу и на глазах большого количества киевлян казнили 12 осужденных нацистских преступников.
Строительство на Крещатике продолжалось с 1949-го до 1960 года, и закончилось возведением здания наземного вестибюля станции Крещатик с рестораном Метро. Старая часть площади Калинина оказалась застроенной только наполовину. Более полутора десятилетия, до реконструкции, она имела ассиметричный вид из-за разного уровня этажности зданий. Вероятно, именно поэтому на видовые фотографии и открытки обычно попадала только сторона с новыми домами.
После того как с площади убрали трамвай, на месте трамвайного круга сделали разворотное кольцо троллейбусов. В его центре сохранили довоенный фонтан, но уже без скульптурной группы, сильно пострадавшей от военных обстрелов. С правой стороны площади остались старые дореволюционные здания, в том числе маленький двухэтажный дом, известный тем, что в нем у своего приятеля фотографа И. Гудовского бывал Тарас Шевченко. Правда, киевляне 1950−1960-х больше знали его по знаменитой рекламе на крыше. Сначала там был рекламный щит с вопросом: «Чи вживають ваші діти печінку тріски?» А когда печень трески стала пользоваться спросом, щит сняли и установили новый: «Хто морозиво вживає, той квітучий вигляд має». Это вызывало недоумение у киевского писателя В. Некрасова и у его мамы: «Мать тоже пожимает плечами: Всю жизнь ем мороженое, и никогда этого не замечала».

С левой стороны между переулком Шевченко и улицей Калинина (сейчас Софийской) в 1952—1954 годах выросли два дома-близнеца, в одном из которых открылся гастроном с богато оформленными интерьерами. А в 1958 году закончили строительство Главпочтамта.

На большой территории новой части площади, раскрытой в сторону Липок, сделали террасы, соединенные лестницами, и разбили газоны. В 1958—1960 годах на верхней террасе вместо разрушенного дома Гинзбурга была возведена гостиница Москва (сейчас Украина). По первоначальному замыслу группы архитекторов, возглавляемой А. Добровольским, она должна была напоминать московские сталинские высотки. Но в 1955 году вышло печально известное правительственное постановление по борьбе с архитектурными излишествами, строительство затянулось, проект пришлось пересмотреть. В итоге здание получилось довольно странным — срезанным сверху и завершенным плоской крышей.




В таком виде площадь Калинина пребывала до середины 1970-х годов, пока в 1974 году на ХХV городской партийной конференции не было принято постановление о превращении Киева в образцовый коммунистический город. И хотя на реконструкцию главной площади тогда объявили конкурс, до реализации, как это бывает, дело не дошло. Единственным итогом стал снос здания бывшего дворянского собрания и еще двух домов за ним, и строительство на этом участке Дома профсоюзов по проекту архитекторов А. Малиновского и А.Комаровского. В 1976 году добавилось еще одно новшество — на площади появилась станция метро новой Куреневско-Красноармейской линии (ныне Оболонско-Теремковская), тоже получившая имя Калинина.
Поскольку приближалась юбилейная дата — 60-летие Октябрьской революции, власти начали спешить с реконструкцией площади. Правда, к юбилею в 1977 году успели придать новый вид только той части, что выходила на нечетную сторону Крещатика. Перед гостиницей Москва установили монумент в честь Великой Октябрьской социалистической революции, выполненный в виде пилона из красного гранита с 9-метровой фигурой Ленина. Ниже перед ней располагалась отлитая из бронзы группа в виде четырех статуй — рабочего, крестьянина, работницы и матроса (авторы проекта скульпторы В. Бородай, В. Зноба, И. Зноба). Площадь и станцию метро под ней переименовали, назвав в честь Октябрьской революции. Впервые здесь установили трибуну, с которой партийное руководство принимало парад. Движение колонн военных и демонстрантов теперь начиналось не от нынешней Европейской площади (как было долгие годы прежде), а со стороны Бессарабки. Киевские острословы тут же придумали шутку о том, что, оказывается, 60 лет все шагали в неправильном направлении.

В 1980 году закончили затянувшееся строительство Дома профсоюзов и продолжили работы по реконструкции старой части площади. Деятельность активизировалась, поскольку было принято правительственное решение широко отпраздновать 1500-летие Киева — с точки зрения многих историков весьма спорная дата. На площади снесли еще сохранившиеся старые дома и, выровняв этажность комплекса, построили новые — для гостиницы Красная Звезда (сейчас гостиница Казацкая) и жилого дома с памятным многим киевлянам магазином Поэзия в первом этаже (в наше время здесь офисные помещения). Старый фонтан в центре разворотного троллейбусного круга убрали, ликвидировали сквер и построили новый фонтан Дружба народов. Буквально через пару лет с него демонтировали гербы 15 союзных республик, а само сооружение урезали по высоте. Поскольку внешне фонтан напоминал игорный стол казино, его моментально окрестили Рулеткой, и официальное название было забыто. От главного фонтана в сторону Крещатика распланировали еще шесть фонтанов меньшего размера в два ряда. Надо сказать, что в таком виде площадь полюбилась киевлянам, возле Рулетки отдыхали в жаркие дни, здесь назначали свидания, сюда приходили десятиклассники после последнего звонка.



В августе 1989 года на площади случились страшное несчастье — рухнул портик здания Главпочтамта, похоронив под собой 11 человек.

Место трагедии оградили и начали ремонтные работы, которые по ряду причин затянулись почти на десять лет и были полностью закончены только к 10-летнему юбилею Независимости Украины. На противоположной стороне площади за это время произошло множество перемен. В 1991 году был демонтирован памятник в честь Октябрьской революции, понаблюдать за сносом пришли сотни киевлян. Площадь переименовали в Майдан Незалежности, так же назвали и станцию метрополитена. В 1994 году объявили конкурс на архитектурный памятник-символ обретенной Независимости, который должен был украсить Майдан.

В 2001 году началась реконструкция Майдана, власти решили его осовременить и сделать «более европейским». Не такие уж старые и достаточно эстетичные фонтаны убрали во имя строительства под площадью огромного торгового центра Глобус. От главного фонтана отказались, и на месте «Рулетки» появилась прозрачная полусфера — часть импровизированного глобуса. На остальной территории установили четыре прозрачные пирамиды, а в квадрат между ними поместили шесть небольших фонтанов в два ряда.
Перед началом масштабного строительства археологам не дали времени на проведение полноценных археологических исследований. Более того, многие обнаруженные уникальные артефакты в прямом смысле слова тогда закатали в асфальт. Перед полусферой поставили ворота Архистратига Михаила, на них установили фигуру самого покровителя Киева. Язвительные горожане опять занялись словотворчеством и назвали скульптуру Бетменом.


Вторая половина площади тоже подверглась значительным изменениям. После длившегося шесть лет конкурса на лучший памятник, символизирующий украинскую Независимость, тут воздвигли колонну высотой около 60 метров, облицованную белым мрамором, на постаменте в виде бароккового христианского храма. Колону венчает фигура девушки в украинском национальном костюме с калиновой ветвью в руках (скульптор А. Кущ). И уже традиционно киевляне отреагировали на городские новшества — памятник многим не понравился и тут же получил альтернативное имя Галя с калиной, или просто Галя.

За тридцать последних лет площадь стала свидетельницей трех революций: студенческой революции на граните 1990 года, Оранжевой революции 2004 года и Революции Достоинства 2014 года.