Памятник царю, фанерный красноармеец, фонтан Слоник и Арка дружбы народов. История Крещатого парке в Киеве — архивные фото
24 мая в Европе празднуют день парков. Главный редактор издательства ВАРТО Елена Насырова поделилась с НВ историей одного киевского парка. Как на смену памятнику царю пришел фанерный красноармеец, а вместо фонтана Слоник возвели Арку дружбы народов.
Несколько лет назад немецкий урбанист Филипп Гартнер составил рейтинг самых зеленых городов Европы. Согласно его исследованию, Киев занял первое место в списке из 43 городов с населением более двух миллионов. Но в мировом рейтинге 2020 года, опубликованном Husqvarna Urban Green Space Index, столица Украины оказалась лишь на сотом месте в мире из проанализированных 155 городов 60 стран. Конечно, что в основе исследований лежат разные подходы, но в любом случае можно смело утверждать, что цепочка парков над Днепром от Владимирской горки до Выдубичей составляет львиную долю зеленых богатств Киева и эта зеленая зона — уникальна. О каждом из парков можно написать отдельную книгу, сегодня мы расскажем только об одном из них — Крещатом парке — «наследнике» знаменитого Купеческого сада.
Во второй половине ХІХ века территория современного Крещатого парка принадлежала комплексу Дворцового парка, основанного по повелению императрицы Елизаветы в 1743 году. Точнее, она была его самой неухоженной окраинной частью. Киевлянин А. Паталеев писал: «В начале шестидесятых годов (имеются в виду 1860-е) ни скверов, ни благоустроенных садов для общественных гуляний в Киеве еще не было. Так называемый Царский сад в то время представлял собой мерзость запустения. Летом … сад этот заселялся босяками и отбросами населения. Гулять в нем даже днем было небезопасно». Ситуация в запущенном парке улучшилась, когда часть его территории возле начала Александровского (сейчас Владимирского) спуска в 1867 году с разрешения царя Александра ІІ была отведена «в бесплатное, без ограничения времени, пользование Высочайше утвержденного Общества искусственных минеральных вод» (ранее это заведение располагалось в пострадавшем от сильного пожара полуразрушенном Мариинском дворце).

Некоторое время заведение было популярно у горожан, «по утрам там играла военная музыка, и публика, гуляя, лечилась водами и ваннами». Но в конце 1860-х к Киеву провели железную дорогу, зажиточные киевляне получили удобное сообщение со знаменитыми европейскими бальнеологическими курортами, и «искусственные» воды утратили привлекательность. Акционеры общества приняли решение о его ликвидации, но как люди деловые и думающие о потенциальной выгоде озаботились вопросом дальнейшего бесплатного пользования землей. Разумеется, городу это было не выгодно, так что из затеи бизнесменов ничего не вышло.
Землю «при условии надлежащего оборудования сада и постройки дома» получило в аренду Киевское купеческое собрание. В 1882 году по проекту архитектора В. Николаева «дом», а точнее, целый дворец с концертным залом, просторным фойе, буфетом и помещениями для отдыха, и карточной игры — зимний клуб Купеческого собрания — был построен на площади перед самым началом спуска на Подол. Обладавший прекрасной акустикой концертный зал, как и дополнительные комнаты, не только использовались купцами для собственных нужд, но и постоянно сдавались в аренду, принося неплохой доход.


Взялись и за обустройство сада, причем, киевское купечество, похоже, решило не ударить в грязь лицом и потягаться в благоустройстве с самими хозяевами соседнего Царского сада. Понятно, что императорскую семью такие вещи беспокоили очень мало, но для Киева подобные «соревнования» оказались полезными. Парк-сад полностью преобразился, в глубине территории построили красивые деревянные здания летнего клуба и театра, появилась открытая площадка с эстрадой. С мая по сентябрь по вечерам там звучала музыкальная классика в исполнении профессионального симфонического оркестра. О его выступлениях оставил воспоминания К.Паустовский: «Оркестр играл в белой деревянной раковине, а слушатели сидели под открытым небом. Большие клумбы с левкоями и табаком пахли в сумерках сильно и сладко». Летний деревянный театр в теплое время года арендовала знаменитая украинская труппа Н. Садовского.


Вход в сад с Царской (сейчас Европейской) площади был оформлен красивой резной аркой, в глубину вела широкая центральная аллея. Возле летних помещений распланировали смотровую площадку, в саду открыли ресторан, одним словом, создали все условия для прогулок днем и прекрасного времяпрепровождения вечером. За вход необходимо было платить в будние дни 30−40 копеек, а в выходные 15, что отсекало бедную публику. А Вертинский вспоминал: «этих денег у нас не было. И мы … пробирались со стороны Царского сада через забор или со стороны Александровской улицы (сейчас улица Грушевского), где нужно было взобраться на глазах у полицейских на огромный вал, обсаженный зеленым дерном, и потом пролезть через ряды колючей проволоки».



Не удивительно, что сад стал любимым местом отдыха зажиточных киевлян — представителей среднего класса. А город постоянно получал неплохой доход — Купеческое собрание выплачивало в казну ежегодную арендную плату в размере 10 тысяч рублей.

В 1912 году Купеческий и Дворцовый сады разделила новопроложенная Петровская аллея, а сообщение между парками обеспечил ажурный мостик, построенный по проекту Е. Патона. В 1911 году на площади между входом в парк и зданием клуба Купеческого собрания открыли памятник царю-освободителю Александру ІІ.

Количество желающих отдохнуть в Купеческом саду постоянно росло, в 1913 году издатель известных иллюстрированных путеводителей по Киеву Ч. Ящевский сетовал: «По вечерам, особенно в праздничные дни, здесь бывает такая давка, что не только слушать музыку или любоваться видами, но и гулять можно только с большим трудом». Это были, как сказал М.Булгаков, «времена легендарные, те времена, когда в садах самого прекрасного города нашей Родины жило беспечальное, юное поколение». Однако «легендарные времена оборвались, и внезапно, и грозно наступила история».
В революционные и военные годы парк пришел в полное запустение, весь деревянный городок возле смотровой площадки и даже настил Паркового мостика киевляне растащили на дрова в холодные зимы 1917−1920 годов. Разумеется, никаким купцам и их садам места в советском Киеве не нашлось. Парк получил новое название — Пролетарский, и вход в него стал охранять грозный фанерный красноармеец, закрывший постамент снесенного памятника императору.


Хотя из сада по-прежнему открывался великолепный вид, от киевлян требовалось не «буржуйское» бесполезное любование красотами, а погружение в новые реалии. Этому способствовала пропагандистская реклама на смотровой площадке с фигурой «вождя народов». Его поднятая рука указывала в «светлое коммунистическое завтра», а цифры четыре и пять, призывали выполнить пятилетку за четыре года. О концертах классической музыки забыли, эстраду приспособили для новых целей — там стали проводили разнообразные мероприятия и собрания.


Некогда ухоженная территория совершенно утратила свой нарядный вид и опять, как и в 1860-е годы, стала местом опасным для прогулок в вечернее время. В романе Місто украинский неоклассик В.Пидмогильный пишет про парк над Днепром как про чащобу, «де кінчалась алея й починалась стежка край кручі. Темні чагарі тхнули тут вогкістю й похмурим спокоєм льоху». Упадок продлился до середины 1930-х годов, когда сталинская власть озаботилась передачей парка и бывшего купеческого клуба детям. Здание превратилось в Киевский дворец пионеров и октябрят, на входе в него установили скульптуры-близнецы пионеров с горнами.

Парк переименовали в Сад пионеров и задумали создать тут целый детский городок. Масштабный проект предусматривал реконструкцию и расширение здания Дворца пионеров, строительство нескольких каменных павильонов, новое оформление аллей с установкой парковых скульптур. На месте прежней смотровой площадки устроили бельведер, правда, киевлянам это название не понравилось и прижилось другое — балюстрада. В юго-восточной части парка появился кинотеатр. После Второй мировой войны он работал с названием Днепр, кинотеатр повторного фильма, стереокино, а сейчас в полностью перестроенном виде, но с сохранением/воссозданием довоенного мозаичного панно с изображением павлина, превращен в Киевский академический театр кукол.


К реконструкции парковой территории привлекли группу студентов-архитекторов. В числе их работ был фонтан Слоник — симпатичная фигурка слоненка, выполненная из бетона, очень оживила площадь перед выходом к балюстраде.

Но приведенный в порядок и обустроенный парк, как и Дворец пионеров, ждало новое испытание. В период оккупации 1941−1943 годов здание бывший Купеческого клуба нацисты превратили в Немецкий клуб. Там был организован досуг господ офицеров, в том числе, по рассказам переживших оккупацию людей, работал элитный публичный дом. Уходом за парком немцы не занимались, да и прогуливаться среди густой зелени и кустов побаивались.

Вскоре после освобождения Киева, в июне 1944 года, был объявлен архитектурный конкурс на восстановление Крещатика, предполагавший новое видение ансамбля всей центральной части города. Тогда над парком и бывшим Купеческим клубом нависла угроза полного уничтожения. Некоторые архитектурные проекты содержали предложения о сносе здания, возведении на вершине холма грандиозного памятника и полном преобразовании части горы, спускающейся к Днепру. К счастью, эти идеи не были воплощены

Здание бывшего Дворца пионеров передали Киевской филармонии (сейчас Национальная филармония Украины), а парк постепенно привели в порядок. Реконструировали вход, устроили гранитную лестницу с фонтаном-каскадом, восстановили детские павильоны, благоустроили парковые дорожки, в 1952 году соорудили новую музыкальную раковину-ротонду с площадкой для слушателей и возобновили концерты. В нижней части, примыкающей к Владимирскому спуску, за зданием бывшего Дворца пионеров, оборудовали городок детских аттракционов. Несколько позже территорию всех парков вдоль Днепра — от Владимирской горки до Аскольдовой могилы — административно объединили в единый Центральный парк культуры и отдыха города Киева (ЦПКиО).




Фонтан Слоник, располагавшийся перед смотровой площадкой примерно там, где сегодня стоит пара «братьев-славян», счастливо пережил войну. В 1950-е он попал на множество официальных фотографий и открыток и стал излюбленным местом для фотосессий киевлян. Здесь запечатлевали себя влюбленные, семьи делали фото в конце воскресной прогулки, а озорная молодежь оставалась в кадре в обнимку с фигуркой слоненка. Гулять возле фонтана хорошо было даже зимой.


Рядом с симпатичным фонтанчиком открыли летнюю кафешку-наливайку. Приключения под ее зонтиками описаны в мемуарах многих киевлян. Там любили, закусив плавленым сырком, «разогреться» стаканчиком вина перед посещением танцплощадки. Она действовала на территории парка ниже аттракционов и получила в народе название Жаба.
В 1970-е детский городок развлечений реконструировали, заменили колесо обозрения, установили аттракционы Веселые горки, цепные карусели, гигантские качели-лодочки.


Время шло, к сожалению, забавный Слоник, любимый несколькими поколениями горожан, устарел морально и физически, и его убрали с площадки. В 1979 году было решено построить тут грандиозный монумент в честь «воссоединения Украины с Россией» (скульптор А. Скобликов, архитекторы И. Иванов, С. Миргородский, К. Сидоров). Памятник задумали и реализовали в виде металлической Арки дружбы народов радиусом более 30 метров. Под ней скульптурно воссоздали сцены «единения» — от Переяславской рады до победы в войне и на трудовом фронте. Ироничные, ко всему привыкшие киевляне тут же дали арке название «ярмо», правда, иногда ее еще называют «памятником погибшему велосипедисту».


После обретения Украиной независимости периодически возникают разговоры о необходимости демонтажа арки и гранитной композиции под ней. Но свято место пусто не бывает, и воображение современных архитекторов, деятелей культуры, да и застройщиков, все время будоражит возможность воплотить на этом месте свои проекты. Здесь то собирались создать Пантеон Героев, которые во все времена защищали суверенитет Украины, то возвести 55-этажный элитный гостиничный комплекс.