Метрополитен расширят в полтора раза. Что изменится в Киеве за 20 лет — новый генплан столицы
В понедельник, 16 декабря, мэр столицы Виталий Кличко презентовал новый генплан развития Киева на 20 лет — до 2040 года.
Пока что киевские власти показали его презентацию с базовыми целями и направлениями развития города. Подробный полный проект обещают представить в январе 2020-го, тогда же начнутся общественные слушания и обсуждения нового генплана.
«Систематизировать весь тот беспорядок, который происходил в столице десятилетиями, — тоже нелегкое и не одномоментное дело. Поэтому сегодня — только первый шаг к принятию Генплана столицы», — заявил Кличко 16 декабря, пообещав учесть будущие замечания урбанистов, архитекторов и общественности.
НВ рассказывает, как планируют преобразовать Киев за ближайшие 20 лет и что изменится за это время в столице.
Население
К 2041 году численность фактического населения Киева вырастет на 440 тыс. человек — с нынешних 3,36 млн до 3,8 млн жителей.
Доля занятого населения столицы за 20 лет, как ожидается, вырастет еще более существенно — с 1,73 млн до 2,45 млн человек (т.е. на 720 тыс. человек)
Создание Киевской агломерации
К 2040 году вместо расширения городских границ столицы планируется образовать Киевскую агломерацию, в которой будет проживать до 5,2 млн человек. Она охватит Киев с пригородами, включая Ирпень, Бучу, Вышгород, Бровары, Борисполь, Обухов, Васильков, Боярку.

Предполагается, что агломерация будет включать в себя урбанизированное ядро (в пределах Большой кольцевой дороги Киева), внешнюю зону и отдельные сектора. В пределах ядра добраться до центра города можно будет за 40 минут.
Транспорт
За 20 лет в Киеве хотят в 1,5 раза увеличить протяженность линий метрополитена: удлинить существующие и достроить новую ветку, Подольско-Выгуровскую (метро на Троещину).
Железную дорогу планируют включить в единую систему с метрополитеном и скоростным трамваем с созданием пересадочных узлов.

Запланировано построить три новых транспортных перехода через Днепр.
Магистральная уличная сеть расширится (почти на 130 км, до 870 км), появятся новые транспортные развязки на разных уровнях и многоярусные паркинги.
Власти обещают развивать велосипедную инфраструктуру, а также сделать город более комфортным для пешеходов и маломобильных групп населения.
Вокруг Киев должна быть достроена Большая окружная автомобильная дорога, а также появиться система «дублеров» основных выездов из Киева.
Запланировано отведение территории для строительства четвертого киевского аэропорта Рославичи (между Обуховым и Васильковым). Борисполь планируется развивать и расширять дальше, в аэропорту Гостомель — развивать грузовой терминал, а аэропорт Киев (Жуляны) столичные власти могут закрыть «в отдаленной перспективе».

Киев планирует внедрить автоматизированную систему управления дорожным движением.
Жилье
В ближайшие 20 лет в Киеве планируют построить 28,5 млн кв м нового жилья. До сих пор рекордным в столице считался 2017 год, когда в эксплуатацию было введено 1,7 млн кв. м. новых квартир. В 2018 году этот показатель снизился до 1,25 млн кв. м.
К 2040 году на одного киевлянина должно приходиться не менее 29 кв м жилплощади.
Столичная власть декларирует такие приоритеты на два грядущих десятилетия: «каждой семье — отдельная квартира», жилищное строительство в комплексе с детсадами, школами и другой социальной инфраструктурой. К 2040 году в Киеве должно появиться 45 тыс. новых мест в детсадах и 67 тыс. мест в школах.
Кличко заявил, что город попытается положить конец хаотичной застройке. «Необходимо установить жесткий контроль за комплексностью застройки. Если хочешь построить комплекс зданий, микрорайон, — обязательно предусматриваешь количество жителей и возводишь необходимую инфраструктуру. Школы, сады, спортивные и игровые площадки, скверы», — пояснил мэр.
Город также намерен провести реконструкцию устаревшего жилья («хрущевок») на площади около 1,5 тыс. гектаров.
Формирование сети общественных центров
Генплан предусматривает создание в Киеве системы общественных центров вокруг крупнейших магистралей, станций скоростного транспорта и пересадочных узлов.

Предполагается, что вокруг таких центров будут концентрироваться:
- новые центры культурно-деловой активности;
- многофункциональные общественно-деловые центры;
- специализированные центры (медицины, науки и высшего образования);
- публичные пространства для горожан (зеленые зоны
и т. д. )
Судя по карте, представленной в презентации генплана, также предполагается закрепление за центром города статуса общегородского центрального ядра.
Рабочие места и промышленность
Количество рабочих мест в городе к 2040 году должно вырасти в 1,5 раза — с 1,7 млн до 2,5 млн. Приоритет — создание новых рабочих мест на левом берегу Днепра и в отдаленных от центра районах.
При этом Киев будет сокращать площадь промышленных и коммунально-складских территорий.
Для этого в генплане предусмотрены такие шаги:
- технологически переоснастить экологически вредные производства;
- реорганизовать заброшенные промышленные зоны «под предприятия с новейшими технологиями»;
- создать инновационные индустриальные и технологические парки, научно-производственные и инновационные экономические кластеры.
Историческое наследие Киева
Новый генплан столицы будет включать в себя и историко-архитектурный опорный план, цель которого — защитить 3,5 тыс. киевских объектов культурного наследия.
В частности, в районах важнейших исторических памятников планируется запретить высотную застройку.
Озеленение и экология
Через 20 лет в Киеве должно появиться 36 новых парков, 17 лесопарков возле жилых массивов и 50 новых скверов — всего около 2,3 тыс. гектаров новых зеленых зон.
Город также намерен добиваться улучшения экологической ситуации, в том числе такими шагами:
- снижать загрязнение воздуха автомобильным транспортом и стационарными источниками выбросов;
- улучшить защиту водоемов, подземных вод;
- развивать озеленение отдельных территорий столицы;
- организовать эффективную санитарную очистку города.