«Культура — это недодеятельность». Как Довженко-Центр живет и отстаивает свое право на сохранение украинского кинонаследия

24 июля 2021, 08:47
NV Премиум

Идея создания собственного украинского киноархива возникла в начале 90-х, когда в первые годы независимости стало понятно, что снятые в период СССР украинские фильмы остались в уже российском Госфильмофонде.

В 1994 году специальным указом второго президента Украины Леонида Кучмы был создан Национальный центр Александра Довженко. Шесть лет Центр не имел собственного помещения, и работать приходилось в арендованных помещениях Киевской кинокопировальной фабрики. Ранее она принадлежала к числу крупнейших в Советском Союзе и выпускала миллионы километров пленки с отечественными и зарубежными фильмами для сотен кинотеатров. История с тиражированием пленки закончилась с приходом новых технологий, количество снятых в Украине картин в 1990-х годах стремительно уменьшилось, фабрика была ликвидирована, а в 2000 году ее правопреемником стал Довженко-Центр.

Видео дня

Коридор Довженко-Центра (Фото: Владимира Федотова для НВ)
Коридор Довженко-Центра / Фото: Владимира Федотова для НВ

Сейчас он занимает четыре корпуса бывшей фабрики, которые были построены в 1950—1970-х годах. Центральный корпус — яркий пример индустриальной архитектуры брежневской эпохи, и именно в нем размещены фильмохранилище, кинокопировальная лаборатория, киноархив, медиатека, Музей кино, перформативная площадка Сцена 6 и книжный магазин. С 2011 года Национальный центр Александра Довженко начал свое превращение из индустриального учреждения в мультикультурный хаб и место, которое собирает вокруг себя сторонников украинского и зарубежного кино.

НВ посетил Довженко-Центр и узнал, чем живет и занимается институция в эпоху цифрового кино, а также о конфликтах, которые произошли между Центром и властью в последние несколько лет.

Показать ещё новости
Радіо NV
X